Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социология: теория, методы, маркетинг

Выпуск N3 за 2006 год

Опубликовано на портале: 04-07-2011
Оксана Панькова, Екатерина Иващенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 3. P. 236-248. 
Авторы статьи исследуют характеристики забастовочного движения в Украине и тенденциях его развития в течение1989–2006 годов. Кроме того, анализируются реальная и потенциальная роль забастовки в социальных преобразованиях, происходящих в нашем государстве.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Евгений Иванович Головаха, Наталья Викторовна Панина Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 3. P. 32-51. 
Статья посвящена анализу основных стадий и тенденций социальных преобразований, которые происходят в Украине с начала так называемой перестройки в бывшем Советском Союзе. Трансформационные процессы изучаются в наиболее важных для украинского общества аспектах, таких как институциональный, социоструктурный и социально-психологический. Кроме того, авторы сосредоточивают внимание на роли классов, элит и широких масс на разных стадиях анализируемого периода.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Виктория Середа Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 3. P. 191-212. 
Статья сосредоточена на процессах построения официальных моделей исторического прошлого на базе анализа докладов двух президентов Украины (Л.Кучмы и В.Ющенко) и президента России (В.Путина) в течение последнего десятилетия (1994–2006). Автор рассматривает и сопоставляет исторические схемы и символы (такие как исторические даты,  герои и т. п.), используемые каждым президентом с целью формирования коллективной исторической идентичности. Одна из ключевых проблем состоит в том, насколько украинские и российские правящие элиты готовы к историческому разрыву с культурно-политическим наследием советского прошлого, поощрению “возрождения” некоторых элементов досоветских исторических и других национальных традиций, а также формирования новых.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 3. P. 5-12. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Андрей Зоткин Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 3. P. 182-190. 
Автор изучает характеристики правящей элиты Украины с применением функционального подхода. А именно: исследует, как депутатским корпусом Верховной Рады Украины принимались решения по экономическим и социальным вопросам  в течение 2002–2004 годов. Кроме того, подробно проанализированы определенные голосования депутатского корпуса в региональном и фракционном разрезе. На основе стобалльной шкалы получены средние интегральные индексы относительно характера голосований и межфракционной мобильности депутатов|дробная||депутата|.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Наталия Костенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 3. P. 213-221. 
Статья анализирует положение дел на украинском телевидении в период предвыборных кампаний (2005–2006). Речь идет о политической мобилизации на рынке средств массовой информации, консолидации унификационных семантических практик и либерализации политических дифференциаций. Однако, отмечает автор, последнее отнюдь не отражается в публичном дискурсе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Андрей Петрович Горбачик, Елена Жулькевская Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 3. P. 161-181. 
Статья посвящена применению сетевого анализа для изучения изменений в структуре отношений между фракциями и группами в Верховной Раде Украины четвертого созыва. Соотношения определяются на основании переходов депутатов из одной фракции или группы в другую в течение данного периода их парламентской деятельности. Анализируя определенные характеристики данной сети (центрированность, структурные разрывы и т.п. авторы делают ряд выводов о структурировании политической элиты в Украине и применимости структурного подхода и методов сетевого анализа для изучения современных Украинских элит.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Ольга Дмитриевна Куценко Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 3. P. 92-115. 
Исследователи посткоммунистических обществ сталкиваются со многими вопросами, связанными с политической инклюзией и не имеющими должного объяснения в рамках классических теорий перехода или демократического политического участия. Автор ищет объяснения феномена снижения политического участия в условиях развитием демократии, явлений латентного потенциала протеста, возрождения левого уклона в электоральных практиках, а также конвенционального политического участия в период, последовавший после «оранжевой революции» в Украине. Автор аргументирует и рассматривает перспективы методологии классового анализа, обращаясь к исследованию социальных оснований дифференциации политической инклюзии. Использование данных и подходов Европейского социального исследования 2004/2005 позволяет сделать некоторые важные выводы о связях между формированием классоподобных социальных групп и кругов и особенностями политического участия в данном обществе.  
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Наталия Ковалиско Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 3. P. 137-152. 
В данной статье ряд важных методологических положений относительно многомерного социального пространства и их приложений применительно к анализу украинского общества обобщаются в модели стратификации, основанной на таких критериях, как доход, образование, позиция во властной структуре, самооценка финансового положения, самоидентификация, то есть на совокупности объективных и субъективных показателей. Анализируются также результаты количественного и качественного исследований стратификации на региональном уровне.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Светлана Николаевна Оксамитная Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 3. P. 116-136. 
Темой статьи являются тенденции образовательных неравенств в Украине среди людей разного классового происхождения и разных возрастных когорт. Репрезентативные данные опросов подтверждают предположения об углублении неравенства образовательных возможностей на уровне среднего и третичного образования для представителей класса служащих и рабочего класса в постсоветской Украине.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Мирослава Щербак Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 3. P. 153-160. 
Статья раскрывает основные преобразования в социально-классовых особенностей политической культуры украинского общества, которые можно обнаружить с помощью интегрального теста типов политической культуры. Украинские ученые разработали данную процедуру, сочетающую в себе различные теоретические предпосылки, используя оригинальный подход к типологизации политической культуры, принимающий во внимание главные аспектыее формирования в переходный период, переживаемый украинским обществом.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Сергей Макеев Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 3. P. 81-91. 
Главная цель статьи – продемонстрировать, что классовый анализ вполне валиден в рамках исследования современных обществ. Автор приводит аргументы в пользу анализа самой сути «социологического воображения», как его понимали основоположники социологии. Кроме того, рассматриваются изменения анализа статуса классового в сочетании его с различными методами социологического описания и объяснения действительности, а также проясняет происхождение взаимосвязи между классами и известными структурами неравенств.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Александр Григорьевич Стегний Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 3. P. 222-235. 
Анализируются тенденции современного экологического движения в Украине как проявления групповых интересов. Автор предоставляет краткую историю происхождения и развития этого движения и его особенности в качестве нового участника политической жизни. Особое внимание сосредоточено на рассмотрении возможных стратегий в развитии экологического движения в долгосрочной перспективе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Хенрик Доманьский Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 3. P. 52-80. 
В данной статье развитие «общества среднего класса» применяется в качестве показателя степени модернизации посткоммунистических обществ при переходе к рыночной системе. Используя данные исследований, касающиеся Польши, в сопоставлении с результатами международных исследовательских проектов, автор рассматривает основные препятствия и движущие силы на пути к рынку. В работе показано, что главные кандидаты на принадлежность к посткоммунистическому среднему классу – это менеджеры высшего уровня наряду с интеллектуалами и собственниками. Автор обоснованно утверждает, что Польша систематично (хотя и медленно) продвигается по пути к модернизации профессиональной структуры, возрастанию среднего уровня потребления и утверждения меритократических принципов распределения денежного вознаграждения. Рассматривается также культурная и экономическая либерализация применительно к ориентациям среднего класса. Согласно данным Европейского социального исследования 2004/2005, посткоммунистические общества оказывается в меньшей степени приверженными либеральным ценностям, чем страны Запада. Исходя из данных опросов, автор показывает, что реальные изменения в ориентациях среднестатистических граждан посткоммунистических обществ обусловлены объективными требованиями, с которыми они сталкивался в своей работе и в повседневной жизнедеятельности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Дэвид Лейн Социология: теория, методы, маркетинг. 2006.  No. 3. P. 14-31. 
В качестве основных объяснительных переменных в рамках анализа трансформаций обществ государственного социализма используются циркуляция и обновление элит. Предполагая, что преобразования могут инициироваться и осуществляться под эгидой элит, автор рассматривает их как революционный процесс, обусловленный классовыми интересами. При этом он исходит их гипотезы, согласно которой трансформации в посткоммунистических странах детерминировались как эндогенными, так и экзогенными классовыми силами. Отсутствие (экономического) гражданского общества в условиях государственного социализма повлекло за собой «ущербность», господствующего капиталистического класса. Вместе с тем, в посткоммунистический период классовое неравенство и напряжение обостряются. В то же время слабость гражданского общества, являющаяся следствием неразвитости буржуазии, в свою очередь, ограничивает эффективность ее властных функций, а стремительность экономических и политических преобразований сказывается в нечеткости социальной стратификации и тормозит формирование оппозиционного классового сознания.
ресурс содержит прикрепленный файл