Эксоцман
на главную поиск contacts
Институциональная экономика (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 29-04-2005
Андрей Анатольевич Зотов Социологические исследования. 2001.  № 2. С. 108-116. 
В статье представлен анализ классиком итальянской социологии Вильфредо Парето феномена социализма, данный в публицистике 90-х годов и в книге «Социалистические системы» (1902-1903 гг.). Рассмотрен его подход к решению проблемы отношения объективного и субъективного: субъективное явление – это искаженный образ объективного явления. На этом основано выделение и раздельное рассмотрение социализма как «объективного явления» (реальные системы) и как «субъективного явления» (идеальные системы). В разделе, посвященном «реальным системам социализма» изучаются исторически конкретные государственные и общественные образования, в которых доминировала общественная (коллективная) формы собственности. Здесь представлены взятые Парето из истории ранние прототипы социалистических систем: от античной Спарты и сельских общин до экспериментов Оуэна и кооперативных обществ конца XIX века. В разделе, посвященном «идеальным системам» социализм анализируется преимущественно как социалистические доктрины, теории, идеалы, воззрения и убеждения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-12-2004
Владик Сумбатович Нерсесянц Социологические исследования. 2001.  № 2. С. 24-34. 
Предлагается концепция "объективно возможного и необходимого постсоциалистического строя". Автор полагает, что логика движения общества от социалистического прошлого к постсоциалистическому будущему понятна только в контексте всемирно-исторического процесса, в ходе которого происходит увеличение степени свободы человека. Всемирная история как прогресс свободы в соответствии с учением Гегеля завершается установлением строя, основанного на частной собственности и на признании формально-правового равенства всех граждан. В статье отмечается, что Карл Маркс, при всем радикальном отличии его подхода от идей Гегеля, отрицал саму возможность иного, послебуржуазного типа права. При коммунизме, согласно Марксу, право и государство отмирают, а частная собственность на средства производства упраздняется. Встает вопрос о соотнесении реального социализма и искомой концепции постсоциализма с этими двумя версиями развития всемирной истории. В зависимости от политических ориентаций выделяются три группы ответов: 1. Социализм и коммунизм – историческая ошибка, надо возвращаться к капитализму. 2. Надо вернуться к социализму, отчищенному от искажений, и двигаться к коммунизму. 3. Пришло время для нового, не социалистического и не капиталистического строя. Автор придерживается последней концепции и рассматривает социализм, представляющий собой «отрицание» капитализма, как переходную ступень на пути к цивилизму (от civis – гражданин). Такой общественный строй может быть сформирован путем правового изменения форм собственности: на смену капиталистическому антагонизму между собственниками и не собственниками придут отношения между владельцами большей и меньшей собственности при государственно-правовом обеспечении неотчуждаемого права каждого гражданина на минимум собственности.
ресурс содержит прикрепленный файл