Эксоцман
на главную поиск contacts
Экономика развития - это отрасль экономического знания о проблемах развития и экономиках тех стран, которые принято называть развивающимися, или странами третьего мира. (подробнее...)

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований)

Опубликовано на портале: 13-05-2011
Татьяна Николаевна Михайлова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 1. С. 97-103. 
Обсуждаются выводы книги Ф. Хилл и К. Гэдди о перспективах развития восточных регионов России в свете теоретических моделей «новой» экономической географии, стилизованных фактов из истории пространственного развития разных стран и эмпирических исследований регионального развития в России и за рубежом. Теоретические модели предсказывают инертность в пространственной структуре экономики, что делает невозможным «исправление» советских ошибок в короткие сроки. Исследования последних 10 лет указывают на медленное «сжатие» экономического пространства в России и увеличивающееся межрегиональное неравенство. Международный опыт подсказывает, что эти процессы — часть долгосрочной тенденции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-10-2017
Сергей Николаевич Левин, Кирилл Сергеевич Саблин, Елена Сергеевна Каган Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 3. С. 119-132. 
В статье дается характеристика целей и стратегий поведения инновационных предпринимателей Кемеровской области и Красноярского края как потенциальных субъектов модернизации экономики регионов ресурсного типа. Предложенный подход базируется на анализе взаимосвязей между спецификой институциональной среды российской экономики и типами предпринимателей. Институциональная среда отечественной экономики характеризуется тремя взаимосвязанными базовыми параметрами: политико-бюрократическим рынком и смешанным режимом прав собственности, анклавной двойственной экономикой и регионализацией. Сложившаяся институциональная система существенно модифицирует целевые установки предпринимателей, структуру ресурсов, необходимых для ведения предпринимательской деятельности, и порождает многообразие их типов. В работе предложено и обосновано использование матричной классификации отечественных предпринимателей, построенной на основании двух критериев: преобладающей мотивации предпринимателей и степени использования индивидуального политического ресурса. Обоснованность разработанной матричной классификации была индуктивно протестирована на материалах социологического исследования резидентов институтов развития в сравниваемых регионах ресурсного типа: Кузбасского технопарка и Красноярского регионального инновационно-технологического бизнес-инкубатора. Они были выбраны в качестве предмета исследования как потенциальные субъекты модернизации экономики данных регионов, действующие за пределами «стеклянного колпака» привилегированного ресурсного сектора. Обработка результатов социологических исследований проводилась с использованием непараметрических критериев, позволяющих работать с малыми выборками. Проведенный анализ показал, что пока деятельность инновационных предпринимателей вписывается в логику анклавной двойственной экономики, не создавая условий для перехода регионов ресурсного типа на траекторию развития по пути целостной экономики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2016
Светлана Георгиевна Кирдина Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 4. С. 72-91. 
В статье предпринята попытка применить принцип методологического институционализма и положения теории институциональных матриц, прежде всего о структуре Х- и Y-экономик, к анализу процессов воспроизводства общественного богатства. Фактически мы идем вслед за Марксом и другими представителями классической политической экономии, которые выделяли в этом процессе воспроизводство общественных отношений. В модели экономического воспроизводства Маркс, с одной стороны, различал собственно движение благ (продуктов, работ, услуг) в их вещественном и денежном выражении и, с другой стороны, институциональные и социальные формы, опосредующие это движение в конкретных типах обществ. Это важнейшее, на наш взгляд, понимание двойственного характера экономических отношений (отмеченное позже в работах Карла Поланьи и др.) до сих пор зачастую игнорируется в современных исследованиях. Также в статье обосновано положение о том, что выполненный Марксом анализ воспроизводства касался лишь одного частного случая – капиталистической экономики, которую мы относим к экономикам Y-типа. В отношении Х-экономик аналогичный анализ воспроизводственных процессов по марксовой модели не проводился. В статье впервые показано, что в Х- и Y-экономиках воспроизводство благ опирается на различные структуры экономических институтов. В качестве внешней причины, определяющей различие складывающихся институтов, предполагаются различия в климатических условиях. В доказательство этого предположения представлены результаты статистических эмпирических расчетов. Также показано, что действие комплекса различных институтов приводит к различным пропорциям в воспроизводственной сфере. Как пример, сопоставляются данные сравнительного анализа валового накопления основного капитала в странах с моделями преимущественно Х- и Y-экономик.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-11-2013
Андрей Михайлович Колосовский Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2013.  Т. 5. № 3. С. 144-160. 
В статье рассматриваются аспекты совершенствования управления инфраструктурным мезо-комплексом (ИМК) в целях полноценного развития региональной системы воспроизводства человеческого капитала (РСВЧК), необходимость разработки принципов новой региональной управленческой парадигмы. Разработана гипотеза, согласно которой проблема формирования эффективно функционирующей системы управления ИМК может быть решена при условии восприятия этого комплекса в качестве материальной основы обеспечения максимально возможной степени комфортности жизни человека. Даются рекомендации по выработке новой парадигмы управления всего ИМК, который должен быть нацелен не на достижение максимальных финансовых показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятий, а на максимальное удовлетворение потребностей человека, а также за счет большей открытости регионального хозяйства и сообщества в целом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-06-2016
Дмитрий Валерьевич Диденко Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 2. С. 105-119. 
В статье рассматриваются ключевые аспекты отечественной экономической истории в преломлении суждений и оценок, предлагаемых в фундаментальном и оригинальном 3-томном труде Г. И. Ханина. Отмечаютcя такие сильные стороны данной работы, как ее фундаментальность, энциклопедичность, широкая информационная база, научная добросовестность, критическая оценка достоверности различных показателей советской и постсоветской статистики. Обращается внимание на профессионализм автора в проведении анализа различных отраслей и секторов национальной экономики. В то же время признаются спорными и нуждающимися в корректировке основные выводы Г. И. Ханина о высокой эффективности централизованно управляемой экономики и исторической неудаче ее рыночной трансформации. Наряду с конкретно-историческими аспектами, освещенными в работе Г. И. Ханина, в статье обсуждается комплекс связанных с ними методологических вопросов: о возможности выбора альтернатив исторического развития, вызовах к модернизации и силе институциональной инерции, критериях эффективности социально-экономических трансформаций, влиянии идеологий на выработку и реализацию экономической политики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-06-2016
Сергей Николаевич Левин, Кирилл Сергеевич Саблин Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 2. С. 76-86. 
В современных условиях особую актуальность приобрел вопрос о способности предпринимателей выступить в качестве субъекта развития российской экономики. В статье анализ специфики целевых установок и ресурсного потенциала современных российских предпринимателей дается в контексте общих закономерностей развития предпринимательства в странах с «развивающимися рынками». Показано отличие преобладающего в них типа «политизированных» предпринимателей от «классических», выделены две базовые стратегии их поведения в форме «рентоориентированного» и «институционального» предпринимательства. При оценке потенциала российских предпринимателей как субъекта экономического развития рассматриваются стимулы и ограничения выбора отечественными «политизированными» предпринимателями стратегий институционального предпринимательства и возникающие при этом положительные экстерналии. Анализ регионализуется в рамках исследования специфики поведения предпринимателей в экономике регионов «ресурсного типа». Поскольку в качестве дискретных структурных альтернатив развития таких регионов рассматриваются модели «анклавной двойственной экономики» и «целостной региональной экономики», то при анализе стратегий «политизированных» предпринимателей рассматривается не только выбор между «рентоориентированным» и «институциональным» предпринимательством, но и «секторальные» границы распространения сетевых положительных экстерналий от деятельности институциональных предпринимателей, связанной с внедрением продуктивных конфигураций институтов. Анализ стимулов и ограничений предпринимателей в экономике регионов «ресурсного типа» ведется на примере Кемеровской области и Красноярского края. Авторы используют социологический инструментарий в виде полуструктурированных интервью. Первоначальные оценки стратегий восьми предпринимателей Кемеровской области и Красноярского края, выступивших в качестве экспертов, показали, что большинство из них использовали элементы стратегий, характерных для институциональных предпринимателей, причем ориентированных на диверсификацию региональной экономики. В то же время наличие отдельных достижений не свидетельствует о существенном улучшении условий для развития продуктивного предпринимательства. Ключевой проблемой является отсутствие эффективной системы коммуникаций между институциональными предпринимателями и ориентированными на решение модернизационных задач представителями региональных администраций.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-06-2012
Рустем Махмутович Нуреев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2012.  Т. 4. № 1. С. 4-8. 
Россия, имея индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), равный 0,802, попала в конец первой группы стран с высоким уровнем человеческого развития, оказавшись в одной группе с такими странами, как Бразилия, Мексика, Саудовская Аравия и Ливия. От развитых стран Россию отделяет, прежде всего, и главным образом, низкая продолжительность жизни. В 2010 г. Россия лишь постепенно возвращается к уровню 1980 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-12-2010
Рустем Махмутович Нуреев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2010.  Т. 2. № 3. С. 162-174. 
Курс «Экономика развития: модели становления рыночной экономики» читается студентам 1-го года магистратуры по специализации «Экономическая теория», для которых он является обязательным. Студенты других специализаций могут прослушать данный курс факультативно. Курс рассчитан на 24 часа лекций и семинаров. Этот курс опирается на магистерские курсы по микро- и макроэкономике, сравнительному анализу экономических систем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-01-2013
Максим Александрович Корытцев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2012.  Т. 4. № 3. С. 112-121. 
Журнал публикует авторскую программу курса по экономике развития, который на протяжении ряда лет читается на экономическом факультете Южного федерального университета.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2015
Александра Сергеевна Азыркина Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2015.  Т. 7. № 1. С. 138-155. 
В статье обозначены насущные проблемы современной России, а также выявлена фундаментальная проблема, мешающая благополучному развитию национальной экономики. В качестве фундаментальной проблемы автором определена проблема отсутствия диверсификации экономики России. Также в работе предложены два глобальных пути разрешения данной проблемы: интенсивного и экстенсивного характера. Обоснована предпочтительность интенсивного подхода к разрешению насущных проблем. В качестве опорного звена интенсивного подхода выступает развитие человеческого капитала.В статье дана общая характеристика человеческого капитала, показана эволюция концепции человеческого капитала в трудах многих великих экономистов, а также раскрыта сущность концепции в современном понимании. В статье обоснована необходимость рассматривать человеческий потенциал как преимущество России, а также выявлены и проанализированы проблемы, препятствующие его развитию. В этой связи, в статье предложены возможные методы разрешения данных проблем. В работе также определены преимущества России с точки зрения развития человеческого капитала в сравнении с другими странами, а также определены насущные проблемы, препятствующие его развитию. Дан анализ современного положения страны с точки зрения ограничений для благополучного развития человеческого потенциала и определены факторы, сдерживающие это развитие.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2015
Рустем Махмутович Нуреев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2014.  Т. 6. № 4. С. 6-21. 
Статья посвящена анализу работ Э. де Сото и их влиянию на экономику развития. Рассматриваются общие черты неоинституционального подхода и особенности их реализации в его книгах «Иной путь» (1989) и «Загадка капитала» (2000).Первая книга посвящена анализу неформальной экономики. Она состоит из двух частей: эмпирической и теоретической. В эмпирической части он рассматривает три сферы нелегальной деятельности (жилищное строительство, торговлю и транспорт), а в теоретической части исследуются, главным образом, трансакционные издержки.Для развивающихся стран по-прежнему актуальной является традиционная урбанизация, толчок которой на Западе дала промышленная революция. Однако на Западе параллельно с ростом городов росли и мануфактуры, которые создавали рабочие места для вновь урбанизированного населения. Поэтому не было разрыва между ростом городского населения и ростом занятости в промышленности. Иная ситуация в третьем мире. Здесь темпы роста городского населения значительно опережают темпы роста занятых. Средние масштабы теневой экономики составляли, по оценке Ф. Шнайдера, в конце ХХ века в развивающихся странах 35-44% (от официального ВВП). Поэтому если бы не было нелегального сектора, то важнейшие городские проблемы так и не были бы решены. Руководимый Э. де Сото Институт свободы и демократии провел целый ряд экономических экспериментов для выяснения "цены подчинения закону" в Перу, с тем чтобы определить издержки, которые вынуждены нести лица, желающие заняться обычным легальным бизнесом. Автор "Иного пути" предлагает в связи с этим оригинальную классификацию трансакционных издержек на основе критерия "легальность - нелегальность".Первая их группа - "цена подчинения закону", т. е. издержки законопослушного поведения. Предприниматель в легальном бизнесе должен нести единовременные "издержки доступа", связанные с получением права заниматься определенным видом экономической деятельности. Получив официальную санкцию на свой бизнес, он должен постоянно нести издержки "продолжения деятельности в рамках закона": платить налоги и социальные платежи, подчиняться бюрократической регламентации производственных стандартов, соблюдать обязательные нормы при руководстве персоналом, нести потери из-за неэффективности судопроизводства при разрешении конфликтов или взыскании долгов.Делая выбор в пользу нелегальной организации, предприниматель избавляется от "цены подчинения закону", но зато вынужден оплачивать "цену внелегальности". В эту вторую группу трансакционных издержек входят "цена уклонения от легальных санкций" (риск поимки и наказания частично снижается взятками как особой формой страхования), издержки, связанные с трансфертом доходов, повышенные ставки на теневом рынке капиталов, невозможность участвовать в наукоемких и капиталоемких областях производства, относительно слабая защищенность прав собственности, "цена невозможности использовать контрактную систему" (опасность нарушения деловых обязательств) и недостаточная эффективность внеконтрактного права.Отсутствие легально зафиксированных прав собственности приводит к неэффективному хранению и использованию внелегалами своих ресурсов. К тому же они не могут свободно отчуждать свою собственность или использовать её в качестве залога.Возникает своего рода порочный круг: рост теневого сектора приводит к сокращению легального. Однако при сохранении уровня общественных расходов это означает необходимость увеличения налогов на легальный бизнес, что приводит к растущей привлекательности теневого сектора и т.д. Поэтому раскол общества на легальный и нелегальный бизнес "оказывает негативное воздействие на экономику в целом, выражающееся в снижении производительности, сокращении инвестиций, неэффективности налоговой системы, удорожании коммунальных услуг, замедлении технического прогресса и многочисленных трудностях в формулировании макроэкономической политики" (De Soto, 1995. P. 216), и отнюдь не освобождает общество от необходимости совершенствования институциональной структуры.Что же нужно сделать? С точки зрения де Сото, необходимо приблизить правовую систему к действительности. Этому и посвящена вторая работа «Загадка капитала», где автор пытается решить пять загадок:·        загадку недостающей информации,·        загадку капитала,·        загадку политической неосведомленности,·        забытые уроки истории США,·        загадку правового бессилия.Де Сото ставит важный вопрос о том, почему законы о собственности не работают за пределами Запада. Эрнандо де Сото полагает, что значительная часть накопленного в развивающихся странах капитала недокапитализирована. Если на Западе активы ведут двойную жизнь: не только непосредственно используются на хозяйственные нужды, но и являются источником капитала (то есть гарантией получения кредитов), то в третьем мире и бывших соцстранах они этой второй функции не выполняют, тем самым фактически не являются капиталом. Поэтому де Сото выделяет шесть эффектов частной собственности:·        фиксация экономического потенциала активов,·        интеграция разрозненной информации,·        ответственность собственников,·        повышение ликвидности активов,·        развитие общественных связей,·        паспортизация сделок.Следствием отрезанности большинства населения от шести положительных эффектов частной собственности является маргинализация общества. Уровень жизни, по его мнению, начнет расти только там и тогда, где и когда правительство изменит законы и систему собственности таким образом, чтобы стимулировать углубление разделения труда. Если же этого не происходит, то стремительно растут масштабы внелегальной экономики.Концепция де Сото обладает рядом очевидных недостатков. Собственность - не только передаточное устройство, которое отражает и хранит определенную информацию, но прежде всего общественное отношение между людьми. К тому же возникает заметный парадокс: попытка анализировать собственность вне всей системы экономических отношений создает известную оторванность экономического анализа от социального. Собственность - не только готовая предпосылка развития рыночной экономики, но и ее результат. Поэтому неразвитость отношений собственности отражает неразвитость экономических общественных отношений на периферии современного мира.Работа Э. де Сото положила начало новому направлению неоинституциональных исследований - экономико-правовым концепциям развития (Law and Economics of Development).Конечно же, мы далеки и от того правового фетишизма, который присущ концепции де Сото. Но нельзя не согласиться с автором, что без трансформации системы традиционных институтов, норм и правил, создания необходимых институциональных предпосылок невозможно построить настоящую рыночную экономику. Важно при этом не забывать, что дело не сводится только к изданию хороших законов. Нужно претворить их в жизнь. А для этого необходима разработка механизма enforcement - механизма принуждения, в котором должны быть не только отрицательные, но и положительные стимулы для того, чтобы новые институты обрели плоть и кровь.
ресурс содержит прикрепленный файл