Вопросы философии
Опубликовано на портале: 13-11-2003
Дмитрий Модестович Угринович
Вопросы философии.
1968.
№ 2.
С. 94-102.
Рассматривается так называемое социальное направление религиозного
модернизма на примере концепции безрелигиозного христианства Д. Бонхёффера.
Наибольшее
распространение религиозный модернизм получил в протестантской ветви христианства.
Суть концепции Д. Бонхёффера, как и других представителей социального направления
религиозного модернизма, сводится к отказу от понятия Бога, являющегося заменителем
человеческого незнания, и обращению к морально-этической стороне религии. Любовь
к ближнему, по мнению Д. Бонхёффера, должна реализовываться напрямую (без участия
трансцендентного посредника) и в деятельности (а не в молитвах).


Кризис религиозности [статья]
Опубликовано на портале: 21-03-2004
Ян Гурановский
Вопросы философии.
1967.
№ 7.
С. 34-44.
На примере католичества рассматривается состояние религиозности в Польше
в конце 60-х годов ХХ века.
Отмечается, что в этот период религиозность населения снизилась:
все меньшее число людей считали себя верующими,
верующие же уже не склонны распространять религиозную этику на все сферы жизни.
Католическими социологами установлено усиление процесса секуляризации.


Опубликовано на портале: 29-01-2004
Владимир Соломонович Библер
Вопросы философии.
1989.
С. 31-42.
В статье рассматривается несовпадение культурных процессов с процессами образования
и просвещения (Человек образованный или просвещенный сегодня не является автоматически
культурным человеком). Современная культура стремится в эпицентр человеческого бытия.
В XX веке типологически различные культуры живут в одном и том же сознании, взаимодействуют
в пространстве одной и той же человеческой жизни. Автор исследует характер исторического
наследования культуры и приходит к выводу, что нельзя рассматривать это наследование
по упрощенной схеме «восходящей лестницы», когда каждая последующая ступень
выше предыдущей, а человек ощущает себя карликом, стоящим на плечах гигантов. Наиболее
приемлемой представляется логика развития драматического произведения, представляющая
собой механизм художественной наследственности, а не восхождения. В данной логике
каждая новая культурно-историческая форма добавляется к предыдущим, ничего не отменяя
и не перечеркивая. «Явление четвертое. Те же и Софья» – по такому
принципу одновременности, дополнительности в едином пространстве культуры XX века
сосуществуют одновременно все исторические типы искусства, философии, нравственности
и науки (как формы культуры). Это «схема» диалога, общения, а не обобщения
различных культурных форм. Для современного мира в целом характерен диалог всех исторических
типов культур (Античности и Средневековья, Запада и Востока и т.д.). Автор показывает,
что любая современная культура может развиваться лишь на грани культур, в одновременности
и диалоге с другими культурами. В этой ситуации каждая культура оказывается «двуликим
Янусом», обращающим свое лицо одновременно к другим культурам и вглубь себя
в стремлении изменить и дополнить собственное бытие. Время такого общения –
настоящее, форма – произведение. В таком понимании судьба культуры очень тесно
связана с судьбой личности. Только в совместной деятельности множества личностей
культура может быть представлена как произведение, как «мир впервые», каждый
раз заново увиденный и пересотворенный.

Опубликовано на портале: 29-01-2004
Давид Беньяминович Зильберман
Вопросы философии.
1971.
№ 6.
С. 163-172.
Д.Б.Зильберман – мыслитель уникального синтетического дара и феноменальной
эрудиции, соединенными с редкой независимостью суждений, «истинный эксперт в
сравнительном анализе древнегреческой, классической немецкой, французской и английской
философии с восточными философскими традициями, особенно индийской мыслью, от ведического
периода до современности» (Роман Якобсон), знаток каббалы, а также «Парсонса,
Вебера, Шелера, Поппера и чего еще угодно» (А.Пятигорский), создатель оригинальной
философской концепции, именуемой им по-разному – «философологией (наукой
о философиях)», «модальной методологией», «суммой метафизики»,
согласно которой история западной философии, вопреки расхожим представлениям, отнюдь
не завершена - напротив, ее истинная история еще и не начиналась.
(расширенная аннотация)



Опубликовано на портале: 16-11-2003
Г. Е. Векуа
Вопросы философии.
1968.
№ 2.
С. 58-64.
В статье рассматривается значение социальных и биологических факторов при возникновении
и развитии заболеваний. Автор предлагает считать основополагающими факторами биологические,
так как болезнь есть процесс биологический, хотя при этом не следует и недооценивать
значения факторов социальных. Но последние, в основном, влияют на окружающие условия
при возникновении и течении болезни, а уже только эти условия (состоящие из биологических
факторов) влияют на болезнь. Следовательно, влияние социальных факторов на болезнь
опосредовано факторами биологическими.

