Социология: теория, методы, маркетинг
Опубликовано на портале: 22-06-2011
Наталия Лавриненко
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 2.
P. 103-115.
Согласно теоретической концепции статьи, гендер как социальное явление и как институция гораздо шире и сложнее, чем просто “гендерный порядок”. Автор анализирует основные составляющие данного социального института: гендерные статусы, гендерное разделение труда, гендерные биологические (сексуальные) предписания, гендерные личностные характеристики, гендерный социальный контроль, гендерные идеологии и т. п. Общее обсуждение данных составляющих подкрепляются с данными социологического исследования, проведенного в Украине. Как возможный методологический подход к изучению института гендера используется теория социального построения гендера развиваемая феминистскими исследователями.


Опубликовано на портале: 12-07-2011
Алина Солнышкина
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 4.
P. 195-202.
Автор анализирует культурные и символические коды военной организационной культуры и показатели, обусловливающие проблемы и патологии в функционировании военной организации в украинском обществе трансформационного периода.


Опубликовано на портале: 22-06-2011
Екатерина Иващенко
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 2.
P. 214-215.


Основные понятия и положения социокультурного подхода и специфика их применения в социологии [статья]
Опубликовано на портале: 26-01-2011
Наталия Черныш, Ольга Ровенчак
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 1.
P. 37-53.
В данной работе авторы анализируют
три
основные социологические интерпретации
социокультурного
подхода, а так же предлагают свою концептуальную
модель,
основанную на данном
подходе. Модель
объединяет
наиболее
плодотворные идеи вышеупомянутых интерпретаций. В статье рассмотриваются основные понятия и
тезисы, которые составляют
теоретические
рамки
модели, в попытке приблизиться
к операционализации этих понятий.


Опубликовано на портале: 04-07-2011
Евгений Иванович Головаха, Наталья Викторовна Панина
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 32-51.
Статья посвящена анализу основных стадий и тенденций социальных преобразований, которые происходят в Украине с начала так называемой перестройки в бывшем Советском Союзе. Трансформационные процессы изучаются в наиболее важных для украинского общества аспектах, таких как институциональный, социоструктурный и социально-психологический. Кроме того, авторы сосредоточивают внимание на роли классов, элит и широких масс на разных стадиях анализируемого периода.


Опубликовано на портале: 12-07-2011
Эдуард Клюенко
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 4.
P. 113-125.
Задача данной статьи – проанализировать особенности политического выбора, который сделали на последних парламентских выборах (март, 2006) более чем 34 тысячи украинских избирателей в зарубежных округах, где были выбраны, по сути, парламенты иной политической конфигурации, чем реально выбранная Верховная Рада. 78 стран, где голосовали украинские избиратели, пребывающие за рубежом, были классифицированы на основе концептуальных и эмпирических оценок демократических / недемократического социополитических систем. Используя статистический анализ, автор сконструировал независимую переменную “вид государственного устройства” для различения (1) демократических, (2) частично демократических и (3) авторитарных государств. Анализ различий в результатах выборов в этих трех группах стран позволяет говорить о статистически значимой корреляции между видом государственного устройства страны пребывания избирателей и их политическими предпочтениями.


Опубликовано на портале: 04-07-2011
Виктория Середа
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 191-212.
Статья сосредоточена на процессах построения официальных моделей исторического прошлого на базе анализа докладов двух президентов Украины (Л.Кучмы и В.Ющенко) и президента России (В.Путина) в течение последнего десятилетия (1994–2006). Автор рассматривает и сопоставляет исторические схемы и символы (такие как исторические даты, герои и т. п.), используемые каждым президентом с целью формирования коллективной исторической идентичности. Одна из ключевых проблем состоит в том, насколько украинские и российские правящие элиты готовы к историческому разрыву с культурно-политическим наследием советского прошлого, поощрению “возрождения” некоторых элементов досоветских исторических и других национальных традиций, а также формирования новых.


Опубликовано на портале: 26-01-2011
Валерий Хмелько
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 1.
P. 71-87.
В настоящей статье анализируются данные выборочного репрезентативного для взрослого населения Украины опроса (охватившего 2017 респондентов) в отношении вступления Украины в Европейский Союз и НАТО, а также представления людей о своей осведомленности о Евросоюзе и НАТО, и связи между этими представлениями и отношением к обоим объединениям.


Опубликовано на портале: 04-07-2011
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 5-12.


Опубликовано на портале: 12-07-2011
Елена Стрельник
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 4.
P. 147-160.
Автор делает попытку теоретической концептуализации понятия социального потенциала и применения его для исследования гендерного неравенства и социального потенциала женщин в украинском обществе в наше время. Гендерное неравенство определяется как разница в статусах мужчин и женщин в различные социальных сферах на основании влияния гендерного фактора на возможности реализации их общественного потенциала. В то же время, различаются два конституента социального потенциала на объективном и субъективном уровнях, например: доступ к ресурсам (материальным, образовательным, профессиональным и культурным), готовность использовать их и реализовывать их ценность, способы их воспроизводства и наращивания. Также автор рассматривает эмпирические характеристики субъективного уровня социального потенциала, на основе которых можно и изучать субъективные аспекты социального потенциала женщин в современном украинском обществе.


Опубликовано на портале: 12-07-2011
Олег Алексеевич Оберемко
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 4.
P. 94-112.
Согласно данным сравнительного исследования, проводимого в России и Польше, россияне проявляют в среднем устойчивые самоидентификации с большим числом социальных общностей, чем Поляки. Используя материалы 2002 года, автор статьи обсуждает альтернативные интерпретации полученных данных и делает вывод, что устойчивое само отождествление с социоструктурными сообществами является скорее не компенсацией социальной депривации, а ресурсом социального оптимизма.


Опубликовано на портале: 12-07-2011
Артур Высоцкий
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 4.
P. 221-224.


Опубликовано на портале: 12-07-2011
Лидия Николаевна Амджадин, Ю.И. Саенко, Наталия Ходоровская
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 4.
P. 126-146.
Статья анализирует социальные последствия Чернобыльской катастрофы и пути их преодоления с точки зрения более чем двадцатилетнего опыта. После краткой хроники тех событий авторы останавливаются на некоторых важных вопросах, таки как радиологическое состояние окружающей среды, структуры постчернобыльских поселений, экологические, биологические, медицинские, демографические, социально-психологические эффекты Чернобыля. Затем внимание сосредоточивается на социальных перспективах активизации сообществ пострадавших. Наконец анализируются ошибки Чернобыля и задачи на перспективу.


Опубликовано на портале: 22-06-2011
Владимир Резник
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 2.
P. 66-89.
Статья посвящена динамике объективных показателей и субъективных оценок приватизации в Украине. Автор делает ударение на важности более широкой интерпретации понятия “приватизация”, которая позволяла бы рассматривать данное явление как социальную реинституционализацию частной собственности, частного предпринимательства и рынка труда. Такой подход позволяет сделать вывод об общих тенденциях в восстановлении старых и параллельно формировании новых институтов частной собственности. Анализ общественного мнения позволяет предполагать, что социальная делегитимация приватизационного процесса не обязательно должна сопровождаться такой же делегитимация самого института частной собственности в целом.


Опубликовано на портале: 26-01-2011
Михаил Мищенко
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 1.
P. 88-109.
При
изучении электоральных ориентаций исследователь может столкнуться с недостатком
искренности респондентов, что может привести к ошибкам. Для улучшения
результатов социологических
исследований необходимо обеспечить
чувство
анонимности,
что способствует повышению искренности респондентов.
Уличный
опрос является одним из методов социологического исследования, который
позволяет достичь этой цели.

