Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социология: теория, методы, маркетинг

Выпуски:
Опубликовано на портале: 24-09-2012
Кирилл Грищенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 3-14. 
20 лет, казалось бы, недолгий период существования для академическо­го учреждения. Но это вторая круглая дата, и уже есть основания подвести некоторые итоги своей деятельности, оценить бесспорные достижения, проанализировать проблемные вопросы, осмыслить пути и направления дальнейшего развития социологической науки в Украине.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-09-2012
Евгений Иванович Головаха Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 4. P. 193-195. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-08-2012
Юрий Яковенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 1. P. 173-175. 
В. Погребная откликнулась на предложение редакции принять участие в дискуссии по поводу моих сомнений о возможности провозглашения социологии профессионализма как нового направления социологической науки.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-09-2012
Ирина Мацевич Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 2. P. 98-111. 
В данной статье автор реконструирует концептуальные основания современных политических программ развития креативного общества. Экспликация взаимосвязей между понятиями креативной индустрии, креативной экономики и креативного общества позволяет очертить контуры релевантной социальной теории. Последняя играет решающую роль в разработке долгосрочных политических программ. Интенсивное развитие нформационно‑коммуникационных технологий трансформирует специфику организации и эволюции современного общества. На сегодняшний день в социальной философии существуют различные модели исследования информационного и глобализирующегося общества. Однако детальный анализ этих моделей дает основания проблематизировать их способность определить специфику современных социальных реалий. Речь идет прежде всего о том, что эти модели не отражают трансформирующееся положение в обществе личности, стремящейся к творческой самореализации, а также роль и значение культурного капитала в новых социальных, политических и экономических условиях. В результате возникает вопрос о конструировании социальной теории, которая будет способна описать и объяснить особенности трансформации социальной реальности с конца XX века. Социально‑философский анализ программ креативной индустрии в рамках формирующейся теории креативного общества приобретает особую актуальность ввиду актуализации междисциплинарных исследований проблем устойчивого развития. Наличие концептуальных противоречий в интерпретации ключевых понятий этих политических программ может препятствовать устойчивому развитию современного общества. Для преодоления негативных последствий реализации политических программ на практике предстоит проанализировать концептуальные основания построения теории креативного общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-08-2012
Наталия Костенко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 1. P. 3-15. 
Взаимодействия людей и технологий, новейших медиасистем все больше проблематизируются, изменяя привычные модусы власти и инструментальностии усиливая потребность в новых онтологических измерениях, чувствительных к“тотальному медиаокружению” человека и его восприятию материального мира. В культурных исследованиях и теории медиа рефлексия опирается на интуиции, возникшие гораздо ранее, скорее как предвосхищение альтернативы.Сегодня они отчетливо проговариваются в общем контексте постгуманизма,пересматривающего и корректирующего традиционные антропоцентрические парадигмы, создавая новые условия для социологических практик.Онтологически ориентированные подходы представлены “новым позитивизмом” Б.Латура, “постгерменевтикой” Х.У.Гумбрехта, “информационным материализмом” Ф.Киттлера.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-09-2012
Сергей Дембицкий Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 2. P. 64-83. 
Статья посвящена стратегии “обоснованной теории”. Во вступлении сравниваются ведущие подходы качественного исследования в соответствии с двумя критериями — дисциплины, в которых зарождался подход, и форма отчета (narrative form), а также рассмотрены различные варианты стратегии “обоснованной теории”. В первой части статьи рассмотрены процедурные особенности стратегии “обоснованной теории” — теоретическая чувствительность; процесс и виды кодирования; теоретическая выборка. Теоретическая чувствительность включает свойство проницательности, способность осмысливать данные и умение определять по‑настоящему важные факты. Кодирование делится на три вида—открытое, осевое и избирательное. Применение того или иного вида кодирования соответствует степени разработанности теоретических положений. Теоретическая выборка заключается в отборе людей, обладающих информацией об интересующих исследователя аспектах эмпирической действительности, которые, в свою очередь, являются основой теоретически релевантных понятий. Во второй части статьи приведен пример качественного исследования на основе подхода обоснованной теории. Предметом исследования является феномен учебы студентов стационара в условиях ограниченного времени.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-08-2012
Игорь Литвиненко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 1. P. 176-185. 
Рассматривается проблема эклектичности социологической теории. Предложен способ упорядочения теоретизирования в социологии, базирующийся на идее вложенных системных уровней, соответствующих категориям “всеобщее”, “общее”, “частное”, “единичное”. Обосновывается преимущество методологического подхода к теоретизированию в социологии в сопоставлении с объектным. Предложена системная совокупность методологических уровней (в порядке уменьшения уровня общности): мировоззрение, общенаучная методология, частно-научная методология, единичные методы. Показано, что теоретизирование принадлежит к уровню частно-научной методологии. Выделены четыре вложенных уровня в социологическом теоретизировании (в порядке уменьшения уровня общности): социальная философия, обществоведение, теоретическая социология, социологические теории.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-09-2012
Ольга Николаевна Безрукова Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 2. P. 132-141. 
Трансформация социальной ответственности наблюдается сейчас во всем мире. Дефицит ответственности в Украине влечет за собой ряд серьезных социальных последствий. Ответственность имеет двойственный характер, обладая свойствами социального и индивидуального. Изучение механизмов формирования и повышения ответственности социума является задачей современной социальной науки. Важно исследовать и описывать последствия действия конкретного механизма проявления ответственности и безответственности. Социологическое исследование ответственности/безответственности, теоретическое и эмпирическое, ставит задачу выявить источники, сущность, конкретные ее проявления в разных ситуациях общественной жизни. Ответственность может быть рассмотрена как один из детерминантов социальной деятельности, повседневных практик. Важен процесс формирования, атакже уровни рефлексии относительно ответственности. Специфика переживания ответственности заключается в ее социальной обусловленности. Наличие ответственности в качестве морального мотива социального действия свидетельствует о высоком уровне морального сознания и социализованности  человека. Среди всего многообразия видов ответственности, ценностная ответственность наиболее близко отвечает моральной ответственности, актуализируемой комплексом моральных требований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-08-2012
Виктория Погребная Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 1. P. 161-172. 
С тех пор, когда О.Конт ввел в научный оборот термин “социология”, ей уже не раз приходилось преодолевать своего рода проблемы “переходного возраста”, связанные и с неоправданно завышенными ожиданиями, и с падением кредита доверия. Будучи еще не признанной академической наукой, социология сразу заявила о себе как об источнике высшего истинного знания, отражающего состояние, условия и перспективы развития общества. В активно‑позитивистский период социологии ее родоначальники (Сен‑Симон, Конт,Маркс) предложили человечеству нечто вроде религии со своими проектами общественного порядка и социального рая.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-08-2012
Геннадий Коржов Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 1. P. 105-122. 
В представленной статье приводится критическое обозрение наиболее значимых концептуальных подходов, применяемых при изучении проблемы территориальных идентичностей в современной западной социологической мысли. Анализируется существующий понятийный аппарат, соотношение между основными терминами (пространство, место, территория). Рассматривая основные положения двух ключевых теорий идентичности–социологической и социальнопсихологической, автор предпринимает попытку выявить эвристические возможности, присутствующие в этих концепциях, но пока слабо ангажированные социологическим сообществом. Анализируются с точки зрения преимуществ и недостатков некоторые специфические концепции, выдвинутые зарубежными учеными с целью осмысления феномена взаимодействия человека и ее географического и социокультурного пространства (теория географической идентичности, воображенная природа территориальной общности и т.п.). В рамках двух парадигмальных подходов — субстанционального и конструктивистского — выделяются характеристики, имеющие значительный познавательный потенциал, и на этом основании автор переходит к попытке теоретического синтеза.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-09-2012
Татьяна Теличко Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 154-172. 
В статье рассматривается необходимость формализации социологических теорий. Формализация нужна для проверки теорий, то есть выяснения их соответствия данным исследований, а следовательно, адекватности описания или объяснения социальной реальности. Теория определяется как набор концептов, которые можно эмпирически измерить, а также  связи между ими, которые в совокупности описывают или объясняют определенную часть социальной  реальности.  Такую  теорию  изображают  в  виде  причинной  модели, включающей множество взаимосвязанных гипотез. Формализация рассматривается как перевод вербальных утверждений теории на язык математических формул. Рассмотрены трудности и ограничения формализации социологических теорий. Речь идет о некоторых технических моментах формализации, связанных с количественной природой данных, на которых осуществляется верификация теории. На основе работ исследователей, занимавшихся формализацией теории (Г.Блейлок, Дж.Гиббс, Г.Зеттерберг), выводятся общие положения рекомендаций по формализации социологических теорий, а также рассматриваются правила формализации отдельных теоретических утверждений. Рассматриваются три случая формализации социологических теорий и этапы формализации в пределах каждого из них. Эти три случая: а) формализация социологических теорий исследователем (группой исследователей) на основании вербально оформленных работ других ученых; б) формализация теоретических предположений исследователя при проведении исследования; в) повторная, после ранее осуществленной другими исследователями формализация теорий, с целью приспособления к конкретным данным.
ресурс содержит прикрепленный файл