Эксоцман
на главную поиск contacts
Новая политическая экономия (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 57

Опубликовано на портале: 19-12-2012
Сергей Константинович Дубинин Экономическая политика. 2010.  № 6. С. 32-38. 
Статья В. мау посвящена вопросу о долгосрочных вызовах в развитии России — с точки зрения научного наследия Е. Т. Гайдара. В ней представлен методологический подход к анализу развития страны, рассмотрены экономическая политика и экономические реформы 1990-х годов. В статье а. Нечаева рассмотрены мифы и реалии реформ, шоковой терапии, прослеживается роль Гайдара, спасшего страну от кровавой драмы. а. аганбегян обращает особое внимание на научное наследие Е. Гайдара, считая его достойным звания академика. С. Дубинин выделяет лидерские качества Е. Гайдара, позволившие ему стать во главе сложнейших преобразований, равным которым в мире не было.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-01-2011
Владимир Степанович Селин, Елена Петровна Башмакова Регион: экономика и социология. 2010.  № 3. С. 23-39. 
Выявлен рост противоречивых тенденций, определяющих расстановку и взаимодействие различных сил в XXI в. Представлена оценка природно-ресурсного и транспортного потенциалов северных и арктических регионов. Показано, что Арктическая зона и Север исключительно важны для России в плане обеспечения ее экономических, геополитических, оборонных и других интересов. Определено, что энергетические ресурсы и транспортный потенциал Севера и Арктики могут стать одним из инструментов системной модернизации экономики страны и при условии разработки эффективной социально-экономической политики обеспечить устойчивое пространственное развитие северных и арктических территорий
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-01-2011
Ирина Ивановна Гусева, Александр Николаевич Смирнов Психология и экономика. 2008.  Т. 1. № 1-2. С. 126-133. 
В статье рассматриваются онтологические основания стратегий социально-гуманитарных наук эпохи постсовременности. Анализируется, какой отклик нашел постмодернистско-постструктуралистский комплекс идей в социально-гуманитарных науках. Показано, что стратегии микроанализа открывают новые измерения социальной реальности, формируют модели, адекватные бытию человека в мире постсовременности, в котором индивидуализация становится доминирующей формой социализации личности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2015
Вячеслав Валентинович Дементьев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2015.  Т. 7. № 1. С. 25-44. 
Центральной темой статьи является исследование основания и исходных понятий в исследовании экономических институтов. Показано, что в качестве исходного пункта исследования в институциональной теории не может быть рассмотрен отдельный индивид. В качестве такого предлагается рассматривать общность людей, связанных между собой использованием ограниченных ресурсов. Данная общность создает общие условия для экономической деятельности и воспроизводства индивида и, вместе с тем, порождает препятствия для ее осуществления в виде фундаментальной неопределенности и враждебной определенности. Непосредственные и экономические действия и взаимодействия в этих условиях становятся невозможными. Условием и предпосылкой отдельной хозяйственной деятельности и всего хозяйственного процесса в рамках социального пространства является установление определенной институциональной структуры. И этот порядок (структура, форма взаимодействия) должен предшествовать непосредственному обмену, распределению и использованию благ отдельными индивидами. Нет никакого экономического действия и взаимодействие до институтов и вне институтов. Институты изначально «вплетены» в систему экономических отношений и взаимодействий между людьми.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-04-2011
К.Е. Хаванов, О.А. Хвостенко Экономические науки. 2010.  Т. 70. № 9. С. 212-215. 
Интеллектуальный  капитал  -  новая,  более  сложная  форма  капитала,обладающая  большим  потенциалом  социально-экономической  активности,имеющая  сложную  структуру.  Системныйподход  в  управлении  всеми  элементами  интеллектуального  капитала  позволит  России  достичь статуса мирового экономического и инновационного лидера. Величина объективно  оцененного интелектуального капитала- индикатор развития  любой национальной экономики. Научно-информационный журнал «Экономические науки»
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-11-2004
Социологические исследования. 1998.  № 2. С. 3-20. 
Статья состоит из материалов круглого стола по вопросам теоретических основ капитализма. Представлена история проблематизации понятия «капитализм». Рассматривается процесс зарождения этого термина в трудах Ж.-Б. Ришара, Луи Блана, К. Маркса, В.И. Ленина, благодаря которым «капитализм» из экономического понятия превратился в мировозренческую категорию, позволяющую трактовать «современность». Далее приводятся концепции В. Зомбарата и М. Вебера, а также Д. Белла, Ф. Броделя и И. Валлерстайна, предлагающие иное видение истории капитализма, трансформирующие и развивающие это понятие. Капитализм дал начало современному сложному обществу, создающему предпосылки для более высокой стадии. Что включают в себя понятия западного капитализма и социализма? В чем заключаются проблемы эволюции капитализма, а также его социализации? Каковы условия развития капитализма в России и каковы ее особенности? Куда пойдет Россия? Какие последствия для России имеет курс на «строительство капитализма»? Таковы основные темы обсуждений.
Опубликовано на портале: 22-11-2012
Кирилл Владимирович Родионов Экономическая политика. 2010.  № 1. С. 67-80. 
В статье анализируются причины неудачи попытки демократизации, предпринятой в России в 1990-е годы. Автор предлагает свой вариант ответа на вопрос о том, почему в начале нового столетия российская политическая элита отказалась от стратегии либерализации и приватизации в экономике, создания реально функционирующей демократии и сближения с Западом на мировой арене.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2003
Geoffrey Brennan, James M. Buchanan Journal of Public Economics. 1977.  Vol. 8. No. 3. P. 255-273. 
В данной статье делается попытка вывести нормативные правила налогообложения, основанные на конституционных расчетах типичного избирателя-налогоплательщика, прогнозирующего, что в постконституционных политических процессах будет преобладать максимизирующая бюджет левиафаноподобная бюрократия. В этой среде селекция налоговых институтов становится частью аппарата, с помощью которого ограничивается власть Левиафана. Подобный подход к проблеме служит причиной возникновения правил налогообложения, серьезно противоречащих более традиционным нормам. В частности, задача создания «всеобъемлющей» базы налогообложения, характерная для стандартного анализа, уступает предпочтению конкретных ограничений ширины налоговой базы, поскольку меры, направленные на расширение базы, неизбежно приведут к росту общественных расходов и за некоторым рубежом станут явно нежелательными. Данный анализ также подразумевает довольно необычную защиту прогрессии в структуре налогообложения. Сделана попытка соотнести это обсуждение с современными проблемами реформы налогообложения.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-10-2007
Дмитрий Шакин
Автор даёт комментарии к методологии, использованной в книге "A.Przeworski, J.A.Cheibub, F.Limongi, M.E.Alvarez Democracy and Development: Political Institutions and Well-Being in the World, 1950-1990".
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-05-2004
Мария Пономарева, Екатерина Журавская Научные труды ЦЕФИР. 2000.  № 3.
Обсуждаются три гипотезы относительно природы неплатежей налогов в федеральный бюджет во второй половине 1990-х гг. Налоговые неплатежи могут быть результатом: 1) проблем ликвидности на предприятиях, 2) неявных федеральных субсидий, или 3) политического сопротивления регионов сбору налогов в федеральный бюджет. Проблемы ликвидности, по мнению авторов, не объясняют стремление предприятий уйти от налоговых неплатежей в федеральный бюджет: наиболее высокий уровень неплатежей характерен для наиболее ликвидных и производительных фирм. Авторами установлено, что при заданном уровне ликвидности и размере налогов, налоговые неплатежи выше в регионах с более высокой переговорной силой в отношении федерального центра, то есть в политически более сильных регионах, а также в наиболее мощных с экономической точки зрения регионах. Полученные результаты согласуются с гипотезой об активном сопротивлении регионов и объясняют, почему темпы роста неплатежей в федеральный бюджет выше, чем в региональные.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 14-04-2011
А.В. Романовский, Я.В. Шокин Экономические науки. 2010.  Т. 70. № 9. С. 42-44. 
В  работе показывается,  что многие аномалии в экономике и  финансах могут найти  правдоподобное объяснение в рамках такого нового междисциплинарного направления научной мысли,как нейроэкономика; также иллюстрируются основные тезисы нейроэкономики. Учитывая, что в  настоящее время уже существуют  серьезные экономические  модели с нейропсихологическимуклоном,  делается  вывод о  том, что  исследования в  данном направлении  могут стать  началом естественного  процесса  формирования  новой  парадигмы  экономического  мышления  в  рамках нейроэкономики. Научно-информационный журнал «Экономические науки»
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2003
Nicolaus Tideman, Gordon Tullock Journal of Political Economy. 1976.  Vol. 84. P. 1145-1159. 
Статья описывает и разрабатывает впервые открытый Эдвардом Х.Кларком процесс, который побуждает индивидов выявлять свои истинные предпочтения в отношении общественных благ. Суть данного процесса заключается в том, что отдельному человеку предлагается шанс изменить исход, который имел бы место без его голоса, путем уплаты специального налога равному чистым потерям для других, вытекающим из участия его голоса в принятии решения. Поскольку специальный налог на любого отдельного человека не выплачивается другому лицу, то в результате создается очень маленький бюджетный избыток. Приведены примеры использования данного процесса для дискретных и непрерывных решений
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 23-11-2012
Абел Гезевич Аганбегян Экономическая политика. 2010.  № 2. С. 5-19. 
Как известно, Россия в настоящее время переживает переходный период от административно-командной централизованной социально-экономической системы социалистическо- го типа к рыночной системе, базирующейся на частной капиталистической собственности. Этот переходный период, как показывает опыт, весьма продолжителен и связан с крупней- шими преобразованиями собственности, финансовой системы, социально-экономических институтов, всей социальной сферы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2003
William Arthur Niskanen American Economic Review. 1968.  Vol. 58. No. 2. P. 293-305. 
Экономическая наука не создала теории максимизирующего бюрократа. В настоящее время доминирующий подход к государственному управлению состоит в том, чтобы снабдить бюрократов, желающих по какой-либо причине работать эффективно, организационной структурой, информационной системой и анализом. Однако данный подход не развивает и явно не рассматривает как относящиеся к делу условия, при которых личные цели бюрократа согласуются с эффективностью бюрократии. В настоящее время, когда большая и все возрастающая часть экономической деятельности осуществляется в бюро, экономисты не сделали никакого значительного вклада в теорию, позволяющего дать ответы на следующие вопросы. Каковы отличительные характеристики бюрократии? Каковы основные составляющие теории бюрократии? Что конкретно максимизируют бюрократы и при каких внешних условиях? Каковы следствия максимизирующего поведения в данных условиях? Например, каков равновесный выпуск и бюджет отдельно взятого бюро для данных условий спроса и затрат? Каково влияние изменений в условиях спроса и затрат? Как сказывается бюрократическая организация экономической деятельности на благосостояние? Какие изменения в организации и структуре вознаграждения смогли бы повысить эффективность бюрократии? В данной статье представлена простая модель максимизирующего бюрократа и на основании этой модели сделана попытка дать ряд пробных ответов качественного характера на эти вопросы.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 25-10-2011
Рустем Махмутович Нуреев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 3. С. 4-9. 
Сравнение производства частных и общественных благ, роли рынка и государства позволяет глубже понять различия между старой и новой политической экономией. Если в центре внимания старой политэкономии находилось производство материального богатства, то в центре новой — богатства нематериального. Если старая изучала, прежде всего, экономические процессы, то новая — политические. Впрочем, это не означает, что вопросы государственной политики были всегда чужды традиционной политической экономии. Однако подход к ним был несколько иным.
ресурс содержит прикрепленный файл