Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 24-07-2006
Герберт Маркузе Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 184-188. 
Публикация представляет собой главу из книги «Разум и революция», написанной в 1940 г. Глава посвящена анализу «Феноменологии духа» - книги, в которой Гегель воплотил разочарование либеральными идеями своего времени и предчувствие новой эпохи. В публикуемом фрагменте рассматривается предыстория создания «Феноменологии» и кратко излагаются основные идеи введения, которое, с точки зрения Маркузе, представляет собой «одно из самых выдающихся философских творений всех времен».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-10-2008
Л.С. Васильев Общественные науки и современность. 2008.  № 5. С. 152-162. 
В статье рассматриваются два механизма взаимодействия между идеями и теми интересами масс, на выражение которых идеи претендуют. Первый восходит к марксистскому решению "основного вопроса философии", второй – к концепции М.Вебера. Автор полагает, что разница между ними практически сводится к одному пункту – к пониманию природы интересов, а конкретно – к вопросу о том, можно ли в принципе отождествлять интересы людей и их потребности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2004
Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская Общественные науки и современность. 1997.  № 1. С. 153-159. 
В философии Н.Бердяева авторы выделяют четыре направления: 1) обоснование абсолютной свободы человека как условия его существования и творчества; 2) разработка метафизики Насонове истолкования религиозно-мистических интуиций относительно положения человека в мире и его отношений с Богом; 3) обоснование антиномии личности и общества; 4) построение историософской эсхатологии. Поскольку в фокусе каждого из этих направлений – проблема человека, авторы считают возможным говорить об антропоцентризме Бердяева. Вычленение основных характеристик этого антропоцентризма – главная тема данной статьи. Авторы даже обнаруживают в нем вполне современные синергетические идеи, “хотя естественно в ином лингвистически-символическом оформлении”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-08-2004
Эдуард Сальманович Кульпин Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 145-149. 
В статье анализируется книга вышеназванных авторов “Воспламененная душа. Вольные размышления о Владимире Соловьеве” (М., 2000). Книга вышла к 100-летней годовщине смерти В. Соловьева и содержит не только оценку его философии, но и размышления об актуальных проблемах современности. Кульпин особое внимание уделяет интуитивным представлениям и предчувствиям Соловьева, предсказавшего великую русскую смуту ХХ века; его, так же как и авторов, тревожит угроза, нависшая над будущим российской культуры. Книге дается высокая оценка; она обращена ко всем, кто интересуется проблемами философии, истории, историософии, методологии междисциплинарных исследований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-04-2004
Татьяна Васильевна Панфилова Общественные науки и современность. 2003.  № 3. С. 173-176. 
Автор анализирует две трактовки гуманизма, сформировавшиеся в рамках психоанализа и в равной мере возводящие свое происхождение к Фрейду. Одна видит задачу психоанализа в том, чтобы помочь человеку вписаться в общество, даже если последнее нездорово. Вторая – ориентирована на оказание помощи в деле сохранения лучших черт личности в любом обществе. Вопрос о гуманистическом потенциале психоанализа не сводится к тривиальному выбору из двух вышеупомянутых тенденций, особенно в свете известной американской традиции, которая лишает психоанализ одновременно статуса и научной и гуманистической теории. Речь идет о традиции подразделять психологические учения на научные, гуманистические и психоаналитические.
Опубликовано на портале: 21-04-2004
Игорь Николаевич Ионов Общественные науки и современность. 2003.  № 2. С. 110-124. 
В статье отмечаются моменты, противопоставляющие идеи Н. Данилевского западной теории цивилизаций. Подчеркивается, что идеи множественности цивилизаций, их равноценности, способы их взаимодействия и преемственности анализировались в немецкой и французской историографии начиная с 1820-х годов и в особенности активно в 1850-е годы. В то же время у Данилевского отсутствует разделение представлений о государстве и цивилизации, известное во Франции с середины XVIII века. Идеал Данилевского – не цивилизация, а народность и государственность. Поэтому в центре его размышлений – самодержавие и «дисциплинированный энтузиазм». Он восхваляет милитаризированное общество, архаичный характер которого отмечали Г.Спенсер и П.Милюков, в самых сомнительных его формах, вплоть до монголо-татарского ига. Эта ситуация анализируется в статье как следствие травмирующих воспоминаний Крымской войны и вызванных ею «исторической амнезии». Все это сближает Данилевского не с европейской, а с азиатской теорией истории, порожденной попытками преодоления опыта колониального и полуколониального существования, с работами С.Ахмад-хана, С.Гхоша, Б.Чаттерджи, С.Вивекананды, Кан Ювея, Лян Цичао, Лян Шумина, М.Джалаладдина, З.Гекалпа и др., сочетание цивилизационных, имперских и националистических идей. Отсутствие сильного среднего класса и теории гражданского общества в России и на Востоке сдвигало универсалистское самосознание в этих регионах из цивилизационного в имперский контекст, делало его агрессивным и национально-ограниченным. Заслуга Данилевского в том, что он в одной работе развил до логических пределов идеи, которые на Востоке постепенно разрабатывались в течение конца XIX – первой половины ХХ века.
Опубликовано на портале: 07-02-2005
Norbert Wiener Общественные науки и современность. 1994.  № 6. С. 127-130. 
Первая публикация на русском языке статьи, написанной в1951 году. В ней содержатся интереснейшие примеры действия механизма обратной связи в жизни отдельного человека (в медицине), а также на уровне жизни социумов. Человек, с одной стороны, не желает жестких ограничений со стороны исторического прошлого, но с другой и национальные традиции не работают без определенного минимума общности в историческом сознании.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-09-2007
Андрей Григорьевич Здравомыслов Общественные науки и современность. 2007.  № 5. С. 114-130. 
Исходя из того, что каждая страна обладает своей мировоззренческой, научной и культурной неповторимостью, автор выделяет специфические особенности ведущих социологических школ. Рассматриваются социологические школы США. Германии, Франции, Великобритании и России как отражение национальных культурных традиций. Вопрос о существовании национальных социологий увязывается также с более широкой проблемой взаимоотношения власти и знания.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-07-2006
Е. Плимак Общественные науки и современность. 1991.  № 5. С. 108-117. 
Автор выступает в защиту марксистской методологии в историческом исследовании, хотя и не отрицает, что марксизм – всего навсего одна из относительных истин, причем, нуждающаяся в серьезных уточнениях. Автор утверждает, что в исторической науке одинаково лживы, как декларативный объективизм, так и безоговорочная партийность. Примеры ограниченности этих двух подходов автор приводит, анализируя наиболее популярные интерпретации политической истории в России и в Европе, в частности истории французской революции 1789-1794 гг. и истории русских революций XX века.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2005
М.В. Грачев Общественные науки и современность. 1994.  № 6. С. 119-126. 
В 1994 году исполнилось 100 лет со дня рождения и 30 со дня смерти Н.Винера. Автор статьи считает своим долгом напомнить об этом в условиях, когда нас «захлестнула волна воинствующего антиинтеллектуализма и эзотерической мистики». Он напоминает, что с кибернетикой Винера связаны формирование неклассической и неоклассической моделей мироздания, преодоление механицизма существовавших прежде концепций и возникновение одной из разновидностей современной методологии многоуровневых саморазвивающихся систем различной природы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2004
Н. Трубников Общественные науки и современность. 1995.  № 5. С. 142-154. 
Конспект книги Бердяева «Смысл истории» (Берлин, 1923), состоящий из пространных выписок и развернутых комментариев к ним известного философа Н.Трубникова (1929–1983). Одна из основных целей комментариев – интерпретация категории «свобода исторического процесса», трактуемой Трубниковым как свободный акт деятельности, основанный на знании не только его непосредственных, но и исторических последствий как первичного и вторичного, так и более отдаленного уровня. Отсюда вытекает важность и необходимость не просто причинной интерпретации исторического процесса, но включения ее в более сложную систему взаимосвязи причинности и целей: если что-то происходит, то, во-первых, почему, во-вторых, именно так, и, в-третьих, для чего. Парадоксальный вывод из этого – предел исторического движения наступает тогда, когда отдельная личность становится целью для себя самой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-08-2004
Зинаида Романовна Жукоцкая, Владимир Дмитриевич Жукоцкий Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 125-144. 
Как это ни парадоксально, но ницшеанский дискурс со всей определенностью проявил себя в таком течении, как русский марксизм. Во многом остается загадкой: как возможен факт призвания Ницше на марксистское поприще? Что именно в ницшеанстве способно работать на социальное движение марксистской ориентации? Каков вообще социокультурный механизм соединения идейных противоположностей или просто идейных различий в нечто целое, находящееся в непрерывном внутреннем диалоге? Не претендуя на детальное историко-философское и культурологическое исследование, авторы статьи предлагают обозначить тезисы к такому исследованию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-11-2003
Константин Александрович Зуев, Е.А. Кротков Общественные науки и современность. 2001.  № 1. С. 104–114. 
В статье выражается обеспокоенность авторов тем, что в программах философской подготовки будущих специалистов сокращается теоретико-познавательная и логико-методологическая тематика при параллельном наращивании спекулятивно-антропологической и религиозно-мистической. «Волны антирационализма» распространяются не только адептами постмодернизма или русской религиозной философии. Уходящая диалектико-спекулятивная парадигма в статье также оценивается как опасная антирационалистическая и деструктивная в социально-политическом плане идейная установка.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2004
Р. Розенбергс Общественные науки и современность. 1995.  № 5. С. 116-121. 
В Ю.Хабермасе автора статьи привлекает прежде всего то, что этот мыслитель – одни из немногих, кто в настоящее время сохраняет убежденность в возможности достижения социального консенсуса на основе рационального соединения свободы и общественного блага. В публикации содержится анализ теории коммуникативного действия, поскольку на ее основе в концепции Хабермаса разрабатывается концепция понимания, служащая в свою очередь предпосылкой социального согласия. В ходе анализа дается экспликация таких понятий как труд, интеракция, благо, свобода, практика, этика и мораль.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-04-2004
Владимир Николаевич Фурс Общественные науки и современность. 2002.  № 5. С. 115-130. 
Автор полагает, что адекватная оценка социально-философской концепции Маркса возможна не только при условии очищения вопроса от политической коннотации, но требует также анализа концепций ведущих представителей критической теории, генетически восходящей к теоретическому наследию Маркса. Автор прослеживает рецепцию четырех идейных комплексов Марксова наследия в трудах Ю. Хабермаса и Э.Гидденса. Речь идет об общей теории социальной жизни на основе понятия практики (1), о реконструкции социальной диалектики (2), о критическом анализе капитализма (3) и о праксеологии социальной эмансипации (4).
ресурс содержит прикрепленный файл