Социология: теория, методы, маркетинг
Опубликовано на портале: 04-07-2011
Дэвид Лейн
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 3.
P. 14-31.
В качестве основных объяснительных переменных в рамках анализа трансформаций обществ государственного социализма используются циркуляция и обновление элит. Предполагая, что преобразования могут инициироваться и осуществляться под эгидой элит, автор рассматривает их как революционный процесс, обусловленный классовыми интересами. При этом он исходит их гипотезы, согласно которой трансформации в посткоммунистических странах детерминировались как эндогенными, так и экзогенными классовыми силами. Отсутствие (экономического) гражданского общества в условиях государственного социализма повлекло за собой «ущербность», господствующего капиталистического класса. Вместе с тем, в посткоммунистический период классовое неравенство и напряжение обостряются. В то же время слабость гражданского общества, являющаяся следствием неразвитости буржуазии, в свою очередь, ограничивает эффективность ее властных функций, а стремительность экономических и политических преобразований сказывается в нечеткости социальной стратификации и тормозит формирование оппозиционного классового сознания.


Опубликовано на портале: 12-07-2011
Н.А. Шульга
Социология: теория, методы, маркетинг.
2006.
No. 4.
P. 24-37.
Цель данной статьи – переосмысление процесса формирования украинской властной элиты и определение основных его стадий. Внимание сосредоточено, главным образом, на политической элите. Наряду с этим выделяются такие категории, как военная и силовая элита, административная и властная, научная и финансово-промышленная, а также криминальная. Автор приходит к заключению, что элиты могут объединяться на основании общих проектов, направленных на решение прагматических проблем и поиск новых путей, отвечающих грядущим вызовам.

