Эксоцман
на главную поиск contacts
Микроэкономика представляет собой хорошо разработанный научный и учебный предмет, который является стандартной частью экономического образования в любой стране. Это логически стройная, весьма интересная и необычайно полезная для понимания окружающей нас действительности дисциплина... (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 35

The neo-Ricardians [статья]
Опубликовано на портале: 31-03-2003
Frank H. Hahn Cambridge Journal of Economics. 1981.  Vol. 4. No. 6. P. 353-74. 
Focuses on the neoclassical theory of economics in Great Britain. Calculation for the standard commodity; Assumptions of Piedro Sraffa on the cycle of production; Functions of the rate of return. (Из Ebsco)
Опубликовано на портале: 12-11-2004
Борис Александрович Ефимов Экономическая наука современной России. 1999.  № 2. С. 107-115. 
Нобелевская премия по экономике за 1998 год присуждена известному английскому экономисту, философу и социологу Амартье Сену за его вклад в теорию экономики благосостояния. Статья представляет небольшой биографический очерк об этом ученом, о его профессиональных интересах, о работах и исследованиях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2010
Томас Леонард Пушкин. 2009.  № 1. С. 157-159. 
Рецензия на книгу Роберта Франка "Отставание: Как растущее неравенство вредит среднему классу".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Мария Марковна Юдкевич Экономический журнал ВШЭ. 1998.  Т. 2. № 3. С. 358-378. 
Данная работа посвящена рассмотрению процесса формирования института посредников на рынке доверительных благ в ситуации, когда существующее распределение издержек измерения качества товара неэффективно и создает стимулы к проявлению оппортунистического поведения со стороны продавцов. Особое внимание уделяется вопросу влияния асимметрии информации на структуру и величину издержек измерения. В качестве примера рассматривается рынок компьютерной техники.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-12-2004
Максим Анатольевич Сторчевой
Краткий очерк по истории микроэкономической теории потребления и спроса, рассказывающий о формировании этой дисциплины в период в 19-20 вв. и о той роли, которую она сыграла в развитии неоклассической теории. Упоминаются все основные экономисты, внесшие вклад в развите этой области.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-10-2017
Сергей Валерьевич Малахов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 3. С. 64-80. 
Анализ оптимального потребительского выбора в условиях равновесного разброса цен обнаруживает методологические различия между феноменами морального риска и обратного отбора. Если моральный риск представляет собой индивидуальную поведенческую реакцию на предельную норму замещения досуга на потребление, предлагаемую страховым контрактом, обратный отбор имеет место на всех несовершенных рынках, характеризующихся равновесным разбросом цен и в силу этого выглядит как структурная характеристика рынка и как естественный отбор потребителей с различными доходами и различной склонностью к поиску. Анализ страхования здоровья, где склонность к поиску принимает форму склонности заботы о здоровье, показывает, что моральный риск имеет место тогда, когда страховой полис предлагает неоптимальное соотношение потребления медицинских услуг и свободного времени, и что моральный риск выражает не неограниченное потребление бесплатных товаров, а элементарный процесс оптимизации досуга и потребления. Консьюмеризация страхования здоровья в рамках «потребительских планов» может решить проблему морального риска только частично, поскольку для полного исключения морального риска следует разрешить перепродажу медицинских услуг и самих страховых полисов, как это произошло на рынке полисов страхования жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-11-2004
Кирилл Андреевич Багриновский Экономическая наука современной России. 2000.  № 1. С. 21-30. 
Настоящая работа посвящена исследованию свойств и особенностей некоторых рыночных механизмов, связанных с появлением и успешным развитием технологических новшеств в условиях изменяющегося спроса и конкуренции между производителями. В качестве основного аппарата анализа предлагается логистический подход, широко применяемый в биологии и экологии, в сочетании методами имитационного моделирования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-08-2008
Ольга Егоровна Германова, Р. А. Абдуллаев TERRA ECONOMICUS. 2006.  Т. 4. № 3. С. 99-111. 
Особенности поведения потребителя не ограничиваются координатами «доход – цена», «цена – качество». Необходим более глубокий анализ особенностей с учетом зависимостей «объем потребления – располагаемый доход», графически представляемый кривыми Энгеля; порядка предпочтительности приобретения основных продуктов питания при росте дохода и постоянных (растущих) ценах; изменения маршаллианского потребительского излишка в связи с ростом цен.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-08-2008
Ольга Егоровна Германова, Р. А. Абдуллаев TERRA ECONOMICUS. 2006.  Т. 4. № 2. С. 48-60. 
В исследовании потребительского поведения в качестве исходной используется модель рационального потребителя. В общепринятой трактовке под рациональностью потребителя понимается такое его экономическое поведение, в результате которого приобретается товарный набор, обладающий максимальной полезностью, в противном случае поведение потребителя на рынке характеризуется как нерациональное.
Опубликовано на портале: 05-10-2004
Диляра Ханифовна Гребениченко, Сергей Федорович Гребениченко Социологические исследования. 1998.  № 2. С. 31-42. 
Ключевое значение для оздоровления российской экономики имеет удовлетворение ожиданий и выражение текущих интересов отечественного массового потребителя. Весомую роль на пути России к развитому рынку потребительских товаров и услуг призвано сыграть составление на региональном и общефедеральном уровнях основных показателей экономического развития – индексов потребительских настроений (ИПН). На данных региональных исследований ИПН в Екатеринбурге, Красноярске, Саратове и Воронеже проведенных в октябре 1996 и январе 1998 гг. авторы статьи показывают различия ИПН по регионам России и отмечают общие закономерности – смещение потребительских настроений населения в сторону снижения спроса. Изменения и колебания в платежеспособном спросе рождают пересмотр предложения поставщиков товаров и услуг и сообразно с этим значение ИПН не может не предвосхищать необходимость политико-правовых изменений условий хозяйственной жизнедеятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-03-2017
Светлана Владимировна Мареева Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 1. С. 88-104. 
В статье на данных общероссийских репрезентативных исследований ИС РАН 2014-2016 гг. проведен анализ особенностей потребления среднедоходных слоев в условиях кризиса. Показано, что хотя в современном российском обществе среднедоходные группы составляют сегодня большинство, они при этом не могут быть напрямую соотнесены со средним классом в его классовой трактовке. При этом среднедоходные слои неоднородны между собой по многим признакам, в том числе и особенностям потребления. Их стандарт жизни остается достаточно скромным, хотя и заметно превышает стандарт выживания, а новые экономические условия привели к широкому распространению среди них практик экономии – прежде всего, на потреблении, затем – на отдыхе. Экономия достаточно серьезно повлияла и на инвестиции в человеческий капитал – образование и медицинские услуги (в большей степени экономия этого типа свойственна представителям нижней среднедоходной группы, чем верхней). Хотя представители средних слоев достаточно активно используют платные медицинские услуги (и относительно реже – образовательные), причиной этого заметно чаще является отсутствие или недоступность бесплатных аналогов, нежели поиск услуг более высокого качества, т.е. это для них в определенной степени вынужденный выбор. Обновление товарного набора средних слоев в условиях кризиса проходит не так активно, но их стандартные наборы товаров длительного пользования за последние два года все же достаточно заметно расширились – прежде всего, за счет относительно сложной техники, которую они постепенно переводят из разряда инновационной в состав расширенного набора. В этом плане верхняя среднедоходная группа успешно выполняет функцию инновационного потребителя.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-07-2005
Денис Олегович Стребков Социологические исследования. 2004.  № 2. С. 51-60. 
Целью исследования, результаты которого представлены в статье, являлось изучение текущего кредитного поведения российского населения, выявление основных установок по отношению к долгу и оценка перспектив развития кредитной системы в России. В качестве источника эмпирических данных используются результаты квартирного опроса домохозяйств в Москве, Самаре, Екатеринбурге, Краснодаре и Пскове, проведенного в конце 2002 г. В ходе исследования проведен анализ опыта кредитной деятельности граждан, определены склонности населения к заимствованию, выявлены основные мотивы получения кредита, а также сделана оценка потребностей в кредитах и структуры спроса на кредитные услуги.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-04-2011
Иван Вадимович Розмаинский TERRA ECONOMICUS. 2011.  Т. 9. № 1. С. 8-16. 
В статье исследуется «загадка снижения качества товаров по мере развития капитализма». Развивая идеи посткейнсианцев и традиционных институционалистов, особенно Дж. К. Гэлбрейта, автор доказывает, что крупные производители накапливают власть для снижения неопределенности. Одна из форм накопления власти — формирование у конечных потребителей лояльности к бренду. Расходы на формирование такой лояльности зачастую осуществляются ценой сокращения вложений в поддержание качества товаров, а потребитель, чрезвычайно лояльный к бренду, может проигнорировать ухудшение качества покупаемой продукции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-07-2005
Вадим Валерьевич Радаев Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 5-18. 
Автор отмечает, что потребительское поведение долгое время находилось на периферии внимания социологов, став предметом исследований на исходе XX века. Социология потребления в целом развивается обособленно от экономических наук и экономической социологии (где многие вопросы формирования потребительских рынков и предпочтений разных социальных групп недостаточно изучены и оставлены маркетологам). В классической политэкономии проблематика потребления находилась «на четвертых ролях». «Считалось, что наиболее существенные (базисные) отношения сосредоточены в процессе производства, а потребление, хотя и является конечной целью, выступает чем-то производным» (с. 6). Автор дает рабочее определение понятия социально-экономического потребления, выделяя два ключевых момента: использование полезных свойств того или иного блага и расходование (уничтожение) этих его свойств. Рассмотрены направления экономической теории, в которых наиболее представлена связанная с потреблением тематика. Маржиналисты (конец XIX в.) ставили на первый план «суверенного потребителя» (неоклассическая экономическая модель, описывающая поведение фирмы, максимизирующей прибыль). В 1970 г. Г. Беккер в новой теории потребления предпринял попытку рассмотреть «вкусы» в качестве «независимой переменной экономического анализа». В настоящее время все чаще изучаются мотивы потребительских действий с учетом того, что при рассмотрении только рациональных сторон поведения из поля внимания выпадают импульсивные покупки, а также потребление под влиянием вредных пристрастий. Автор представил подходы таких экономистов, как Дж. Дьюзенберри, Х. Лейбенстайн к изучению влияния социальной дифференциации на потребление, уделил внимание анализу практик демонстративного поведения в «Теории праздного класса» Т. Веблена. Устойчивость потребительских предпочтений исследуется П. Бурдье, который показывает, как стремление высших классов дистанцироваться от низших слоев проявляется в структуре и стиле потребления. Так товары становятся средством социальной дифференциации. По мнению Ж. Бодрийяра, только меньшинство людей способно реконструировать логику знаковых обозначений (товарных символов); большинство находится во власти товарного фетишизма и оказываеся объектом манипуляции. В заключении автор отмечает, что социологии необходимо преодолеть «известную культурологическую зацикленность» и перейти к более активному изучению экономических аспектов темы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-10-2010
Константин Павлович Глущенко, А.В. Баталева Регион: экономика и социология. 1999.  № 4. С. 111-129. 
Жилье является весьма неоднородным товаром. Квартиры различаются большим числом параметров, отражающих разные стороны потребительской ценности жилья (гедонистических характеристик): размерами, конструктивными особенностями, местоположением в городе, окружением и т.д. Поэтому важным аспектом исследования рынка жилья является анализ роли параметров качества в ценообразовании.
ресурс содержит прикрепленный файл