Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 24-04-2004
Евгений Васильевич Семенов Общественные науки и современность. 1997.  № 1. С. 5-12. 
В статье эффективное использование научного потенциала страны рассматривается как главное средство его сохранения и развития. Дана характеристика государственной политики по отношению к гуманитарным наукам, показаны проблемы гуманитарного знания, обозначены функции Российского гуманитарного научного фонда как новой формы государственной поддержки гуманитарных и социальных наук. Описаны основные направления деятельности фонда, успехи и проблемы финансирования различных областей исследований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2004
Владимир Павлович Бранский Общественные науки и современность. 1999.  № 6. С. 117-127. 
Исходя из идеи детерминированного хаоса (процесс развития есть закономерное и многократное чередование порядка и хаоса), автор пытается обрисовать новые подходы к традиционным вопросам философии истории. Это вопросы об историческом детерминизме, о природе социальных кризисов, о движущих силах истории, о критериях социального прогресса, о роли социальных идеалов и утопий, о пределе культурного развития, о возможности долгосрочного социального прогнозирования, о путях коэволюции природы и общества. Кроме того в статье формулируются принципы социальной самоорганизации в онтологическом, гносеологическом и аксиологическом аспектах. Социальны прогресс интерпретируется через возрождение иди глобального прогресса как стремления к абсолютному человеку в образе сверхчеловека.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-04-2004
Fred Speer Общественные науки и современность. 1999.  № 5. С. 152-163. 
Автор – профессор Амстердамского университета, а данная публикация – фрагмент его монографии. Свою задачу автор видит в построении единой парадигмы изучения прошлого в универсальном масштабе. Иначе говоря, пытается найти концептуальную схему самого общего рода, способную охватить всю историю (космическую, планетарную, человеческую) от Большого взрыва, который многие астрономы и специалисты по космологии считают наиболее вероятным объяснением возникновения Вселенной, до современной жизни на Земле. Предполагаемая схема – не столько теория, позволяющая делать экспериментально проверяемые предсказания или создавать проекции будущего, сколько интеллектуальная «система отсчета», призванная облегчить упорядочение нашего знания. Структурной единицей Большой истории является «режим» - нечто более гибкое, нежели «равновесная система». В качестве примера «режимного» подхода в публикуемом фрагменте приводится реконструкция истории человечества, проведенная на базе понятия «человеческий режим».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-08-2004
Константин Александрович Зуев Общественные науки и современность. 1994.  № 5. С. 118-127. 
Автор характеризует основные моменты попперовской теории познания (критический рационализм, принцип фальсификации), взгляды философа на соотношения естественных и социальных наук, его критику историцизма (ориентации социального знания на предсказание), ориентацию на социальную инженерию. Подчеркивается различение Поппером научных законов и "общих интерпретаций" как специфической формы исторического знания. Прослеживаются стратегии его отношения к смыслу истории и возможности придать ей смысл.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2004
В.Л. Круткин Общественные науки и современность. 1997.  № 4. С. 143-151. 
Автор исходит из того, что «безудержное противопоставление» тела, души и духа, составляющее характерную черту классической философии, не только исчерпало свой эвристический потенциал к настоящему времени, но никогда и не было в состоянии отменить интерес к какому-либо из трех указанных измерений человека, в частности – к телесному. Более того, чем сильнее была установка на вытеснение «тела» в область эмпирического естествознания и медицины, тем отчетливее давали о себе знать результаты прямо противоположные: «того, к чему способно тело, никто еще не определил» (Спиноза). В статье дается очерк эволюции философской проблематики телесности, а главным образом – анализ современного «бума» исследований в этой сфере.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-01-2005
S. Fish Общественные науки и современность. 1991.  № 2. С. 96-104. 
Автор исследует отношение К.Маркса к свободной ассоциации как проявлению коллективистской, общественной сущности человека. Потребности человека рассматриваются мыслителем не как индивидуальные, а как проявления этой же сущности, а потому не могут быть противопоставлены общественному благу. В этом Маркс сближается с Ж.Ж.Руссо. На этой идее основана критика Марксом гражданского общества, как серы, где буржуа отстаивает свои частные интересы и которое объявляется поэтому сферой войны всех против всех. Путь к "постгражданскому обществу" – восстановление общины как свободной ассоциации. Это позволяет автору критиковать прямое выведение сталинизма из марксизма, так как разрушение свободных ассоциаций в условиях тоталитаризма прямо противостоит ассоцианистскому идеалу Маркса.
Опубликовано на портале: 21-04-2004
Валерия Марленовна Хачатурян Общественные науки и современность. 2003.  № 2. С. 96-109. 
В статье анализируется соотношение философских, религиозных, идеологических и научных элементов в концепции основоположника теории локальных цивилизаций в России Н. Данилевского. Автор привлекает внимание к тому, что публицистический пафос автора, его панславистская риторика можно правильно интерпретироваться только в контексте несправедливых нападок западных авторов на Россию. Данилевский акцентировал идею об историческом своеобразии России, сделав шаг вперед по сравнению со славянофилами, считавшими, что славянам суждено решить некую общечеловеческую задачу. Ему было чуждо гегельянство с его линейно- финалистским взглядом на историю. Всякий культурно-исторический тип (цивилизация) конечен по своим задачам и возможностям. Вместе с тем позиция Данилевского характеризуется как сбалансированная. В ней прослеживаются как учет географического фактора, так и анализ культурной традиции; как сложность и противоречивость взаимодействия культур, так и возможность такого взаимодействия (уходящая культура может служить питательной средой для нарождающейся); как мультилинейность, так и и однолинейность в структуре схемы истории. Данилевский оценивается как автор, продвинувшийся существенно дальше по сравнению с немецким историком Г.Рюккертом, сохранившим гегельянские идеи в своей схеме культурных типов.
Опубликовано на портале: 06-07-2004
С.П. Мамонтов Общественные науки и современность. 1998.  № 3. С. 124-133. 
Для автора статьи Н.Бердяев – «наиболее беспристрастный духовный ориентир и пророк». Доказывая, что философские и политические взгляды Бердяева на коренные вопросы отношения к революции, капитализму и социализму, патриотизму и национальным проблемам, к религии и церкви сохраняют свое значение и поныне, автор статьи говорит и о цене того духовного усилия, которое подняло Бердяева над сотрясавшими эпоху идейными битвами. Уравновешенность и объективность философа обрекли его на духовное одиночество и гонения со стороны двух основных, на его взгляд, виновников революции: ортодоксально-консервативного духовенства и оторванной от народа интеллигенции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2005
Л.И. Новикова Общественные науки и современность. 1992.  № 1. С. 173-181. 
Автор возражает против господствовавшей в марксистской истории философии недооценки русской философской традиции. Подчеркивается, что отличия пути русской философской традиции от западноевропейской привели к акценту на других, не менее важных проблемах. Вместо гносеологической ориентации русская философия получила этическую, на которую опирается так называемый "утилитаризм" русской философской мысли, а также религиозная философия. Отмечается, что развитие в этом направлении шло в диалоге-борьбе с позитивистской, а затем и марксистской философией, через их критику и преодоление. Последнее предреволюционное поколение русских философов вышло из марксизма, сохранило многие его идеалы, но возражало против превращения марксизма в секуляризованную религию, т.е. в псевдорелигию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-07-2004
Борис Ефимович Бродский Общественные науки и современность. 1997.  № 6. С. 97-107. 
Автор в полемическом ключе анализирует концепции «социологического синтеза» (П. Бурдье, Э. Гидденс, Н. Луман, Ю.Хабермас). На его взгляд, общим недостатком этих концепций является приверженность моделям «социального гомеостаза», постулирующим медленные равновесные тренды социальной эволюции. Автор противопоставляет «социальному гомеостазу» идею «социального выбора». Собственно говоря, данная статья и посвящена изложению в общих чертах тех особенностей социальной структуры и социальной эволюции, которые открывает идея «социального выбора». При этом наиболее важной компонентой, обеспечивающей единство социологической теории, автор считает интерпретацию проблемы эпистемического выбора.
ресурс содержит прикрепленный файл