Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований)

Опубликовано на портале: 25-10-2011
Цаль Валерьевич Шварцбурд Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 2. С. 59-97. 
В статье анализируется положение российского малого бизнеса. Рассматриваются предпринимательские практики в Советской России; самостоятельная хозяйственная деятельность в СССР и российские традиционные хозяйственные институты. Исследуются институциональные особенности малого предпринимательства; категории капиталистического хозяйства и социально-экономический уклад малого предприятия
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-06-2016
Тамара Булатовна Кусимова, Майя Андреевна Шмидт Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 2. С. 120-133. 
Статья посвящена феномену «коммерциализации ностальгии», под которым подразумевается использование символов, знаков и атрибутики, относящихся к периоду существования Советского Союза при продвижении продуктов на современном рынке. То, что было отмечено российскими исследователями, и может броситься в глаза любому наблюдателю – это особая популярность советской стилистики в гастрономической среде. Продуктовый дефицит соседствовал с такой важной практикой, как стандартизация производства и качества благодаря нормам ГОСТ. Существование последних – одна из лакмусовых бумажек для производителей, норовящих поставить вожделенный знак качества на упаковку своих товаров. Вопрос, на который отвечают авторы: почему потребители склонны возвращаться к подобной «архаике», делая стратегию адаптации и заимствования из прошлого столь привлекательной для производителей? Процесс потребления социален и не может быть сведен к индивидуальным актам выбора и (или) покупки, так как индивидуальный выбор в пользу того или иного продукта поставлен в институциональный контекст. Привычка, возникшая в результате совокупности институциональных факторов, превращается в то, что можно назвать «behavioral lock-in» («замыканием» в потребительском поведении). Производители вынуждены подстраиваться под желание потребителей – особенно это касается «новых игроков» на уже устоявшемся рынке. Междисциплинарность современных социальных наук позволила исследователям операционализировать спекулятивные понятия «ностальгии», «прошлого» и «памяти». Гастрономия, транслирующая самые базовые культурные установки – это одно из «мест памяти», ставшее объектом ностальгии в современных российских реалиях. Осмысляя этот феномен современной российской культуры, а также обращаясь к результатам эмпирических исследований в области ностальгического потребления, авторы резюмируют - тему ностальгического потребления не стоит сводить к простому изучению «смыслов» и «практик», так как эти локальные явления являются симптомами более крупных социально-политических процессов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-07-2017
Константин Львович Поляков, Григорий Владиславович Касабов, Марина Васильевна Полякова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 2. С. 80-96. 
Данное исследование связано с анализом сложившейся практики оценки человеческих ресурсов спортивными клубами в сегменте профессионального командного футбола в ходе реализации их ресурсной стратегии. Выбор направления исследования и предметной области далеко не случаен. Ресурсный подход к анализу и формированию стратегии фирмы (Barney, 1991) зарекомендовал себя как эффективный и результативный инструмент обеспечения долговременного успеха. Распределение ресурсов в рыночной экономике, в частности установление цены на них, сопряжено со множеством издержек, связанных, например, со сбором информации и ведением переговоров. По мере глобализации экономики объем этих издержек потенциально растет, и для контроля их уровня все большее значение приобретают создание и совершенствование различных институтов, регулирующих распределение ресурсов. Также большое значение имеет изучение наиболее распространенных практик реализации ресурсных стратегий, в частности оценивания ресурсов в контексте институциональной среды, с учетом неоднородности соответствующих рынков. Стратегически важным ресурсом на рынке профессионального командного спорта является человеческий. В то же время его распределение приводит к наиболее серьезным практическим проблемам. Специфика командного спорта как вида экономической деятельности (Downward, Dawson, 2002) обусловливает необходимость фиаско рынка (market failure) труда для устойчивого развития отрасли. Отсюда возникает и необходимость наличия института, регулирующего рынок труда. В ряде видов командного спорта, например, в футболе, эту роль играет институт трансфера – система понятий и правил, регулирующих переход атлета из одного спортивного клуба в другой до истечения срока контракта. Наличие института трансфера предъявляет серьезные требования к практике оценивания атлетов, которая определяет сумму и порядок выплаты компенсации за переход. Клубы должны соотносить ценность интересующих их атлетов с имеющимися ограничениями, которые в итоге формируют ярко выраженные сегменты на рынке труда атлетов. Формализация сложившейся практики ценообразования в различных сегментах важна для поддержки принятия решений об инвестициях в персонал при реализации ресурсной стратегии спортивного клуба. Решению этой задачи посвящено данное исследование. В качестве основного инструмента формализации здесь используются регрессионные модели с переменной структурой, отражающей структуру рынка труда в профессиональном командном спорте.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2016
О.Ю. Посухова, Артём Ильич Маскаев Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 4. С. 92-105. 
Стремительная урбанизация и продолжающийся процесс глобализации изменяют прежние формы социальной жизни. Современный город представлен как пространство, определяемое повседневными правилами поведения. В результате институциональных и технологических изменений возрастает нестабильность и неопределенность положения жителя современного мегаполиса, что сопровождается изменением привычных форм занятости в сторону «увеличения гибкости» и, как следствие, – прекариатизации. Прекариат стал значимым явлением современного общества. В данной работе проблема прекариатизации мегаполиса рассматривается через призму размывания профессиональной идентичности в условиях непрерывной смены видов деятельности, и интернализации неявного знания.Неявное знание выступает в роли передаточного механизма между профессиональной идентичностью и положением прекариата на рынке труда. С одной стороны, отсутствие профессиональной идентичности – барьер для получения неявного знания и включения в профессиональную сеть. С другой стороны, в условиях прекариатизации отсутствие неявного и специальных знаний ставит индивида в неудобное положение, каждый раз вынуждая начинать все с начала, становясь новичком. Непрерывная смена мест работы не позволяет усвоить эксплицитные практики и стать профессионалом в определенной сфере и, как следствие, сформировать профессиональную идентичность. В случае непостоянной занятости человек мелькает как элемент мозаичного набора в калейдоскопе ситуативных технологий, лишаясь личностной целостности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-07-2017
Людмила Владиславовна Клименко, О.Ю. Посухова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017.  Т. 9. № 2. С. 137-153. 
В статье анализируются результаты эмпирического исследования учителей общеобразовательных школ городов Москвы и Ростова-на-Дону в 2017 г. Социологический опрос более полутора тысяч респондентов был направлен на анализ восприятия педагогами своего социального и экономического положения; изучение структуры социальной идентичности учителей; выявление характера трудовой мотивации и оценку степени прекариатизации труда российских педагогов. Результаты проведенного исследования показали: характер государственной социальной политики и уровень оплаты труда педагогов влияет на профессиональное самочувствие учительства. Педагоги провинциального города по сравнению со столичными учителями (в условиях значительной разницы в заработной плате) критичнее оценивают престижность своей профессии, более низко оценивают качество своей жизни и материальный достаток, острее ощущают рост трудовой нагрузки без значимого увеличения оплаты труда. В то же время заметно меньше московских учителей, которые довольны самой педагогической профессией. Они также озабочены рисками потери работы, сокращения зарплаты и роста нагрузки. Поэтому в структуре групповой идентичности педагогов московских и ростовских школ профессиональные мы-группы по степени значимости уступают примордиальным и абстрактно-символическим общностям. В то же время сравнительный анализ результатов опросов в разные годы позволяет говорить о сохранении высокого уровня корпоративной профессиональной идентичности российских педагогов, когда выраженной является лояльность своей школе и трудовому коллективу. В целом избыточная административная нагрузка на учительский корпус, высокие социальные запросы к результатам труда педагогов в условиях ухудшения экономической ситуации в стране создают риски для поддержания позитивной профессиональной идентичности учителей и снижают реформаторский потенциал школы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-10-2016
Андрей Александрович Яковлев, Антон Павлович Казун, Даниил Андреевич Ситкевич Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 3. С. 47-71. 
В настоящей статье рассматривается деятельность профессиональных организаций адвокатов как фактор перехода от порядков ограниченного доступа к порядкам открытого доступа в терминах теории Д. Норта, Дж. Уоллиса и Б. Вайнгаста. На основе анализа опыта коллективных действий адвокатов в развивающихся странах предлагается модель, объясняющая процесс мобилизации юридического сообщества для противодействия нарушениям закона со стороны властной элиты. Показано, что коллективные действия адвокатов играют существенную роль во внедрении принципов верховенства права. Однако эффективность подобных коллективных действий в конкретной стране зависит от институциональной мощности соответствующей юридической ассоциации (в терминах работы (Doner and Schneider, 2000)), а также от позиции возглавляющей ее профессиональной элиты. Элита адвокатского сообщества в развивающихся странах стоит перед непростым выбором между отождествлением себя с политической элитой страны и необходимостью реагировать на запрос со стороны рядовых членов профессии, регулярно сталкивающихся с нарушениями закона со стороны представителей власти. На примере различных стран мира мы показываем, к каким сценариям может приводить тот или иной выбор профессиональной элиты, и делаем на этом основании выводы применительно к ситуации в России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2011
Анна Александровна Сурцева Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 3. С. 94-102. 
Автор обосновывает необходимость учета многоуровневости социального контракта при оценке содержания и перспектив формирования горизонтального социального контракта в России, так как контрактные практики, складывающиеся на региональном уровне, во многом будут определять вероятные параметры общероссийского горизонтального социального контракта. Анализ практики регионально социального контракта власти и бизнеса в России привел к выводу о наличии элементов двух типов социального контракта («вертикального» и «горизонтального»). Однако возникающие на региональном уровне специфические контрактные взаимосвязи (квазиналоговые сборы и организованное спонсорство) можно рассматривать как проявление объективной тенденции к формированию неклассического варианта горизонтального социального контракта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2018
Людмила Владиславовна Клименко, О.Ю. Посухова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2018.  Т. 10. № 2. С. 72-89. 
Институциональные реформы российской армии оказывают влияние на условия и механизмы профессионализации сознания военнослужащих, на их ценностные установки и трудовые стратегии. Повышение в несколько раз оплаты труда военнослужащих, льготы по обеспечению жильем, медицинское обслуживание и пр. позволяют военным претендовать на особое социальное положение по сравнению с гражданским населением. Военные реформы расширяют возможности социальной мобильности в армии, а профессия военнослужащего снова становится конкурентоспособной. Результаты исследований среди офицерского состава ВС РФ и военных, проходящих службу по контракту (массовые опрос 470 военных в Москве и 256 – в Ростове-на-Дону, глубинные интервью с 15 офицерами) показывают позитивную динамику социостатусных позиций военнослужащих в российском обществе. В настоящее время среди военных крупных городов можно фиксировать совмещение прагматических ориентаций с комплексом специфических ценностей (воинский долг, патриотизм, товарищество, отношение к собственной профессии как призванию), которые образуют основу военно-корпоративной идентичности. Механизмами усиления корпоративной профессиональной идентичности выступает династийность (пополнение данной профессиональной группы преимущественно выходцами из семей военных) и возможности социальной мобильности, что привлекает представителей малообеспеченных семей и жителей сельских территории. Материалы исследования показывают большую степень профессионализации сознания московских военнослужащих и рост прагматических ориентаций в работе, нейтральную оценку престижа военной профессии и более высокую удовлетворенность качеством своей жизни. Профессиональная идентичность важная, но не приоритетная составляющая их самоопределения. Для ростовских военных более значимыми являются гражданско-патриотические и материально-денежные параметры профессиональной деятельности. Военная идентичность является осевой характеристикой их самосознания. Однако притязания касательно значимости их труда не совпадают с оценкой ростовскими военными уровня своей социально- экономической обеспеченности. Таким образом, переход к модели профессиональной армии предполагают смещение акцентов с героико-патриотических оснований идентичности военнослужащих к росту рационально-профессиональных ориентаций. В столице данный вектор трансформации является более выраженными, чем в южно-российском регионе. А в условиях кризисных явлений в экономике и до конца не решенных вопросов модернизации армии вызывает несоответствие ожиданий на привилегированное положение военных и реальной практикой их социально-экономического обеспечения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2011
Сергей Николаевич Левин, Маргарита Владимировна Курбатова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 2. С. 39-58. 
В статье рассматривается региональная локализация и сегментация институциональной среды российской экономики, деловая коррупция. Представлена структура социального капитала как важнейший фактор институционального развития отечественной экономики; а также «структурные» характеристики типов социального капитала.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-01-2012
Виктор Николаевич Тарасевич Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 4. С. 18-26. 
Рассматривается эволюция, содержание и кризис отношений доверия. Внимание акцентировано на институциональной составляющей «треугольника» доверия, а также эндогенных причинах и признаках его кризиса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-08-2015
Светлана Владимировна Мареева Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2015.  Т. 7. № 2. С. 109-119. 
В статье на данных общероссийских репрезентативных исследований проведен анализ представлений россиян о социальной справедливости и отношения к неравенствам. Показано, что концепция справедливости остается ключевой для российской социокультурной модели, а ее содержательное наполнение связано, прежде всего, с равенством возможностей для всех и дифференциацией доходов, основанной на легитимных с точки зрения населения факторах: эффективности работы, уровне образования. Однако сложившаяся на данный момент ситуация в России не отвечает представлениям населения о справедливости. Более того, россияне не видят возможностей изменения этой ситуации и работающих каналов социальной мобильности, что может привести и к пересмотру их представлений об особой роли государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2015
Мария Рустемовна Нуреева Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2015.  Т. 7. № 1. С. 112-137. 
Целью статьи является проанализировать законодательную базу социальной рекламы в России и Европе, выяснить сильные и слабые стороны; показать, какие существуют общие проблемы при реализации социальной рекламы; выяснить основные препятствия, мешающие реализации эффективной социальной рекламы, и предложить меры, необходимые для создания качественной социальной рекламы. В современном обществе социальная реклама является непосредственным отражением социальных ценностей, гуманистических отношений между людьми, культурного развития общества. Социальная реклама воздействует на мышление людей, заставляет их задуматься и изменить отношение к социальным явлениям, что в конечном итоге способствует проведению различных социальных реформ. Недопонимание и невнимание к социальной рекламе может привести к потере моральных ценностей и созданию огромного лага между различными слоями общества.В первой части статьи сравнивается регулирование социальной рекламы в РФ и Европе, выделяются законодательные и практические проблемы социальной рекламы. Во второй части анализируется процесс реализации эффективной социальной рекламы. Для этого выделяются основные препятствия, стоящие на пути реализации стратегии социальной рекламы в РФ и Европе, возможности применения подхода маркетинг-микс.Несмотря на то, что уровень социальной активности возрос в последнее время в России, рынок социальной рекламы только формируется - здесь огромный потенциал для исследований, инициатив, совершенствования. Современная законодательная база ограничивает развитие социальной рекламы у нас в стране и препятствует активному участию агентов данного рынка - государства, некоммерческих организаций и бизнеса.Законодательная база и практический опыт реализации социальной рекламы в европейских странах превосходят российский. Главное отличие опыта социальной рекламы в Европе и России вытекает из непонимания, что благополучие людей зависит от качества и эффективности социальной рекламы. Российский рекламный рынок может получить практические выгоды, изучая европейский опыт, но вместе с тем требуется не слепое копирование, а учет своих особенностей и поиск своих методов. 
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-02-2014
Маргарита Владимировна Курбатова, Сергей Николаевич Левин, Елена Сергеевна Каган Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2013.  Т. 5. № 4. С. 108-126. 
В статье рассматривается социальный капитал предпринимателей в сфере их взаимодействия с властью (на примере Кемеровской области). Для оценки социального капитала предпринимателей применена методика, основанная на выделении его структурных элементов и построении на их основе многоуровневой иерархической модели. С использованием результатов проведенного среди предпринимателей Кемеровской области опроса рассчитана интегральная оценка индивидуального запаса социального капитала, выделены четыре кластера предпринимателей по структуре запаса социального капитала, выявлены различия степени автономии и интенсивности взаимодействия с властью для разных классов предпринимателей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2011
Светлана Юрьевна Барсукова Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 3. С. 40-56. 
В статье осуществляется анализ коррупции с позиций теории Дж. Скотта, который рассматривал ее как политический процесс. Автор исследует особенности коррупции в современной России. Особое внимание уделяется анализу различных форм политического участия бизнеса, типов политической системы, электоральной коррупции. В статье исследуются причины теневого характера «политических инвестиций», который предполагает, что бизнес, не имеющий теневой составляющей, исключается из политического процесса. Автор делает вывод о том, что не имеет смысла обсуждать теневизацию бизнеса в России вне политического аспекта анализа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-03-2016
М.Ю. Барбашин Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016.  Т. 8. № 1. С. 36-53. 
В статье анализируются методологические возможности и концептуальные преимущества предлагаемой автором теории институционального распада. Автор подчеркивает, что проблема трансформации институтов является одной из основных в современном неоинституционализме. По мнению автора, социальные институты описывают как приемлемое, так и девиантное экономическое поведение, а институциональный распад является результатом постепенного развития поведенческих норм. Распад социальных институтов приводит к появлению институциональных исключений, которые становятся поведенческой основой новых рынков. Предлагаемая теория объясняет, как “внутренняя” трансформация институтов влияет на процессы формирования рынков и рыночное поведение экономических агентов. Рассматривая методологические недостатки основных теорий в современном неоинституционализме, автор делает вывод, что предлагаемая теория институционального распада обладает рядом преимуществ в исследованиях процессов формирования рынков и экономического поведения.
ресурс содержит прикрепленный файл