Эксоцман
на главную поиск contacts
Институциональная экономика (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 687

Опубликовано на портале: 30-01-2016
Елена Александровна Фролова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2015.  Т. 7. № 4. С. 100-111. 
В работе дана характеристика институциональной системы социальной ответственности экономических субъектов, которая представляет собой органическое единство норм, правил и механизмов их реализации в процессе взаимодействия экономических субъектов. Установлено, что институциональная природа социальной ответственности предусматривает взаимодействие и интеграцию социальных групп, способствует решению социальных дилемм путем интериоризации нормы социальной ответственности и формирования социально ориентированных предпочтений (убеждений), которые в свою очередь получают реализацию в рамках социально ответственного поведения субъектов. Институциональная система социальной ответственности рассмотрена с позиций методологического институционализма и включает в себя объекты институциональной системы (нормы, правила, поведение), субъектов институциональной системы (индивид, бизнес, государство) и институциональный механизм (интериоризация нормы социальной ответственности, стимулирование просоциального поведения, поддержание, адаптация и трансформация нормы социальной ответственности). Такая структура анализа позволяет более точно выявить природу социальной ответственности и ее значение для современного общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-11-2011
С.В. Козлова Экономические науки. 2009.  № 9. С. 27-30. 
В статье анализируется институциональная среда развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в России, которую составляют в числе прочих законодательно-правовые нормы. Проведен сравнительный анализ законов о ГЧП нескольких регионов России. На основе результатов, полученных в ходе исследования, автор приходит к выводу о наличии определенных противоречий между целями создания ГЧП и существующими сегодня законами о ГЧП.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-03-2017
А.Ю. Никитаева Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 1. С. 134-149. 
В статье обосновано, что успешное инновационно-ориентированное развитие промышленного комплекса региона может быть обеспечено за счет создания адекватной институциональной структуры. В качестве теоретико-концептуальной платформы для решения данной задачи предложено использование регионального институционализма. Приведены аргументы в пользу важности интеграционной составляющей в инновационном развитии промышленности в современных экономических реалиях и представлены потенциальные эффекты интеграции на мезо- и микроуровнях экономики. Интеграция потенциала промышленных структур при этом предполагает расширение партнерского сегмента отношений хозяйствующих субъектов в рыночной среде на основе конвергенции сетевого, кластерного, интеграционного подходов к управлению промышленным развитием. На основе анализа мирового опыта определено, что формирование многоканальных партнерских отношений хозяйствующих субъектов в промышленной сфере с вектором на инноватизацию требует создания соответствующих институциональных условий. Установлено, что основные задачи соответствующих институтов состоят в легитимизации различных форм и технологий партнерских отношений и стимулировании взаимодействий хозяйствующих субъектов. Первая задача решается с помощью нормативно-правового обеспечения интеграционных взаимодействий, вторая - с использованием программно-проектного подхода. Определены основные структурные элементы и функциональные области институциональной структуры региона в контексте инновационного развития промышленности. Показано, что институты организации партнерских отношений и контроля выполнения обязательств участников интеграционных образований могут носить формальный и неформальный характер, при этом особенно важное значение приобретает институт доверия. В работе обосновано существенное влияние региональной специфики на институциональную структуру и интеграционные связи хозяйствующих субъектов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-07-2017
Олег Сергеевич Сухарев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 2. С. 29-45. 
Исследуются основные положения теории поведения групп с особыми интересами М. Олсона, обнаруживающие «логику коллективных действий» с позиций применения «принципа расширения» Дж. Коммонса, позволяющего дать некоторые уточнения в содержание положений этой теории при условии, что изменяется критерий (правило), согласно которому ведут агенты в группе, сопоставляя индивидуальную и коллективную (для группы) выгоду. Если в виде целевой функции избрать превосходство индивидуальной над коллективной выгодой, то для точки максимума такого критерия относительное изменение отношения индивидуальной выгоды к общим издержкам будет равно разнице относительного изменения средней ценности единицы производимого общественного блага и удельных издержек на единицу этого блага. Стремление к наибольшей индивидуальной выгоде может ухудшать благосостояние экономической системы, что видно в рамках «дилеммы заключенного». Вместе с тем рост группы не всегда приводит к снижению эффективности, которая зависит от вводимого критерия. Иными словами, оценка ситуации в экономике определяется «институциональной функцией» экономической науки, дающей критерий для осуществления вердикта. «Принцип расширения» полезен при трактовке экономической политики, особенно в аспекте модификации принципа «целей и инструментов». Однако имеется ограничение на использование этого принципа, связанного с «эффектом кобры» и «ловушкой ожиданий». Кроме того, налицо конфликт «принципа презумпции теории», согласно которому сила экономической теории определяется решением большего числа задач меньшими инструментами, и «принципа расширения», требующего расширения возможностей и концентрации власти. Это применительно к экономической политике означает подбор инструментов из широкого набора мер воздействий с обоснованием их действенности (эффективности), обращенной не только непосредственно к параметрам влияния, но и к более широким характеристикам экономической системы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-08-2018
Виталий Леонидович Тамбовцев, Ирина Андреевна Рождественская TERRA ECONOMICUS. 2018.  Т. 16. № 2. С. 27-45. 
Цель статьи - очертить контуры институциональной теории планирования (ИТП) и обосновать возможность ее трактовки как общей теории планирования. Для этого мы вкратце характеризуем существующее разнообразие теорий планирования и описываем основные достижения в области применения идей новой институциональной экономической теории (НИЭТ) в исследованиях планирования. С нашей точки зрения, ИТП - это теория, в рамках которой планирование описывается как последовательность взаимодействий индивидов, - плановиков и стейкхолдеров непосредственных и конечных результатов планирования, - осуществляемых под влиянием стимулов, формируемых в конкретных условиях внутренней и внешней институциональной среды системы планирования. Исходя из значимости стимулов для успешности планирования, мы вводим следующие типы ситуаций планирования:-     самопланирование, в рамках которого индивид планирует свои собственные действия;-     коллективное планирование, при котором группа индивидов сообща, формируя в ходе обсуждения консенсус, определяет будущие действия ее участников;-     планирование по поручению, когда группа индивидов поручает другим индивидам (в том числе из состава самой группы) сформировать план будущих действий участников этой группы;-     директивное планирование, в рамках которого группа индивидов формирует план действий участников другой группы, при отсутствии прямого поручения со стороны последних сделать это.В качестве примера применения этой типологии выявлено, какие институциональные факторы в разных ситуациях планирования влияют на стимулы плановика обеспечить высокое качество планов. Исходя из проведенного анализа, делается вывод о возможности формирования на базе ИТП общей теории планирования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2015
Олег Сергеевич Сухарев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2015.  Т. 7. № 1. С. 59-78. 
Вводятся основные положения, принципы и критерии институциональной теории приватизации-национализации, управления активами в экономике. Проводится структурный анализ собственности в аспекте двух её базовых элементов - государственной и частной собственности, вводится модель взаимодействия государственного и частного секторов. Главное внимание уделено критериям оценки эффективности функционирования этих видов собственности, а также обоснованию целесообразности процесса приватизации и национализации собственности. Предлагаются принципы управления активами - проведения приватизации и национализации в экономике по изменению экономического благосостояния, формулируется ценовой критерий приватизации-национализации активов. Исходя из обоснования теоретических критериев проведения приватизации и национализации в экономике, даётся оценка изменению уровня благосостояния экономической системы. Суммируются условия проведения приватизации и национализации в зависимости от задач развития государственного и частного сектора экономики. Даётся оценка оптимального масштаба государственного сектора и выводится выражение для дефицита бюджета в зависимости от динамики развития государственного и частного секторов (в рамках модели дихотомии).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-06-2014
Олег Сергеевич Сухарев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2014.  Т. 6. № 1. С. 84-106. 
В статье предпринята попытка очертить контуры институциональной теории технологических изменений, дано определение технологии, определены типы и классы, осуществлена классификация технологий по различным критериям. Проведена элементарная формализация процесса смены технологий и получено для фирмы институциональное правило роста, а также показана постановка структурной задачи технологического выбора.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-11-2012
Дж. Коммонс TERRA ECONOMICUS. 2012.  Т. 10. № 3. С. 69-76. 
Институт определяется как коллективное действие по контролю, освобождению и расширению индивидуального действия. Его формы — неорганизованный обычай и организованные действующие предприятия или, при более общей трактовке, функционирующие организации. Индивидуальное действие — это участие в трансакции торга, трансакциях управления и нормирования2, которые представляют собой первичные единицы экономической деятельности. Контроль посредством обычая или организаций реализуется действующими правилами, которые определяют в той или иной степени, что индивид может делать и чего не может делать, что он должен делать и чего не должен делать, что ему позволено делать, а что не позволено. Участие в трансакциях связано с актами выбора, которые выражаются в исполнении действия, воздержании от выполнения действия или уклонении от действия. Действующим правилом Верховного суда является надлежащая правовая процедура. Универсальными принципами (т. е. сходствами по причине, эффекту и цели, которые можно обнаружить в любой трансакции) являются ограниченность ресурсов, эффективность, устремленность в будущее, действующие правила и ограничивающие факторы, подчиненные волевому контролю. Они проявляются в психологии переговоров, или поведенческой психологии убеждения и принуждения, в трансакциях торга; [в психологии] приказания и подчинения — в трансакциях управления; [в психологии] аргументирования и ходатайствования — в трансакциях нормирования.Трансакции предполагают правовой контроль, в то время как классическая и неоклассическая экономические теории занимались лишь физическим контролем. Правовой контроль — это будущий физический контроль. Три типа социальных отношений, неявно присутствующих во всех трансакциях, — это конфликт, зависимость и приказ. Социальные философии экономически различаются тем, каким трансакциям они отдают предпочтение.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-08-2008
Дж. Коммонс TERRA ECONOMICUS. 2007.  Т. 5. № 4. С. 59-70. 
В данной работе делается попытка охарактеризовать исключительно теорию институциональной экономики, как продукта решений, выносимых Верховным судом Соединённых Штатов. Это рискованное вторжение в область теоретической экономики, отличающейся от прикладных аспектов, которые относятся к частным случаям.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-12-2015
С.В. Мареева TERRA ECONOMICUS. 2015.  Т. 13. № 3. С. 124-135. 
В статье на данных общероссийских репрезентативных исследований РАНХиГС и ИС РАН проведен анализ институционального доверия в российском обществе и представлений россиян об эффективности институтов при выходе из сложных жизненных ситуаций. Показано, что уровень институционального доверия в обществе остаетсяневысоким, но достаточно стабильным. Однако наибольшее доверие при этом вызывают институты, выступающие в роли символов российской государственности, но мало влияющие на повседневную жизнь населения. При этом оценки, которые россияне дают эффективности институциональной системы в решении тех проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, довольно низки - только от 3% до 10% населения точно уверены, что могут рассчитывать на помощь тех или иных институтов. В итоге, в трудных жизненных ситуациях россияне полагаются, в первую очередь, на личные связи и помощь своего ближнего круга. Показано, что низкие оценки эффективности институтов в сложных жизненных ситуациях, характерные для населения, основаны не только на гипотетических представлениях, но и на личном опыте: хотя подавляющее большинство россиян не использует подобные каналы в случае возникновения сложной жизненной ситуации, но даже среди тех, кто все-таки пытается их использовать, такие стратегии не всегда оказываются эффективными. Отмечено, что эффективность использования социального капитала и тех или иных социальных каналов россиянами в трудной жизненной ситуации оказывается выше при наличии у домохозяйства и других типов ресурсов, в том числе экономических.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2018
Виктор Сергеевич Мартьянов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018.  Т. 10. № 1. С. 41-58. 
В статье рассматривается трансформация сферы доверия в обществе Модерна. Аргументируется, что в условиях долговременного замедления темпов глобального экономического роста все более значимы факторы, считавшиеся ранее внеэкономическими и суммируемыми концепциями социального и человеческого капитала. В современных обществах все более важным фактором развития является такая составляющая социального капитала, как генерализованное или институциональное доверие, снижающее разнообразные трансакционные издержки социальных коммуникаций и расширяющее ресурсные возможности граждан. Механизмы доверия становятся все более обезличенными и универсальными. Вместе с тем стратегия широкого доверия является менее устойчивой, чем априорное недоверие, фиксируемое любой традиционной культурой. Раннелиберальная рыночная теория предполагала, что рационально-эгоистические экономические индивиды добровольно придут к необходимости самоограничения и доверия в целях выстраивания успешных гражданских ассоциаций и стратегий коллективного взаимодействия. При этом размеры государства и его институтов интерпретировались как материализованное недоверие общества, снижающее общую эффективность социальных трансакций дополнительными издержками. Однако в глобальной реальности капитализма, характеризуемой усилением рентных механизмов, вновь возрастает роль государства как институционального гаранта генерализованного доверия и результатов социальных взаимодействий. Особенно значима функция государства как ценностного регулятора в контексте специфики российского периферийного рынка и антимодерного консенсуса. В результате гипотезы о расширении институционального доверия работают в условиях развитых демократий и рыночных экономик, граждане которых защищены в своих ожиданиях предсказуемых результатов социальных коммуникаций многообразными механизмами социального государства. Однако в ситуации периферийного капитализма и рентно-сословного общества стратегии расширения институционального доверия не срабатывают, преобладающие домодерные и антимодерные социальные группы используют ограниченные, исключающие стратегии доверия.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-07-2019
Евгений Васильевич Попов, Анна Юрьевна Веретенникова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2019.  Т. 11. № 2. С. 44-59. 
Целью данного исследования является разработка алгоритма институционального обеспечения процессов развития долевой экономики при создании комфортной городской среды. В ходе исследования были определены предпосылки развития долевой экономики в российской практике, в частности: потенциал снижения трансакционных издержек, стремительное развитие цифровых технологий, рост дисфункций институтов государственного управления и социального обеспечения, трансформация потребностей и мотивов поколений, что вносит изменения в ценности граждан, а также мотивы их участия в экономически невыгодных проектах. Проведена систематизация проектов долевой экономики по видам общественных благ, в том числе транспорт, образование, культура, ЖКХ, социальное обеспечение, защита окружающей среды и др., а также по предмету отношений, которые лежат в основе данных проектов (совместное потребление, производство, обучение, финансовое обучение). На примере институтов совместного производства, а также финансового обеспечения, описан алгоритм институционального обеспечения развития долевой экономики, включающий такие этапы, как определение стимулов потенциальных экономических агентов (среди которых как представители органов власти, бизнеса, так и простых граждан) участвовать в том или ином проекте долевой экономики; определение норм и правил, которые будут способствовать вовлечению граждан в тот или иной проект, апробация разработанных норм и правил на небольшой территории, обеспечение функционирования цифровой платформы, посредством которой будет проводиться взаимодействие, проектирование и анализ институтов, регулирующих процесс реализации данного проекта, а также мониторинг полученных результатов. Внедрение алгоритма институционального обеспечения долевой экономики позволяет целенаправленно формировать развитие городской среды посредством применения передовых технологий цифрового общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2013
Олег Сергеевич Сухарев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2012.  Т. 4. № 3. С. 95-111. 
В статье рассматривается проблема институционального планирования и определения траекторий институционального развития. Автор выделяет режимы институционального развития, которые могут определить траекторию развития, дает характеристику этим режимам по вводимым параметрам, оценивает специфику изменения трансакционных издержек для каждого режима и проводит анализ влияния открытых в рамках новой институциональной экономики эффектов и принципов на характер институциональных изменений. Развивается идея о дисфункциональности институтов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-11-2004
Татьяна Григорьевна Долгопятова Экономическая наука современной России. 1999.  № 3. С. 49-63. 
В статье рассматриваются особенности институционального развития сектора малого бизнеса (МБ) в современной российской хозяйственной жизни. Показано, что адаптация малых предприятий (МП) способствовала возникновению и упрочению ряда экономических институтов — деловых сетей и вертикально интегрированных структур. В то же время отмечается, что данные образования пока не сложились как полноценный институт представительства и защиты интересов малого предпринимательства. Деловые связи и сделки поддерживаются в основном неформальными контрактами, персонифицированными отношениями предпринимателей. Такая практика способствует разрастанию теневой экономики, что вносит негативные нотки в оценку рассматриваемого явления. В анализе использованы результаты формализованных опросов и глубоких (развернутых) интервью с предпринимателями, руководителями МП, проведенные Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства (ИСАРП) в 1992-1998 гг. при участии автора.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-10-2012
Л.М. Хуснутдинова Экономические науки. 2012.  № 2. С. 42-45. 
В  статье  рассматривается решение  проблемы  бедности через  призму  институционального подхода. Исследовано влияние на снижение бедности в РФ таких институтов, как государство, бизнес, социальное партнерство, страхование, рынок труда. Предложены меры  по снижению бедности в России. Научно-информационный журнал «Экономические науки»
ресурс содержит прикрепленный файл