Поволжский журнал по философии и социальным наукам
К вопросу о ключевых понятиях современной германской философии истории:
грань модерна и постмодерна [статья]
Опубликовано на портале: 25-08-2003
Владимир Анатольевич Дворянов
Поволжский журнал по философии и социальным наукам.
2001.
№ 8.
Анализируются наиболее
дискутируемые в современной германской философии истории понятия исторической преемственности
и научной объективности, на основе которых создаётся представление об ориентирах
национальной идентичности.



Опубликовано на портале: 25-08-2003
А. Г. Ипполитова
Поволжский журнал по философии и социальным наукам.
2001.
№ 8.
Обсуждаются проблемы
социальных трансформаций национализма и национальной идентичности. Описываются различные
теоретические подходы зарубежных (Гелнер Э. Андерсон Б., Хобсбаум Э.) и отечественных
мыслителей (Л. Н. Гумилев, Н. Бердяев, С. В. Лурье) к изучению данной проблематики.
Отмечается существенное различие: зарубежные авторы рассматривают нацию и национальное
самоопределение как явления второстепенного порядка, не играющие ведущей роли при
формировании у отдельного человека и социума националистического мировоззрения,
то отечественные мыслители проблемы родных традиций и культуры, идентичности воспринимают
как ведущие.



Опубликовано на портале: 05-04-2004
Алла Геннадьевна Моргунова
Поволжский журнал по философии и социальным наукам.
2001.
№ 9.
В первой части статьи отправными моментами для анализа выступают понятие университета,
его этимология, история возникновения, становления и особенности развития в разных
странах Европы, а также понятие социального института, интерпретация его в рамках классических
концепций О. Конта, Г. Спенсера, Э. Дюркгейма, М. Вебера. В статье прослеживается
история становления университета как социального образования, начиная с протоуниверситетского
образования Древней Греции, эпохи Эллинизма, эпохи Нового времени, где сформировались
следующие базовые принципы идеи университета: (1) он
должен обладать относительной автономией - идея академической свободы; (1)
исследование и обучение - сущность образования; (3) университет предполагает
активное включение в общественную жизнь, возрождение ее целостности, а также этическое
обоснование достоинства знания и учености. В дальнейшем становление модели современного
университета связывается с именем Гумбольда. Анализ университета как социального
института должен, по мнению автора статьи, опираться на комплексный подход в рамках
системно-структурной парадигмы в социологии.
Вторая часть статьи посвящена теоретическому
изучению взаимосвязи университета и интеллектуальной элиты в рамках данного социального
института, роли духовно-интеллектуальной элиты в становлении общества на пути
цивилизационного развития.


Опубликовано на портале: 10-01-2003
Гульнара Эдуардовна Галанова
Поволжский журнал по философии и социальным наукам.
2001.
№ 9.
В статье затрагивается проблема соотношение понятий "общество" и "культура". Автор
отмечает, что в рамках классического подхода общество и культура рассматриваются
как различные сферы, тогда как в рамках неклассических подходов происходит сближение
(гомогенизация) понятий общество и культура. Одной из форм проявлений такого сближения
выступает феномен эстетизации повседневной жизни. Анализируя данный феномен, автор
приходит к выводам, согласно которым в современном обществе (так называемом модерне)
происходит изменении статуса эстетического в самой рефлексии: люди начинают мыслить
свою жизнь в качестве некоего эстетического проекта. Эстетический критерий становится
очень важным даже в социологическом смысле: отмечается существование социальной дифференциации,
основанной на стилевом критерии, когда при равном уровне материального дохода, группы,
тем не менее, существенно различаются по образу жизни и потому не могут быть объединены
в традиционный класс. Данное эстетическое основание социальной дифференциации, по
мнению автора, послужила поводом утверждать о возникновение постмодерной социальной
организации.

