Эксоцман
на главную поиск contacts
Микроэкономика представляет собой хорошо разработанный научный и учебный предмет, который является стандартной частью экономического образования в любой стране. Это логически стройная, весьма интересная и необычайно полезная для понимания окружающей нас действительности дисциплина... (подробнее...)

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований)

Опубликовано на портале: 31-10-2017
Сергей Валерьевич Малахов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 3. С. 64-80. 
Анализ оптимального потребительского выбора в условиях равновесного разброса цен обнаруживает методологические различия между феноменами морального риска и обратного отбора. Если моральный риск представляет собой индивидуальную поведенческую реакцию на предельную норму замещения досуга на потребление, предлагаемую страховым контрактом, обратный отбор имеет место на всех несовершенных рынках, характеризующихся равновесным разбросом цен и в силу этого выглядит как структурная характеристика рынка и как естественный отбор потребителей с различными доходами и различной склонностью к поиску. Анализ страхования здоровья, где склонность к поиску принимает форму склонности заботы о здоровье, показывает, что моральный риск имеет место тогда, когда страховой полис предлагает неоптимальное соотношение потребления медицинских услуг и свободного времени, и что моральный риск выражает не неограниченное потребление бесплатных товаров, а элементарный процесс оптимизации досуга и потребления. Консьюмеризация страхования здоровья в рамках «потребительских планов» может решить проблему морального риска только частично, поскольку для полного исключения морального риска следует разрешить перепродажу медицинских услуг и самих страховых полисов, как это произошло на рынке полисов страхования жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-03-2017
Светлана Владимировна Мареева Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 1. С. 88-104. 
В статье на данных общероссийских репрезентативных исследований ИС РАН 2014-2016 гг. проведен анализ особенностей потребления среднедоходных слоев в условиях кризиса. Показано, что хотя в современном российском обществе среднедоходные группы составляют сегодня большинство, они при этом не могут быть напрямую соотнесены со средним классом в его классовой трактовке. При этом среднедоходные слои неоднородны между собой по многим признакам, в том числе и особенностям потребления. Их стандарт жизни остается достаточно скромным, хотя и заметно превышает стандарт выживания, а новые экономические условия привели к широкому распространению среди них практик экономии – прежде всего, на потреблении, затем – на отдыхе. Экономия достаточно серьезно повлияла и на инвестиции в человеческий капитал – образование и медицинские услуги (в большей степени экономия этого типа свойственна представителям нижней среднедоходной группы, чем верхней). Хотя представители средних слоев достаточно активно используют платные медицинские услуги (и относительно реже – образовательные), причиной этого заметно чаще является отсутствие или недоступность бесплатных аналогов, нежели поиск услуг более высокого качества, т.е. это для них в определенной степени вынужденный выбор. Обновление товарного набора средних слоев в условиях кризиса проходит не так активно, но их стандартные наборы товаров длительного пользования за последние два года все же достаточно заметно расширились – прежде всего, за счет относительно сложной техники, которую они постепенно переводят из разряда инновационной в состав расширенного набора. В этом плане верхняя среднедоходная группа успешно выполняет функцию инновационного потребителя.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2013
Сергей Валерьевич Малахов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2012.  Т. 4. № 3. С. 6-21. 
Когда ожидаемая экономия на покупках больше ставки заработной платы, условие оптимального поиска приводит к отрицательной предельной полезности досуга. Поиск трансформирует классический эффект дохода в индивидуальном предложении труда, и время досуга начинает дополнять время поиска. Потребители компенсируют досуг, имеющий отрицательную полезность, покупкой статусных товаров на рынках с высоким разбросом цен. Статусное потребление дополняет демонстративный досуг и создает «эффект Веблена», равно как и эффект «садоводства на борту лодки».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-11-2013
Сергей Валерьевич Малахов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2013.  Т. 5. № 3. С. 58-80. 
Статья раскрывает микроэкономический механизм эффекта Веблена и случая Гиффена как результатов отрицательной предельной полезности денег. Предельная полезность потребления также становится отрицательной. Общая полезность потребительского выбора увеличивается только путем увеличения времени досуга. Этот общий эффект создает на макроэкономическом уровне феномен денежной иллюзии. Данный общий эффект имеет глубокие исторические и институциональные корни, что требует для уменьшения его неравновесных экономических последствий более детального институционального регулирования.
ресурс содержит прикрепленный файл