Эксоцман
на главную поиск contacts
Экономика труда изучает трудовые отношения, условия формирования и использования трудового потенциала (подробнее...)

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований)

Опубликовано на портале: 29-12-2018
Светлана Калюгина, Александр Пьянов, M. Тваронавичене, Геннадий Сорокин Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018.  Т. 10. № 4. С. 125-144. 
Ключевым аспектом в исследовании институциональных рисков является формирование механизмов их государственного регулирования. Но формирование таких механизмов невозможно без наличия политических и экономических инструментов воздействия на факторы, которые их вызывают. Во всем многообразии этих факторов важнейшими являются те, которые определяют социальную устойчивость общества, то есть определяют его способность к воспроизводству его жизнедеятельности. Среди таких факторов особая роль принадлежит демографическим факторам, от которых зависит динамика численности населения и его половозрастная структура. Именно они определяют характер процесса формирования трудовых ресурсов, численность экономически активного населения, необходимость экспорта или импорта рабочей силы, а в целом – хозяйственную освоенность территории страны и безопасность государства. В нашем исследовании мы акцентировали внимание на изучение наиболее значимых демографических факторов, оказывающих существенное влияние на формирование институциональных рисков. Во-первых, анализ депопуляции показал, что сокращение рождаемости негативно отражается на численности трудовых ресурсов, ведет к сокращению предложения на рынке труда в регионах с отрицательной динамикой населения. Это существенным образом влияет на устойчивое функционирование рынка труда как экономического института общества. Во-вторых, анализ внешней миграции выявил, что отъезд высококвалифицированной рабочей силы наносит значительный ущерб научно-техническому потенциалу многих стран и является следствием низкого качества институциональной среды в сфере науки и образования. Рост трудовой иммиграции сопровождается усилением давления на ее социальную инфраструктуру, ростом социальной напряженности, и порождает в массовом сознании россиян мигрантофобию. Таким образом, депопуляция и внешняя миграция оказывает существенное влияние на количественную и качественную составляющие трудовых ресурсов, усиливая тем самым формирование институциональных рисков ее кадровой безопасности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-12-2010
Александр Сергеевич Скоробогатов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2009.  Т. 1. № 1. С. 57-72. 
В статье анализируются экономические и социальные предпосылки принудительного труда. Описаны условия, при которых порабощение человека может быть выгодным для хозяина и для самого порабощаемого. Общие закономерности проиллюстрированы на примерах из прошлого и современных реалиях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2011
Юрий Валерьевич Латов Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 3. С. 66-81. 
Изучение состояния научных и научно-педагогических кадров как форм человеческого капитала постсоветской России показывает, что в целом ситуацию можно оценить как умеренно негативную. Принятая в 2008 г. ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009–2013 годы» демонстрирует как озабоченность правительства ситуацией воспроизводства кадров научного сообщества, так и существенные недостатки в понимании объективно существующих проблем. В Программе некоторые целевые показатели определены неверно и пропущены некоторые принципиально важные целевые индикаторы (в частности, не отражены проблемы огосударствления науки и «столицецентризма» в размещении научных центров).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2011
Азер Гамидович Эфендиев, Евгения Сергеевна Балабанова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 2. С. 5-22. 
В статье рассматриваются социальные механизмы трудоустройства в российских фирмах. Анализируются социальные факторы отбора в процессе трудоустройства в российских фирмах. Исследуются характеристики социальной организации российских фирм.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-12-2010
Маргарита Владимировна Курбатова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2010.  Т. 2. № 1. С. 54-66. 
Статья посвящена исследованию институциональной среды современной российской экономики. Анализируются проблемы сегментации и локализации институциональной среды российской экономики, рассмотренные также и на примере социально-трудовых отношений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-07-2017
Людмила Владиславовна Клименко, О.Ю. Посухова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 2. С. 137-153. 
В статье анализируются результаты эмпирического исследования учителей общеобразовательных школ городов Москвы и Ростова-на-Дону в 2017 г. Социологический опрос более полутора тысяч респондентов был направлен на анализ восприятия педагогами своего социального и экономического положения; изучение структуры социальной идентичности учителей; выявление характера трудовой мотивации и оценку степени прекариатизации труда российских педагогов. Результаты проведенного исследования показали: характер государственной социальной политики и уровень оплаты труда педагогов влияет на профессиональное самочувствие учительства. Педагоги провинциального города по сравнению со столичными учителями (в условиях значительной разницы в заработной плате) критичнее оценивают престижность своей профессии, более низко оценивают качество своей жизни и материальный достаток, острее ощущают рост трудовой нагрузки без значимого увеличения оплаты труда. В то же время заметно меньше московских учителей, которые довольны самой педагогической профессией. Они также озабочены рисками потери работы, сокращения зарплаты и роста нагрузки. Поэтому в структуре групповой идентичности педагогов московских и ростовских школ профессиональные мы-группы по степени значимости уступают примордиальным и абстрактно-символическим общностям. В то же время сравнительный анализ результатов опросов в разные годы позволяет говорить о сохранении высокого уровня корпоративной профессиональной идентичности российских педагогов, когда выраженной является лояльность своей школе и трудовому коллективу. В целом избыточная административная нагрузка на учительский корпус, высокие социальные запросы к результатам труда педагогов в условиях ухудшения экономической ситуации в стране создают риски для поддержания позитивной профессиональной идентичности учителей и снижают реформаторский потенциал школы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-05-2011
Александр Лазаревич Темницкий Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 1. С. 28-49. 
В статье проанализированы краткие характеристики базовых моделей работников идеального типа. Выявлены сложившиеся микроинституциональные практики и ценностные образцы в сфере трудового поведения. Рассмотрены операционализация и предикторы моделей успешного, эффективного и партнерски ориентированного работника.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-12-2010
Александр Лазаревич Темницкий Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2010.  Т. 2. № 1. С. 35-53. 
В статье анализируется соотношение социальных и культурных проявлений неэкономических форм зависимости в сфере труда рабочих. Детальное рассмотрение социальных и культурных форм проявления неэкономической зависимости на каждом из исторических этапов позволяет выявить, насколько эффективными оказывались меры по укреплению (сохранению) либо радикальному слому институтов неэкономической зависимости в сфере труда российских рабочих.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2011
Наталия Валериевна Латова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 3. С. 82-93. 
Существенным фактором снижения человеческого капитала постсоветской России считают эмиграцию научных кадров — «утечку мозгов». Статистика показывает, однако, что масштабы этого явления в 2000-е гг. были небольшими. Отечественные ученые, уехавшие за рубеж на ПМЖ и уехавшие работать по контракту, составляют не более 2% от общего количества российских ученых, имеющих степени кандидатов и докторов наук. В то же время набирающая популярность концепция «циркуляции мозгов» доказывает, что выезд ученых из России за рубеж — это не только угроза развитию отечественной науки, но одновременно еще и шанс дать дополнительный стимул ее развитию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2018
Наталия Валериевна Латова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018.  Т. 10. № 2. С. 44-58. 
Эмпирической основой предпринятого в статье анализа послужили материалы проекта «Динамика социальной трансформации современной России в социально- экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном контекстах», проведенного в марте 2016 г. Институтом социологии РАН. На примере восприятия понятия «жизненный успех» автором анализируются некоторые особенности ценностей и установок разных профессиональных групп, прежде всего рабочих. Ценностные приоритеты рабочих рассматриваются при этом как компоненты их человеческого потенциала, которые интерпретируются в статье через расширительную трактовку человеческого капитала. Выделяются две модели «жизненного успеха» – базовая модель, детерминированная общепринятыми в обществе культурными нормами и ценностями, и индивидуализированная модель, которая формируется интересами и потребностями личности. В обоих случаях для рабочих характерен меньший акцент на ценностях, связанных с трудовой деятельностью, чем для других профессиональных групп. Это выражается как в меньшем количестве такого рода ценностей среди значимых для них, так и в общей размытости их ценностных ориентаций в этой области. При этом с точки зрения классических трудовых ценностей, влияющих на качество их человеческого капитала как совокупности знаний и навыков, специфика рабочих проявляется в основном в невнимания к «образованию» как самостоятельной ценности. Жизненный успех рабочие связывают не столько с получаемым образованием, сколько с практической деятельностью (ценность «работа»). Показано также, что не следует ожидать от рабочих самостоятельных, обусловленных внутренней потребностью к саморазвитию, действий по наращиванию своего человеческого капитала. Для этого потребуются специальные меры их стимулирования, причем для рабочих в возрасте до 40 лет при таком стимулировании акцент должен делаться на профессиональном росте и связанных с ним карьерных возможностях, а для рабочих старше 40 лет целесообразнее расширять использование традиционных для отечественной производственной культуры артельных форм организации труда. Кроме того, учитывая значимость для рабочих в целом ценности «финансовое благополучие», такое стимулирование должно опираться на ориентацию рабочих на максимизацию своего заработка, т.е. их квалификация должна гораздо жестче коррелировать с их заработной платой, чем это происходит в современном российском обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-08-2013
Маргарита Владимировна Курбатова, Сергей Николаевич Левин Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2013.  Т. 5. № 1. С. 55-80. 
Институциональные преобразования системы высшего профессионального образования, как и всей социальной сферы, оказались в числе первоочередных задач нового политического цикла. В течение 2012 года был принят ряд нормативных актов, определяющих направленность и механизмы данных институциональных преобразований, в том числе переход на принципы эффективного контракта. В статье изложены результаты институционального анализа нормативных актов по переходу к эффективному контракту в сфере высшего профессионального образования. Дана характеристика академического контракта и моделей его реализации; рассмотрены концепции эффективного контракта в вузах, предложенные, с одной стороны, либеральным экспертным сообществом, а, с другой - правящей бюрократией, проведен их сравнительный анализ; показаны причины провала институционального проекта либерального экспертного сообщества и последствия реализации проекта российских властей для российского высшего образования.
ресурс содержит прикрепленный файл