Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Вопросы философии

Опубликовано на портале: 13-11-2003
Дмитрий Модестович Угринович Вопросы философии. 1968.  № 2. С. 94-102. 
Рассматривается так называемое социальное направление религиозного модернизма на примере концепции безрелигиозного христианства Д. Бонхёффера. Наибольшее распространение религиозный модернизм получил в протестантской ветви христианства. Суть концепции Д. Бонхёффера, как и других представителей социального направления религиозного модернизма, сводится к отказу от понятия Бога, являющегося заменителем человеческого незнания, и обращению к морально-этической стороне религии. Любовь к ближнему, по мнению Д. Бонхёффера, должна реализовываться напрямую (без участия трансцендентного посредника) и в деятельности (а не в молитвах).
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 21-03-2004
Ян Гурановский Вопросы философии. 1967.  № 7. С. 34-44. 
На примере католичества рассматривается состояние религиозности в Польше в конце 60-х годов ХХ века. Отмечается, что в этот период религиозность населения снизилась: все меньшее число людей считали себя верующими, верующие же уже не склонны распространять религиозную этику на все сферы жизни. Католическими социологами установлено усиление процесса секуляризации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2004
Владимир Соломонович Библер Вопросы философии. 1989.  С. 31-42. 
В статье рассматривается несовпадение культурных процессов с процессами образования и просвещения (Человек образованный или просвещенный сегодня не является автоматически культурным человеком). Современная культура стремится в эпицентр человеческого бытия. В XX веке типологически различные культуры живут в одном и том же сознании, взаимодействуют в пространстве одной и той же человеческой жизни. Автор исследует характер исторического наследования культуры и приходит к выводу, что нельзя рассматривать это наследование по упрощенной схеме «восходящей лестницы», когда каждая последующая ступень выше предыдущей, а человек ощущает себя карликом, стоящим на плечах гигантов. Наиболее приемлемой представляется логика развития драматического произведения, представляющая собой механизм художественной наследственности, а не восхождения. В данной логике каждая новая культурно-историческая форма добавляется к предыдущим, ничего не отменяя и не перечеркивая. «Явление четвертое. Те же и Софья» – по такому принципу одновременности, дополнительности в едином пространстве культуры XX века сосуществуют одновременно все исторические типы искусства, философии, нравственности и науки (как формы культуры). Это «схема» диалога, общения, а не обобщения различных культурных форм. Для современного мира в целом характерен диалог всех исторических типов культур (Античности и Средневековья, Запада и Востока и т.д.). Автор показывает, что любая современная культура может развиваться лишь на грани культур, в одновременности и диалоге с другими культурами. В этой ситуации каждая культура оказывается «двуликим Янусом», обращающим свое лицо одновременно к другим культурам и вглубь себя в стремлении изменить и дополнить собственное бытие. Время такого общения – настоящее, форма – произведение. В таком понимании судьба культуры очень тесно связана с судьбой личности. Только в совместной деятельности множества личностей культура может быть представлена как произведение, как «мир впервые», каждый раз заново увиденный и пересотворенный.
Опубликовано на портале: 29-01-2004
Давид Беньяминович Зильберман Вопросы философии. 1971.  № 6. С. 163-172. 
Д.Б.Зильберман – мыслитель уникального синтетического дара и феноменальной эрудиции, соединенными с редкой независимостью суждений, «истинный эксперт в сравнительном анализе древнегреческой, классической немецкой, французской и английской философии с восточными философскими традициями, особенно индийской мыслью, от ведического периода до современности» (Роман Якобсон), знаток каббалы, а также «Парсонса, Вебера, Шелера, Поппера и чего еще угодно» (А.Пятигорский), создатель оригинальной философской концепции, именуемой им по-разному – «философологией (наукой о философиях)», «модальной методологией», «суммой метафизики», согласно которой история западной философии, вопреки расхожим представлениям, отнюдь не завершена - напротив, ее истинная история еще и не начиналась. (расширенная аннотация)
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 16-11-2003
Г. Е. Векуа Вопросы философии. 1968.  № 2. С. 58-64. 
В статье рассматривается значение социальных и биологических факторов при возникновении и развитии заболеваний. Автор предлагает считать основополагающими факторами биологические, так как болезнь есть процесс биологический, хотя при этом не следует и недооценивать значения факторов социальных. Но последние, в основном, влияют на окружающие условия при возникновении и течении болезни, а уже только эти условия (состоящие из биологических факторов) влияют на болезнь. Следовательно, влияние социальных факторов на болезнь опосредовано факторами биологическими.
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него