Социология: теория, методы, маркетинг
Выпуск N3 за 2006 год
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Оксана Панькова, Екатерина Иващенко
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 236-248.
Авторы статьи исследуют характеристики забастовочного движения в Украине и тенденциях его развития в течение1989–2006 годов. Кроме того, анализируются реальная и потенциальная роль забастовки в социальных преобразованиях, происходящих в нашем государстве.


Опубликовано на портале: 04-07-2011
Евгений Иванович Головаха, Наталья Викторовна Панина
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 32-51.
Статья посвящена анализу основных стадий и тенденций социальных преобразований, которые происходят в Украине с начала так называемой перестройки в бывшем Советском Союзе. Трансформационные процессы изучаются в наиболее важных для украинского общества аспектах, таких как институциональный, социоструктурный и социально-психологический. Кроме того, авторы сосредоточивают внимание на роли классов, элит и широких масс на разных стадиях анализируемого периода.


Опубликовано на портале: 04-07-2011
Виктория Середа
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 191-212.
Статья сосредоточена на процессах построения официальных моделей исторического прошлого на базе анализа докладов двух президентов Украины (Л.Кучмы и В.Ющенко) и президента России (В.Путина) в течение последнего десятилетия (1994–2006). Автор рассматривает и сопоставляет исторические схемы и символы (такие как исторические даты, герои и т. п.), используемые каждым президентом с целью формирования коллективной исторической идентичности. Одна из ключевых проблем состоит в том, насколько украинские и российские правящие элиты готовы к историческому разрыву с культурно-политическим наследием советского прошлого, поощрению “возрождения” некоторых элементов досоветских исторических и других национальных традиций, а также формирования новых.


Опубликовано на портале: 04-07-2011
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 5-12.


Принятие решений в парламенте Украины: результаты голосований по законодательным актам (2002–2004) [статья]
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Андрей Зоткин
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 182-190.
Автор изучает характеристики правящей элиты Украины с применением функционального подхода. А именно: исследует, как депутатским корпусом Верховной Рады Украины принимались решения по экономическим и социальным вопросам в течение 2002–2004 годов. Кроме того, подробно проанализированы определенные голосования депутатского корпуса в региональном и фракционном разрезе. На основе стобалльной шкалы получены средние интегральные индексы относительно характера голосований и межфракционной мобильности депутатов|дробная||депутата|.


Опубликовано на портале: 04-07-2011
Наталия Костенко
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 213-221.
Статья анализирует положение дел на украинском телевидении в период предвыборных кампаний (2005–2006). Речь идет о политической мобилизации на рынке средств массовой информации, консолидации унификационных семантических практик и либерализации политических дифференциаций. Однако, отмечает автор, последнее отнюдь не отражается в публичном дискурсе.


Опубликовано на портале: 04-07-2011
Андрей Петрович Горбачик, Елена Жулькевская
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 161-181.
Статья посвящена применению сетевого анализа для изучения изменений в структуре отношений между фракциями и группами в Верховной Раде Украины четвертого созыва. Соотношения определяются на основании переходов депутатов из одной фракции или группы в другую в течение данного периода их парламентской деятельности. Анализируя определенные характеристики данной сети (центрированность, структурные разрывы и т.п. авторы делают ряд выводов о структурировании политической элиты в Украине и применимости структурного подхода и методов сетевого анализа для изучения современных Украинских элит.


Опубликовано на портале: 04-07-2011
Ольга Дмитриевна Куценко
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 92-115.
Исследователи посткоммунистических обществ сталкиваются со многими вопросами, связанными с политической инклюзией и не имеющими должного объяснения в рамках классических теорий перехода или демократического политического участия. Автор ищет объяснения феномена снижения политического участия в условиях развитием демократии, явлений латентного потенциала протеста, возрождения левого уклона в электоральных практиках, а также конвенционального политического участия в период, последовавший после «оранжевой революции» в Украине. Автор аргументирует и рассматривает перспективы методологии классового анализа, обращаясь к исследованию социальных оснований дифференциации политической инклюзии. Использование данных и подходов Европейского социального исследования 2004/2005 позволяет сделать некоторые важные выводы о связях между формированием классоподобных социальных групп и кругов и особенностями политического участия в данном обществе.


Социальная стратификация: теоретические и методические основания исследования на региональном уровне [статья]
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Наталия Ковалиско
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 137-152.
В данной статье ряд важных методологических положений относительно многомерного социального пространства и их приложений применительно к анализу украинского общества обобщаются в модели стратификации, основанной на таких критериях, как доход, образование, позиция во властной структуре, самооценка финансового положения, самоидентификация, то есть на совокупности объективных и субъективных показателей. Анализируются также результаты количественного и качественного исследований стратификации на региональном уровне.


Опубликовано на портале: 04-07-2011
Светлана Николаевна Оксамитная
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 116-136.
Темой статьи являются тенденции образовательных неравенств в Украине среди людей разного классового происхождения и разных возрастных когорт. Репрезентативные данные опросов подтверждают предположения об углублении неравенства образовательных возможностей на уровне среднего и третичного образования для представителей класса служащих и рабочего класса в постсоветской Украине.


Опубликовано на портале: 04-07-2011
Мирослава Щербак
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 153-160.
Статья раскрывает основные преобразования в социально-классовых особенностей политической культуры украинского общества, которые можно обнаружить с помощью интегрального теста типов политической культуры. Украинские ученые разработали данную процедуру, сочетающую в себе различные теоретические предпосылки, используя оригинальный подход к типологизации политической культуры, принимающий во внимание главные аспектыее формирования в переходный период, переживаемый украинским обществом.


Опубликовано на портале: 04-07-2011
Сергей Макеев
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 81-91.
Главная цель статьи – продемонстрировать, что классовый анализ вполне валиден в рамках исследования современных обществ. Автор приводит аргументы в пользу анализа самой сути «социологического воображения», как его понимали основоположники социологии. Кроме того, рассматриваются изменения анализа статуса классового в сочетании его с различными методами социологического описания и объяснения действительности, а также проясняет происхождение взаимосвязи между классами и известными структурами неравенств.


Тенденции развития ассоциативных групп интересов (на примере экологического движения в Украине) [статья]
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Александр Григорьевич Стегний
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 222-235.
Анализируются тенденции современного экологического движения в Украине как проявления групповых интересов. Автор предоставляет краткую историю происхождения и развития этого движения и его особенности в качестве нового участника политической жизни. Особое внимание сосредоточено на рассмотрении возможных стратегий в развитии экологического движения в долгосрочной перспективе.


Опубликовано на портале: 04-07-2011
Хенрик Доманьский
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 52-80.
В данной статье развитие «общества среднего класса» применяется в качестве показателя степени модернизации посткоммунистических обществ при переходе к рыночной системе. Используя данные исследований, касающиеся Польши, в сопоставлении с результатами международных исследовательских проектов, автор рассматривает основные препятствия и движущие силы на пути к рынку. В работе показано, что главные кандидаты на принадлежность к посткоммунистическому среднему классу – это менеджеры высшего уровня наряду с интеллектуалами и собственниками. Автор обоснованно утверждает, что Польша систематично (хотя и медленно) продвигается по пути к модернизации профессиональной структуры, возрастанию среднего уровня потребления и утверждения меритократических принципов распределения денежного вознаграждения. Рассматривается также культурная и экономическая либерализация применительно к ориентациям среднего класса. Согласно данным Европейского социального исследования 2004/2005, посткоммунистические общества оказывается в меньшей степени приверженными либеральным ценностям, чем страны Запада. Исходя из данных опросов, автор показывает, что реальные изменения в ориентациях среднестатистических граждан посткоммунистических обществ обусловлены объективными требованиями, с которыми они сталкивался в своей работе и в повседневной жизнедеятельности.


Опубликовано на портале: 04-07-2011
Дэвид Лейн
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 14-31.
В качестве основных объяснительных переменных в рамках анализа трансформаций обществ государственного социализма используются циркуляция и обновление элит. Предполагая, что преобразования могут инициироваться и осуществляться под эгидой элит, автор рассматривает их как революционный процесс, обусловленный классовыми интересами. При этом он исходит их гипотезы, согласно которой трансформации в посткоммунистических странах детерминировались как эндогенными, так и экзогенными классовыми силами. Отсутствие (экономического) гражданского общества в условиях государственного социализма повлекло за собой «ущербность», господствующего капиталистического класса. Вместе с тем, в посткоммунистический период классовое неравенство и напряжение обостряются. В то же время слабость гражданского общества, являющаяся следствием неразвитости буржуазии, в свою очередь, ограничивает эффективность ее властных функций, а стремительность экономических и политических преобразований сказывается в нечеткости социальной стратификации и тормозит формирование оппозиционного классового сознания.

