Экономическая социология
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Алина Юрьевна Шанкина
Экономическая социология.
2003.
Т. 4.
№ 2.
С. 88-101.
В работе рассматривается прошлое, настоящее и будущее маркетинговых исследований. Проблематизируется сам термин "market research". Явление потребления автор встраивает в рамки культурно-исторического и философского анализа.


Опубликовано на портале: 05-08-2003
Александр Александрович Куракин
Экономическая социология.
2003.
Т. 4.
№ 1.
С. 81-104.
В работе рассматривается возможность изучения хозяйственной жизни при помощи понятия "социально-экономический уклад". Основной тезис заключается в том, что социально-экономический уклад - это не самостоятельная теория, а продолжение других социологических теорий. Любая теория представляет собой аналитический блок понятий. Концепция уклада предполагает выделение ряда производных аналитических блоков из базисного теоретического блока. Утверждается, что концепция уклада может быть применена к любым социологическим теориям. В качестве примера на базе работ Флигстина, Бурдье, Поланьи и Чаянова построена схема конструирования социально-экономического уклада.


Опубликовано на портале: 05-08-2003
Лариса Евгеньевна Петрова
Экономическая социология.
2003.
Т. 4.
№ 1.
С. 64-80.
В задачи анализа входит характеристика общероссийских и региональных объединений работодателей, а также особенностей их взаимоотношений с профсоюзными органами в практике социального партнерства. Рассматриваются отношения между тремя партнерами: работодателями, профсоюзами и государством.


Опубликовано на портале: 01-08-2003
Татьяна Борисовна Обыденнова, Наталья Евгеньевна Тихонова, Татьяна Александровна АлимоваРуководитель: Александр Юльевич Чепуренко Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 2, 3. С. 26-51; 12-38.
В работе обобщаются результаты исследования, выполненного группой авторов из Российского
независимого института социальных и национальных проблем в 2002 г. Исследование проводилось
в нескольких регионах России. Анализируется отношение населения к малому предпринимательству.
Выделяются протопредпринимательские слои (категории населения, наиболее склонные
к занятию малым предпринимательством), описываются их социально-демографические характеристики.
Рассматривается роль структур поддержки малого бизнеса и социальных сетей в развитии
малого предпринимательства. Конструируются мотивационные модели протопредпринимателей.
В заключительной части работы анализируются факторы перехода протопредпринимателей
к реальной предпринимательской деятельности. Рассматриваются мотивационные особенности,
формы участия и источники капитала начинающих предпринимателей, а также - на основе
мнения а) действующих и бывших предпринимателей, б) экспертов - трудности на пути
стартующих малых и семейных предприятий. Исследуется роль сервисных организаций в
поддержке стартового предпринимательства.


Опубликовано на портале: 05-08-2003
Виктор Семенович Вахштайн
Экономическая социология.
2003.
Т. 4.
№ 3.
С. 120-135.
Целью исследования является изучение влияния резидентных различий на стратификацию в сообществах микро-, мезо- и макроуровня: от малой социальной группы до социума. Автор доказывает, что неравенство в сроках проживания как фактор социальной стратификации независимо от уровня проявления (малая группа, организация, город, собственно социетальный уровень) обладает рядом специфических особенностей. Возникновение резидентности всегда предполагает наличие некого пространства взаимодействия (территории) и процессов миграции. В различных сообществах резидентальная стратификационная система проходит одни и те же этапы становления. Резидентность опирается на "ресурсные" и "ценностные" основания, а также на формальные и неформальные институты, закрепляющие существующее резидентальное неравенство. По мнению автора, все это позволяет говорить о целесообразности изучения резидентности как относительно устойчивого фактора стратификации и ее влияния на стратификационную мозаику.


Опубликовано на портале: 05-08-2003
Mitchell AbolafiaРед.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 2. С. 63-72.
Подход к рынкам как культурам предполагает три области исследований: конститутивных
правил и ролей, локальной рациональности, а также динамики власти и изменений. В
работе последовательно рассматривается каждая из этих областей. Затем анализируются
методологические вопросы, связанные с изучением рынков как культур при помощи этнографического
метода. Все изложение автор иллюстрирует примерами из своих собственных этнографических
исследований фондовой биржи, рынков облигаций и фьючерсных рынков на Уолл-стрит.


Опубликовано на портале: 05-08-2003
Neil FligsteinРед.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 1. С. 45-63.
Автор выдвигает концептуальное предположение о том, что социальные институты включают
в себя и рынки. Используя метафору "рынки как политика", он рассматривает социологическую
модель действия, согласно которой участники рынка стремятся к созданию стабильных
миров и решению проблемы конкуренции социальными средствами. Анализируется тесная
связь между рынком и государством. На основе этих рассуждений выстраиваются гипотезы
относительно того, как осуществляется политика на рынках на разных этапах их развития:
формирования, стабильного состояния и трансформации. Утверждается, что на этапе формирования
рынков, когда акторы в фирмах еще только пытаются выстроить статусную иерархию, укрепляющую
несостязательные формы конкуренции, политическое действие напоминает социальные движения.
В условиях стабильных рынков фирмы, обладающие большей властью, защищают свои позиции
от претендентов на эту власть. А в периоды рыночной трансформации такие "захватчики"
могут провоцировать создание более изменчивой ситуации на рынке, подобной той, которая
возникает под воздействием "социальных движений".


Опубликовано на портале: 05-08-2003
Ольга Петровна Фадеева
Экономическая социология.
2003.
Т. 4.
№ 2.
С. 73-87.
Автор обращается к исследованию вопросов укорененности новых хозяйствующих субъектов
на селе, оценке их места в социальном ландшафте и проблеме выстраивания отношений
предпринимателей с местным населением, властными органами, крупными коллективными
хозяйствами, другими деловыми партнерами и конкурентами. Предпринимается попытка
проанализировать, в какой мере село со сложившимися общинно-колхозными традициями
и стереотипами, относительно бедным населением и менее подготовленной, чем в городе,
рыночной инфраструктурой благоприятствовало появлению новых эффективных собственников;
какие ограничения эта инфраструктура накладывала на их развитие - и в какой мере,
в итоге, она повлияла на специфику современного сельского предпринимательства. Эмпирической
базой исследования послужили данные социологического опроса сельских предпринимателей
Новосибирской области, проведенного сотрудниками отдела социальных проблем Института
экономики и ОПП СО РАН в 2000-2001 г.


Сети и хозяйственная жизнь [статья]
Опубликовано на портале: 05-08-2003
Walter W. Powell, Lorel Smith-DorРед.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2003. Т. 4. № 3. С. 61-107.
Статья представляет собой критический обзор четырех основных направлений сетевых
исследований. Авторы начинают с рассмотрения более неформального аспекта сетей -
роли социальных связей при поиске работы, мобилизации коллективного действия и передаче
информации. Затем переходят к анализу более разработанного и формального направления,
посвященного сетям и власти. После этого анализируется обратная эволюция [de-evolution]
крупной централизованной вертикально интегрированной фирмы и ее распадение на сложные
сети соглашений. Наконец, авторы обращаются к исследованиям сетей производства, в
которых указывается на все возрастающую роль пространственно децентрализованного
совместного производства в развитии новых производственных процессов и коммерциализации
новых продуктов. Основное внимание уделено исследованиям, демонстрирующим ключевую
роль сетей в хозяйственной жизни и предлагающим способы, какими эти разрозненные
направления исследований могут обогатить друг друга.


Опубликовано на портале: 31-07-2003
Евгения Сергеевна Балабанова
Экономическая социология.
2003.
Т. 4.
№ 3.
С. 106-119.
На основе данных эмпирических исследований автор делает вывод о том, что социально-экономическая зависимость женщин многофакторна. Зависимость в семье обусловлена, помимо экономического, такими факторами, как неэкономические ресурсы, конвенциональные отношения супругов в семье, эмоциональная привязанность. Утверждается, что в рамках существующей культуры женщина, имеющая детей, может менять сферы своей зависимости - однако гораздо более сложно выйти из зависимого состояния. Финансовая зависимость женщины оборачивается зависимостью социальной, прежде всего, в процессе ее взаимоотношений с мужчиной. Экономическая зависимость от родителей и государства меньше ограничивает свободу женщины. Экономическая зависимость оказывается ключевым звеном цепочки, воспроизводящей гендерное неравенство: домашние обязанности женщины ограничивают ее возможности на рынке труда и обусловливают более низкую заработную плату, что закрепляет сложившееся разделение труда внутри семьи. Открытым остается вопрос о возможностях преодоления женской зависимости. Наиболее обоснованными автору представляются аргументы, доказывающие, что только изменения в культуре, сознании, менталитете смогут разрешить данную ситуацию.




Опубликовано на портале: 01-08-2003
Яна Михайловна Рощина
Экономическая социология.
2003.
Т. 4.
№ 1.
С. 13-20.
В статье обобщаются результаты эмпирического исследования, исходный тезис которого
заключается в том, что поступление в вуз сопряжено с определенными издержками. Автор
выделяет несколько видов таких издержек, предпринимает попытку объяснить выбор соотношения
между величиной различных издержек и установить, являются ли эти издержки альтернативными
друг другу или, напротив, взаимодополняющими. Рассматриваются факторы формирования
различных видов издержек и готовности родителей их нести. Работа основывается на
данных специального опроса, проведенного в апреле и сентябре 2001 г. в московском,
псковском, ростовском и пермском регионах России.


Что такое конкуренция? [статья]
Опубликовано на портале: 01-08-2003
Вадим Валерьевич Радаев
Экономическая социология.
2003.
Т. 4.
№ 2.
С. 2003.
Данная статья представляет собой небольшой фрагмент новой книги, которая готовится
к выходу летом 2003 г. под рабочим названием "Основы институциональной динамики:
к новой социологии рынков". Книга будет включать большой теоретический раздел и раздел,
посвященный эмпирическим исследованиям рынков, проведенным в течение последних двух
лет. Предлагаемый фрагмент является частью теоретического раздела. Автор анализирует
понятие конкуренции и сопоставляет некоторые основополагающие подходы к ее трактовке.

