Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социология: теория, методы, маркетинг

Опубликовано на портале: 22-06-2011
Юлия Свеженцева Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 2. P. 133-148. 
 Цель статьи - интерпретация партнерства как социального явления и как социологической категории в операциональных и концептуальных аспектах. Автор предлагает определение партнерства, его характеристик, результатов, способов идентификации и измерения его показателей, а также как эмпирически проверяет гипотезы относительно его возможных манифестаций.Партнерство расценивается как универсальное социальное и структурное явление, представленное на различных уровнях социальных отношений. Тема развивается на основании сопоставления двух идеальных моделей соблюдения стандартов и правил. Первая основана на опасении санкций, ожидаемых в случае нарушения норм, тогда как вторая предполагает ценностные мотивы. Кроме того, автор предоставляет осмысление и операционализацию «устной договоренности» как предпосылки сотрудничества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2007
Войцех Заборовский Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 1. P. 8-35. 
Статья основана на данных, полученных в рамках проекта “Поляки-2000”. Рассматривается социальный статус респондентов в сопоставлении с их предтрансформационным статусом (1988) с целью определения победителей и проигравших в результате преобразований. Результаты анализа показывают существенную роль таких факторов статусной динамики, как инскриптивный статус, в частности социальный капитал, связанного со статусом родителей, наряду с таким фактором, как возраст респондентов. С другой стороны, автор доказывает, что категория супер-победителей формировалась на вполне эгалитарных началах: приблизительно половину самых высоких статусных позиций в 2000 году занимали те, кто в 1988-м находился на средних либо низших ступенях стратификационной лестницы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-06-2011
Любовь Бевзенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 2. P. 159-176. 
Статья имеет целью продемонстрировать эвристический потенциал понятия социальной бифуркации, в частности, применительно к анализу “социальных революций” с аксиологической точки зрения. Обсуждается происхождение понятия в контексте самоорганизационной модели социальных изменений. Эвристический потенциал предлагаемого подхода демонстрируется на примере “загадок революций”, рассматриваемых П.Штомпкой как одна из важных социологических проблем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-08-2010
Джон Джонсон, Андрей Мельников Социология: теория, методы, маркетинг. 2009.  No. 1. P. 78-93. 
В работе предлагается интерпретация феномена доверия с позиции экзистенциальной социологии (подходы калифорнийской школы и Е. Трирякьян (Е. Tiryakian). Авторы статьи уделяют внимание теоретическим аспектам возникновения, развития и нарушения доверия на ранних этапах жизни. Затем они переходят к обсуждению феномена массового недоверия в современной Украине. Авторы полагают, что проблема недоверия украинского общества должна быть переориентирована и переформулирована как проблема социальной справедливости, которую необходимо рассматривать через призму экзистенциального опыта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-05-2013
Андрей Мельников Социология: теория, методы, маркетинг. 2011.  No. 2. P. 160-177. 
Автор рассматривает особенности "экзистенциального поворота в социологии", в связи с чем представляет концепцию экзистенциальной социологии бельгийского ученого Марселя Болль Де Баля.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-11-2010
Евгений Суименко Социология: теория, методы, маркетинг. 2009.  No. 2. P. 166-184. 
В статье, написанной в жанре социологического эссе, проводится анализ корреляции, сотрудничества и функциональных прерогатив двух типов отношения к миру: материально-трансформационное (производственное, экономическое) отношение и рефлексивное (артистическое, эстетическое) отношение.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-05-2013
Андрей Малюк Социология: теория, методы, маркетинг. 2011.  No. 2. P. 107-126. 
Статья посвящена анализу экономико-социологической концепции известного экономического социолога и антрополога К.Поланьи как теоретико-методологической основы социально-критического подхода к исследованию неолиберальной глобализации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-04-2007
Татьяна Олеговна Ефременко Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 3. P. 123-141. 
Статья посвящена теоретической концепции экономической культуры как важной категории экономической социологии. Формулируются основные теоретико-методологические принципы, необходимые для исследования данного осложненного и многогранного понятия. Экономическая культура рассматривается как единство экономических знаний, способности их приложения и ценностей, регулирующих экономическое поведение человека. В статье представлены также известные подходы к эмпирическому исследованию экономической культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2011
Татьяна Олеговна Ефременко Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 4. P. 174-194. 
Цель статьи – проанализировать данные первого в Украине социологического исследования экономической культуры населения, проведенного отделом экономической социологии ИС НАНУ в 2005 году. Автор излагает представления экспертов о сущности, формах манифестации и показателях экономической культуры. Для пониман6ия природы экономической культуры автор анализирует обобщенные интегральные характеристики и дилеммы массового сознания современного украинского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-12-2010
Татьяна Олеговна Ефременко Социология: теория, методы, маркетинг. 2007.  No. 2. P. 103-127. 
  Автор рассматривает экономическое мышление как составляющую украинской этнической ментальности. Для описания этого чрезвычайно сложного явления автор применяет историографический метод, который позволяет излагать различные точки зрения на украинскую ментальность, а значит, рассматривать ее комплексно. Автор статьи также приводит данные ряда социологических исследований данного явления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-12-2010
Олег Демкив, Лидия Кондратик Социология: теория, методы, маркетинг. 2007.  No. 4. P. 5-37. 
В качестве концептуальной основы изучения экономической морали авторы статьи используют теоретические и методологические основы неоинституционализма, социальной теории капитала, критические работы по социологии девиантного поведения, и положение П. Бергера и Т. Лукмана о различиях между высокой и обычной моралью.  Экономическая мораль понимается как стабильно укоренившийся комплекс поведенческих императивов, которые организуют социальную реальность в рамках дихотомии структура/социальная интеракция.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-08-2012
Юрий Савельев Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 1. P. 39-55. 
В статье анализируются тенденции глобального развития и потенциал европейских обществ в контексте растущих новых мировых центров влияния. Источниками послужили социально-экономические исследования и прогнозы, публикации во влиятельных западных СМИ, статистические данные (индекс человеческого развития HDI, индекс конкурентоспособности IMD, индекс продуктивности GGDC), результаты опросов общественного мнения (ESS 2005, 2007; Eurobarometer 62, 67, 71). Также были использованы материалы экспертных интервью, проведенных с рядом ведущих европейских социологов в июле2008 года. На этом основании автор приходит к выводу, что, несмотря на существующие политические и демографические проблемы, Европа не утратит свою экономическую позицию в мире в ближайшие 25–30 лет, а трансформация Европейского Союза в федеративную сверхдержаву может послужить условием для геополитического лидерства Европы. Эффективность такой трансформации может быть обеспечена путем демократизации (дебюрократизации) институтов ЕС и европейского интеграционного проекта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Дэвид Лейн Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 3. P. 14-31. 
В качестве основных объяснительных переменных в рамках анализа трансформаций обществ государственного социализма используются циркуляция и обновление элит. Предполагая, что преобразования могут инициироваться и осуществляться под эгидой элит, автор рассматривает их как революционный процесс, обусловленный классовыми интересами. При этом он исходит их гипотезы, согласно которой трансформации в посткоммунистических странах детерминировались как эндогенными, так и экзогенными классовыми силами. Отсутствие (экономического) гражданского общества в условиях государственного социализма повлекло за собой «ущербность», господствующего капиталистического класса. Вместе с тем, в посткоммунистический период классовое неравенство и напряжение обостряются. В то же время слабость гражданского общества, являющаяся следствием неразвитости буржуазии, в свою очередь, ограничивает эффективность ее властных функций, а стремительность экономических и политических преобразований сказывается в нечеткости социальной стратификации и тормозит формирование оппозиционного классового сознания.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2013
Марианна Елейко Социология: теория, методы, маркетинг. 2011.  No. 3. P. 138-162. 
В статье концентрируется внимание на традиционном в науке подходе к изучению социального самочувствия, вытекающем из социально-психологической традиции исследования этого сложного социального феномена.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2011
Н.А. Шульга Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 4. P. 24-37. 
Цель данной статьи – переосмысление процесса формирования украинской властной элиты и определение основных его стадий. Внимание сосредоточено, главным образом, на политической элите. Наряду с этим выделяются такие категории, как военная и силовая элита, административная и властная, научная и финансово-промышленная, а также криминальная. Автор приходит к заключению, что элиты могут объединяться на основании общих проектов, направленных на решение прагматических проблем и поиск новых путей, отвечающих грядущим вызовам.
ресурс содержит прикрепленный файл