Эксоцман
на главную поиск contacts
Экономика труда изучает трудовые отношения, условия формирования и использования трудового потенциала (подробнее...)

Вопросы образования

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Леонид Иосифович Полищук, Эрик Ливни Вопросы образования. 2005.  № 1. С. 70-86. 
В статье анализируются стимулы российских вузов предоставлять качественное образование, которые складываются под воздействием конкуренции и сигналов с рынка труда. Показано, что в отличие от других секторов экономики либерализация и конкуренция сами по себе не обеспечивают должного уровня инвестиций в качество ни в массовом, ни в элитном сегментах высшей школы. В работе обсуждаются различные механизмы взаимодействия рынка труда и вузовского сектора, а также меры государственной политики и иные методы коррекции «провалов» образовательного рынка.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-02-2011
Владимир Ефимович Гимпельсон Вопросы образования. 2004.  № 1. С. 100-102. 
Предлагаемая статья была написана почти 35 лет назад, и с тех пор «много воды утекло» в сфере экономических исследований образования в США. Тем не менее она и сегодня представляет определенный интерес для российских специалистов. Эта статья поднимает крайне актуальную для нас проблему: от чего зависит заработная плата учителей и как добиться ее повышения? Все согласны c тем, что слишком низкая зарплата учителей разрушительна для системы образования, но гораздо меньше согласия в том, как ее можно повысить. Вывод из этой статьи очевиден: стимулирование конкуренции за учителей — вот то главное, что ведет к росту оплаты их труда. Этот вывод был позднее неоднократно подтвержден с использованием более полных данных и более совершенной техники анализа. Более того, простое увеличение финансирования школ, не подкрепленное реформами внутри системы школ, никак не сказывается на уровне оплаты труда в школах
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Нина Тимофеевна Вишневская Вопросы образования. 2006.  № 1. С. 194-196. 
0
Опубликовано на портале: 09-02-2011
Джон Лэндон, Роберт Бэйрд Вопросы образования. 2004.  № 1. С. 90-99. 
Анализ взаимосвязи монопсонии на рынке труда и уровня заработной платы невозможен без эмпирической проверки данных. Наиболее удобными для проверки этой взаимосвязи представляются региональные рынки, поскольку там неценовые аспекты заработной платы, по сути, сводятся к требованию о наличии у претендентов на работу определенных навыков, а степень концентрации может изменяться в достаточно широком диапазоне. Убедительнее всего процедура проверки выглядит при одновременно высоком уровне навыков и умений и низкой перекрестной эластичности предложения труда преподавателей и занятых в других секторах экономики. В настоящей работе делается попытка изучить влияние монопсонии на примере рынка труда преподавателей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Эрик Ханушек, Деннис Кимко Вопросы образования. 2006.  № 1. С. 154-193. 
Прямые индикаторы качества рабочей силы по результатам международных тестов по математике и естественным наукам тесно связаны с экономическим ростом. Результаты тестов, рассчитанные с помощью косвенной спецификации, указывают на следующие причинно-следственные связи: прямые расходы на школы не связаны с различиями в результатах учащихся; влияние качества рабочей силы на темп экономического роста сохраняется, даже если исключить страны Юго-Восточной Азии; и, наконец, различия в доходах американских иммигрантов напрямую связаны с качеством образования, полученным ими в стране происхождения. В то же время последние оценки влияния качества рабочей силы на производительность на микроуровне порождают неопределенность относительно масштаба его воздействия на экономический рост.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Джеймс Розенбаум, Рик Сеттерстен, Кария Такехико Вопросы образования. 2006.  № 3. С. 153-195. 
Переход от школы к работе создает серьезные проблемы и для американской молодежи, и для работодателей. Поскольку теории, взятые по отдельности, с трудом концептуализируют причины этих проблем, настоящая статья дает обзор сразу четырех теорий, проясняющих разные аспекты этого процесса: теории сегментированного рынка труда, теории человеческого капитала, теории сигналов и теории сетей. Кроме того, наш обзор сравнивает систему перехода, сложившуюся в Америке, с системами перехода, существующими в Японии, Германии и Великобритании. Это позволяет обнаружить теоретические и практические вопросы, недостаточно освещенные или слабо проанализированные в американской литературе. Мы разворачиваем теорию сигналов с тем, чтобы рассмотреть, каким образом молодежь использует сигналы, как работодатели используют спорные сигналы (например, возраст) и при этом игнорируют потенциально более информативные (например, оценки), отдают предпочтения сигналам, эффективным в краткосрочном периоде, но неэффективным в долгосрочном. Мы расширяем теорию сетей таким образом, что она включает и личные контакты, и институциональные связи. Мы выявляем, каким образом плохие сигналы могут воздействовать на планы и мотивацию молодых людей, что последние перестают реагировать на запросы рынка, а также как институциональные сети могут влиять на учебный процесс и процесс вхождения в занятость в Соединенных Штатах. Рассматриваются выводы, значимые для развития теоретических представлений, разработки политических решений и проведения дальнейших исследований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Наталья Владимировна Бондаренко, Марина Дмитриевна Красильникова Вопросы образования. 2005.  № 1. С. 264-275. 
В данной работе представлены результаты исследования, проведенного Левада-центром и ГУ-ВШЭ для Федерального агентства по образованию. Целью данного исследования являлось изучение требований работодателей к профессиональной подготовке работников. В его рамках проводился опрос руководителей предприятий и организаций шести основных секторов экономики (за исключением сельских районов). На предприятиях исследуемых секторов экономики занято около половины работающего населения России, поэтому по данным исследования можно также судить о массовых тенденциях и требованиях к работникам на российских предприятиях и одновременно выявить специализированные запросы предприятий отдельных секторов экономики. Помимо сравнения предприятий различных отраслей, мы стремились также исследовать характер запросов предприятий разной степени успешности. С помощью определенного набора оценочных индикаторов была сконструирована стратификационная модель, согласно которой предприятия классифицировались как «неуспешные», «средние» или «успешные». «Неуспешные» предприятия имеют более чем скромные показатели экономической деятельности, и для них характерны процессы «сворачивания» производственной деятельности. Имея весьма ограниченные ресурсы, эти предприятия обрастают целыми «гроздьями» социально-экономических проблем (низкая оплата труда и сокращение работников, отсутствие средств на модернизацию оборудования, невыплаты по обязательствам и т.д.). И наоборот, «успешные предприятия» — это предприятия, имеющие достаточные финансовые ресурсы для проведения реструктуризации, для внедрения новых технологий, для перехода на выпуск новой продукции, для активного расширения сферы своей деятельности. Успешные предприятия, занимающие лидирующее положение и задающие динамику экономического развития, одновременно становятся ориентирами и на рынке труда. В рамках данного исследования удалось выявить Статистика и социология образования и охарактеризовать наиболее значимые различия в запросах на рынке труда успешных предприятий по сравнению с большинством других («массовым» потребителем), а также оценить степень удолетворенности работодателей из «успешного» сектора качеством подготовки рабочей силы на рынке труда в настоящее время.
ресурс содержит прикрепленный файл