Эксоцман
на главную поиск contacts
Микроэкономика представляет собой хорошо разработанный научный и учебный предмет, который является стандартной частью экономического образования в любой стране. Это логически стройная, весьма интересная и необычайно полезная для понимания окружающей нас действительности дисциплина... (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 05-10-2004
Диляра Ханифовна Гребениченко, Сергей Федорович Гребениченко Социологические исследования. 1998.  № 2. С. 31-42. 
Ключевое значение для оздоровления российской экономики имеет удовлетворение ожиданий и выражение текущих интересов отечественного массового потребителя. Весомую роль на пути России к развитому рынку потребительских товаров и услуг призвано сыграть составление на региональном и общефедеральном уровнях основных показателей экономического развития – индексов потребительских настроений (ИПН). На данных региональных исследований ИПН в Екатеринбурге, Красноярске, Саратове и Воронеже проведенных в октябре 1996 и январе 1998 гг. авторы статьи показывают различия ИПН по регионам России и отмечают общие закономерности – смещение потребительских настроений населения в сторону снижения спроса. Изменения и колебания в платежеспособном спросе рождают пересмотр предложения поставщиков товаров и услуг и сообразно с этим значение ИПН не может не предвосхищать необходимость политико-правовых изменений условий хозяйственной жизнедеятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-07-2005
Денис Олегович Стребков Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 51-60. 
Целью исследования, результаты которого представлены в статье, являлось изучение текущего кредитного поведения российского населения, выявление основных установок по отношению к долгу и оценка перспектив развития кредитной системы в России. В качестве источника эмпирических данных используются результаты квартирного опроса домохозяйств в Москве, Самаре, Екатеринбурге, Краснодаре и Пскове, проведенного в конце 2002 г. В ходе исследования проведен анализ опыта кредитной деятельности граждан, определены склонности населения к заимствованию, выявлены основные мотивы получения кредита, а также сделана оценка потребностей в кредитах и структуры спроса на кредитные услуги.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-07-2005
Вадим Валерьевич Радаев Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 5-18. 
Автор отмечает, что потребительское поведение долгое время находилось на периферии внимания социологов, став предметом исследований на исходе XX века. Социология потребления в целом развивается обособленно от экономических наук и экономической социологии (где многие вопросы формирования потребительских рынков и предпочтений разных социальных групп недостаточно изучены и оставлены маркетологам). В классической политэкономии проблематика потребления находилась «на четвертых ролях». «Считалось, что наиболее существенные (базисные) отношения сосредоточены в процессе производства, а потребление, хотя и является конечной целью, выступает чем-то производным» (с. 6). Автор дает рабочее определение понятия социально-экономического потребления, выделяя два ключевых момента: использование полезных свойств того или иного блага и расходование (уничтожение) этих его свойств. Рассмотрены направления экономической теории, в которых наиболее представлена связанная с потреблением тематика. Маржиналисты (конец XIX в.) ставили на первый план «суверенного потребителя» (неоклассическая экономическая модель, описывающая поведение фирмы, максимизирующей прибыль). В 1970 г. Г. Беккер в новой теории потребления предпринял попытку рассмотреть «вкусы» в качестве «независимой переменной экономического анализа». В настоящее время все чаще изучаются мотивы потребительских действий с учетом того, что при рассмотрении только рациональных сторон поведения из поля внимания выпадают импульсивные покупки, а также потребление под влиянием вредных пристрастий. Автор представил подходы таких экономистов, как Дж. Дьюзенберри, Х. Лейбенстайн к изучению влияния социальной дифференциации на потребление, уделил внимание анализу практик демонстративного поведения в «Теории праздного класса» Т. Веблена. Устойчивость потребительских предпочтений исследуется П. Бурдье, который показывает, как стремление высших классов дистанцироваться от низших слоев проявляется в структуре и стиле потребления. Так товары становятся средством социальной дифференциации. По мнению Ж. Бодрийяра, только меньшинство людей способно реконструировать логику знаковых обозначений (товарных символов); большинство находится во власти товарного фетишизма и оказываеся объектом манипуляции. В заключении автор отмечает, что социологии необходимо преодолеть «известную культурологическую зацикленность» и перейти к более активному изучению экономических аспектов темы.
ресурс содержит прикрепленный файл