Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований)

Опубликовано на портале: 29-12-2018
Александр Яковлевич Рубинштейн, Андрей Евгеньевич Городецкий Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018.  Т. 10. № 4. С. 38-57. 
В настоящей работе представлен авторский подход к построению экономической теории современного государства, важными составляющими которой являются теория опекаемых благ и общая концепция изъянов смешанной экономики. Этот подход основан на оригинальной трактовке категории нерациональности, согласно которой поведение индивидуума может оцениваться нерациональным лишь с позиций внешнего источника, обладающего собственными предпочтениями. В качестве теоретической предпосылки данного подхода используется известное положение о существовании интереса общества как такового, не сводимого к предпочтениям экономических агентов. Такое понимание позволил дать более общую дефиницию патернализма и выявить риски его негативных последствий. Важное место в представленном исследовании занимает анализ эволюции государственного патернализма, нашедшей отражение в самом институте государства. Выделены несколько исторических этапов изменения его содержания и направленности, представлен экономический анализ моделей регулирующего государства, социального государства, государства развития и «государства плеймейкера», институционально обеспечивающих формирование патерналистских установок государства, декларирующего свои предпочтения в качестве нормативного общественного интереса. Наряду с другими видами изъянов смешанной экономики в работе описан особый их случай – «патерналистский провал», объединяющий изъяны общественного выбора и нерациональные действия бюрократии. Выделены пять типов нерациональности госслужащих: закон Вяземского, дилетантизм, «эффект кассира», закон Паркинсона и своекорыстие чиновников, порождающих «управленческий провал». Показано, что в отличие от провалов рынка и связанной с ними государственной активности риски патерналистского провала государства могут быть снижены институтами гражданского общества и самоорганизации граждан за счет их влияния на формирование нормативных установок и ограничение произвола бюрократии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-08-2015
Екатерина Андреевна Круглова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2015.  Т. 7. № 2. С. 99-108. 
В статье поднимается проблема неоперациональности определения государства, основанного исключительно на преимуществе в применении насилия на определенной территории, которое используется как базовая дефиниция в рамках российской школы новой институциональной экономической теории. Традиционное определение не позволяет исключить из анализа организации, не являющиеся государствами, но обладающие признаком территориального преимущества в применении насилия. Это создает сложности, так как размывает предмет исследования в работах, где им является государство. Автор предлагает дополнить определение, введя в него дополнительные признаки: легитимность и суверенитет. Новое операциональное определение позволяет исключить из анализа те организации, которые не являются государством, хотя и обладают похожими признаками.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2010
Анна Вениаминовна Ермишина, Людмила Владиславовна Клименко Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2010.  Т. 2. № 2. С. 135-147. 
Статья посвящена оценке уровня ценовой доступности жилищных и коммунальных услуг. Проведенное исследование позволяет определить, какие группы населения, и в какой форме нуждаются в социальной поддержке при обеспечении и оплате ЖКУ в настоящее время.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-03-2016
Сяомэн Чжан Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 1. С. 121-131. 
Организации социального обеспечения, целью которых является создание рабочих мест для людей с ограниченными возможностями, - основной компонент системы социального обеспечения в Китае. В период, когда экономическая среда и формальные правила изменяются, те организации социального обеспечения, которые не могут самостоятельно, без внешней поддержки, предпринять эффективные меры для того, чтобы оставаться сильными в конкурентной борьбе, оказываются в ситуации «бутылочного горлышка», когда дальнейшее развитие затруднено. Барьерами для развития организаций социального обеспечения в Китае являются: недостаток устойчивых источников финансирования и обращения капитала, неэффективные модели управления, а также неконкурентоспособные товары и услуги. Для того чтобы перейти от стагнационных тенденций в организациях общественного обеспечения в направлении роста и превращения их в сильных игроков рынка, предлагается альтернативный путь развития. Данный путь состоит в трансформации организаций общественного обеспечения в социальные предприятия, сочетающие в себе черты коммерческих предприятий и государственных учреждений, цель которых состоит в повышении общественного благосостояния, что чрезвычайно важно. В социальных предприятиях, как некой гибридной форме организации, сочетаются эффективность бизнес-организаций при одновременной возможности создания общественных благ, как в рамках прежних организаций общественного благосостояния, что способствует беспроигрышному сотрудничеству между государством, обществом и бизнесом. Предложенный вариант развития представляется собой форму институциональной трансформации, которая направлена на стимулирование конкуренции, а также позволяет найти решение для сложных проблем, с которыми сталкиваются сегодня организации общественного обеспечения. Переход от организаций общественного обеспечения к социальным предприятиям подразумевает институциональный переход, в процессе которого должен быть изучен и локализован международный опыт законотворчества в данной области. С тем чтобы исследовать процесс институциональной трансформации, выявить возможные правовые проблемы и проблемы регулирования, а также разработать рекомендации, в данной статье анализируется история развития организаций общественного обеспечения. Особое внимание уделяется существующему законодательству, государственной политике, которая проводилась на том или ином этапе исторического развития, результатам предпринятых мер регулирования, а также основным проблемам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-03-2016
Марина Юрьевна Малкина Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 1. С. 100-120. 
Предметом исследования данной статьи является межличностное неравенство доходов в России и в мире и его институциональные основы. На базе углубленного анализа литературы исследуются причины и последствия неравенства, его взаимосвязи с экономическим развитием. Выделены четыре основные причины неравенства доходов: естественные и приобретенные качества людей; статусные различия и их ограничения; различия в производительности труда и особенностях развития отраслей; распределение накопленного имущества, а также динамика доходов на активы и особенности их оценки. С помощью расчета ряда обобщающих коэффициентов (вариации, Джини, Гувера, Тейла, Тейла-Бернулли, Аткинсона) для российской экономики подтверждена положительная связь между среднеотраслевым уровнем заработной платы и ее внутриотраслевой дифференциацией, в большей степени проявляющаяся в негосударственном секторе экономики. Обнаружено сближение степени дифференциации зарплат в государственном секторе экономики России с негосударственным сектором, при отсутствии в первом связи внутриотраслевых различий заработной платы с ее среднеотраслевым уровнем, что позволило сделать вывод об ухудшении институциональной среды в госсекторе.Во второй части работы выделяются и анализируются два подхода к влиянию институциональной среды на неравенство: подход Т. Пикетти (согласно которому растущее неравенство есть результат закономерного функционирования рыночных институтов вообще), подход Д. Асемоглу и др. (неравенство связано с качеством институтов в конкретной среде, которое формируется во многом эндогенно). Склоняясь больше ко второй точке зрения, мы исследуем связь неравенства с взаимно обусловливающими друг друга политическими и экономическими институтами. Отдельно исследуется влияние на неравенство в распределении доходов институтов рынка труда и общественного сектора экономики, а также степени открытости экономики. Обобщаются подходы к воздействию неравенства в распределении доходов на экономическое развитие, политические процессы и социальное самочувствие населения. Выдвигается ряд предложений по управлению институциональной средой в целях снижения неравенства и его приближения к некоему оптимальному для экономики уровню.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-07-2017
Евгений Алексеевич Капогузов, Татьяна Александровна Лапина, Роман Игоревич Чупин Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 2. С. 154-171. 
Статья посвящена раскрытию теоретико-методологических аспектов проблемы социального контроля в сфере производства государственных услуг: приведено обоснование междисциплинарной природы дискурса о социальном контроле, освещена эволюция представлений о нём в рамках обществоведческих концепций, раскрыта взаимосвязь со смежными категориями (в частности, «общественный контроль», «гражданский контроль»). Кроме того, проведена спецификация категории «институционализация качества государственных услуг» применительно в русле новой институциональной экономической теории. Представлено нормативное значение институционализации социальных практик при осуществлении институционального проектирования применительно к совершенствованию процессов предоставления государственных услуг. Охарактеризованы барьеры институционализации социального контроля (ресурсные, информационные, институциональные) качества государственных услуг. Представлены результаты массового опроса потребителей государственных услуг, проведенного в декабре 2016 г. в МФЦ г. Омска. В отличие от других опросов и публикаций, в которых только оценивается уровень удовлетворенности потребителей и не предлагается детального объяснения отношения потребителей к осуществляемым институциональным изменениям, в данной работе представлен анализ требований потребителей к качеству государственных услуг с одной стороны, и ожиданий в отношении различных институциональных альтернатив воздействия на качество государственных услуг с другой. По результатам массового опроса констатирована низкая готовность к социальному действию вследствие высоких трансакционных издержек, проблемы рационального неведения и безбилетника. Обсуждена возможность институционализации практики социального действия и установки потребителей к созданию специализированной организации для защиты прав потребителей при производстве государственных услуг.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-06-2016
Елена Сергеевна Аверкиева Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 2. С. 51-61. 
Категория свободы относится в первую очередь к философским или юридическим понятиям. Но на самом деле свобода является детерминантом, напрямую влияющим на благосостояние населения. И в этом, экономическом, контексте она включает в себя реализацию индивидами возможностей принятия решений и действий в соответствии с личными интересами и предпочтениями. В статье предпринимается попытка критического анализа существующих концепций свободы. Понятие свободы означает, что человек свободен от каких-либо ограничений («негативная свобода»), свободен действовать («позитивная свобода») и в состоянии сделать свой собственный выбор («психологическая свобода»). На практике эти идеи неотделимы друг от друга. Анализ индивидуальной свободы предполагает рассмотрение человека как рационального, автономного субъекта. Альтернативой данному понятию служит понятие социальной свободы, предполагающей свободу отношений между людьми. Целью исследования является не измерение степени свободы в обществе, а анализ взаимной детерминации уровня общественного благосостояния и свободы индивидов. Гарантом равенства прав и свобод является государство, и главное здесь для него – не превратиться в «государство-няньку» с чрезмерным акцентом на патерналистскую функцию. Патернализм в этой связи рассматривается в статье как вмешательство в индивидуальную свободу. Однако он служит благой цели – помощи индивидам – и может быть оправдан, если способствует увеличению возможностей человека в осуществлении рационального выбора или по другим моральным причинам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-07-2014
Маргарита Анатольевна Вахтина Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2014.  Т. 6. № 2. С. 58-67. 
В статье дается авторская трактовка понятия легитимности институтов, представлена дескриптивно-конструктивная модель для анализа институциональных систем - двухфакторная матрица легитимности, включающая четыре институциональных режима легитимности, которые различаются сочетанием легальности и справедливости. Модель дополняет методологический и теоретический аппарат институциональной экономической теории и нацелена на поддержание постоянного баланса между легальностью и принципами социальной справедливости.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-10-2014
Елена Сергеевна Аверкиева Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2014.  Т. 6. № 3. С. 83-95. 
В течение последних нескольких десятилетий теоретические воззрения на процесс развития в значительной степени изменились в ответ на изменение исторической реальности процессов развития, усиление взаимосвязи между развитыми и развивающимися странами. В статье представлен краткий анализ теоретических основ теории модернизации.В статье исследуется взаимосвязь между экономическим ростом, модернизацией и институтами. При анализе этой взаимосвязи автор рассматривает три группы вопросов: во-первых, способствуют ли институты, заимствованные из развитых стран, развитию развивающихся стран; во-вторых, какие детерминанты определяют уровень развития страны; в-третьих, почему некоторые страны не могут выйти из порочного круга бедности? В статье делается вывод, что ответ на первый вопрос не может быть утвердительным, другие два вопроса являются в значительной степени дискуссионными.На основе обзора теорий модернизации, экономического развития, зависимостей и мир-системного подхода автор рассматривает влияние институциональных факторов на уровень благосостояния населения стран третьего мира. Акцент делается на необходимости коллективных действий для решения проблемы уязвимости «глобального» управления, которая является следствием заимствования институтов из развитых стран без учета традиционных структур и норм, имплементированных в обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-08-2015
Анна Вениаминовна Ермишина, Максим Вадимович Зализский Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2015.  Т. 7. № 2. С. 58-67. 
C начала 2000-х годов в России проводится политика привлечения в коммунальную экономику частных операторов, более эффективная деятельность которых должна способствовать повышению производительности труда, снижению издержек и, как следствие, снижению тарифов на услуги. Целью исследования является выявление связи между институциональными вариантами организации коммунальных предприятий и их тарифной политикой на примере сектора водоснабжения и водоотведения в России.Использование статистического и кластерного анализа эмпирических данных по предприятиям ВКХ 13-ти крупнейших городов России позволило выявить различия в уровне и динамике тарифов в группе муниципальных коммунальных предприятий и водоканалов, управляемых на условиях частно-государственного партнерства. Уровень и темпы роста тарифов в 2011-2014 гг. в группе водоканалов с привлечением частного капитала оказался выше, чем в группе муниципальных водоканалов. Таким образом, привлечение частных операторов в коммунальную экономику России пока не приводит к ожидаемому снижению тарифов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-07-2014
Bruce Chilton Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2014.  Т. 6. № 2. С. 43-57. 
Несмотря на периодические заявления об обратном, ни одно экономическое учение не может притязать на доктринальный статус в рамках христианства, исторически эволюционирующего. Корни плюрализма христианского учения - в различных исторических экономических взглядах Иисуса по отношению к тем условиям, с которыми он сталкивался. Эти условия и взгляды можно восстановить, обратившись к социальной археологии, изучающей период и место жизни Иисуса, а также - к источникам (которые изначально были устным), послужившим основой для Евангелие.Гибридный характер экономики Назарета провалялся в сочетании традиционного обмена с коллективной торговлей. В этой среде Иисус изображал Царствие Божие в терминах богатства. Источник, известный как «Q», отражает эту среду, а взгляды Иисуса отражают удовлетворение тем, что может быть создано только в результате торговли, но средства чего распределять и потреблять может только местная экономика обмена.Однако тот же источник отражает период пребывания Иисуса в Капернауме, где он критикует тенденцию экономик, основанных на денежных отношениях, генерировать или усугублять бедность. Ответ Иисуса не сводится лишь к утешению бедных, но и призывает последователей становиться бедными добровольно в интересах пребывающих в нужде. Таковы истоки возникновения коммунитариаской общины его последователей в Иерусалиме вскоре после воскресения. Основным источником этой точки зрения был апостол Петр.Оппоненты, стремившиеся изображать Иисуса как мятежника, восстающего против Рима, в качестве своего основного аргумента делали упор на вопрос о налогообложении в споре с ним в Иерусалиме. Однако ответ Иисуса не был компромиссным. Его учение, гласящее «кесарево - кесарю, а Божье - Богу», было неверно истолковано как уклонение от прямого ответа. Учение о том, что является Божиим, а что - кесаревым, предполагает, что, подобно тому, как на римских монетах отражён образ империи, так Царство Божье проявляется посредством собственной печати. Понимание того, что власть кесаря ограничена, - в данном случае речь идёт о чеканке монет, - устанавливает границы политической власти в сравнении с фундаментальной связью человечества с Богом.Позиция Иисуса объясняет, почему для него правильный вопрос относительно налогообложения заключался не в том, кто должен платить, а в том, что должно облагаться налогом. И ответом было: мамона, термин, смысл которого в арамейском контексте связан со взяточничеством.Хотя невозможно обоснованно утверждать, что Иисус поддерживал какую бы то ни было экономическую теорию, его принципы, касающиеся денег и границ их использования, наводят на мысль, что политика налогообложения наиболее развитых стран является инвазивной. Если налогом облагаются деньги, а не люди, и вопрос прибыли (определение которой становится всёболее туманным) при этом не затрагивается, то плоская шкала налогообложения по всем видам трансакций представляется куда более справедливой. В то время как технология предполагает результативность, подобный принцип налогообложения предполагает сдерживание одного из худших последствий глобализации, а также - справедливую теорию налогообложения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2010
Галина Павловна Литвинцева, Елена Алексеевна Стукаленко Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2010.  Т. 2. № 2. С. 38-54. 
В статье проанализирован уровень дифференциации доходов населения. Рассмотрено влияние социальных институтов на формирование доходов населения в современной России. Исследован вопрос возможности введения прогрессивной шкалы налогообложения доходов населения в России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-08-2013
Елена Васильевна Соколовская, Дмитрий Борисович Соколовский Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2013.  Т. 5. № 1. С. 42-54. 
В статье проанализировано экономическое поведение инвесторов с точки зрения достижения налоговой нейтральности. Представлена сравнительная характеристика видов нейтральности. Исследованы два типа налоговой нейтральности при регулировании деятельности экономических агентов: нейтральность к налогам и нейтральность при помощи налогов. Предложена концепция эффективного налогообложения капиталов, основой которой является максимальное приближение при наличии институционального фактора («мир с налогами») к оптимальному размещению капиталов посредством применения принципов налоговой нейтральности в открытой экономике. Даны рекомендации относительно последовательности реформирования налоговой системы Украины, конечным этапом которой является переход к системе двойственного налогообложения доходов от капитала, которая, в свою очередь, предполагает использование пропорциональной ставки налога на все доходы от капитала и применение прогрессивного налога на индивидуальные доходы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-08-2015
Светлана Владимировна Мареева Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2015.  Т. 7. № 2. С. 109-119. 
В статье на данных общероссийских репрезентативных исследований проведен анализ представлений россиян о социальной справедливости и отношения к неравенствам. Показано, что концепция справедливости остается ключевой для российской социокультурной модели, а ее содержательное наполнение связано, прежде всего, с равенством возможностей для всех и дифференциацией доходов, основанной на легитимных с точки зрения населения факторах: эффективности работы, уровне образования. Однако сложившаяся на данный момент ситуация в России не отвечает представлениям населения о справедливости. Более того, россияне не видят возможностей изменения этой ситуации и работающих каналов социальной мобильности, что может привести и к пересмотру их представлений об особой роли государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-10-2018
Евгений Всеволодович Балацкий, Наталья Александровна Екимова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018.  Т. 10. № 3. С. 102-122. 
В статье рассмотрена политическая дилемма, стоящая перед российскими властями относительно введения прогрессивного подоходного налога. Раскрыта роль подоходного налога для доходной части консолидированного бюджета страны, показано его влияние на социальное неравенство. Дан обзор не только классических, но и самых последних исследований относительно связи подоходного налога и социального неравенства. Для обсуждения целесообразности отмены плоской шкалы подоходного налога и ее замены на прогрессивную шкалу в статье предлагается простая двухпараметрическая модель, которая позволяет проводить сценарные расчёты для различных вариантов налоговой реформы с точки зрения её влияния на доходы бюджета и социальное неравенство, оцениваемое с помощью коэффициента фондов (коэффициента Рейнбоу). Для обеспечения корректности макроэкономических расчетов выполнена тщательная калибровка исходных статистических данных относительно распределения доходов населения. В этих целях введены два условия калибровки, выполнение которых обязательно для нейтрализации искажений в прикладных расчетах. Данная процедура позволила установить, что предложения трех политический фракций, выступающих за введение прогрессивной шкалы подоходного налога («Справедливая Россия», ЛДПР и КПРФ), существенно (кратно) завышают экономический эффект от предполагаемого институционального нововведения. Для сравнения вариантов реформы системы подоходного налога введен интегральный критерий и качественный показатель риска, которые позволяют более объективно сопоставлять количественно различающиеся институциональные стратегии. Проведенные прикладные расчеты позволяют авторам остановиться на выводе о том, что решение об отказе от плоской шкалы подоходного налога в настоящий момент является преждевременным и должно быть отложено до более подходящего времени.
ресурс содержит прикрепленный файл