Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 17-07-2005
Е.В. Королева Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 152-154. 
Рецензия на книгу: Зубков В.И. СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ РИСКА: Монография. М.: Изд-во РУДН, 2003. 230 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2005
Елена Борисовна Плотникова Социологические исследования. 2004.  № 8. С. 147-149. 
Рецензия на книгу: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ. СПБ, 1994-2003. Вып. 1 (1994, 248 с.); Вып. 2 (1996, 316 с.); Вып. 3 (2000, 292 с.); Вып. 4 (2003, 354 с.).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-01-2005
В. Х. Суименко Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 156-157. 
Новые издания украинских социологов: обзор научных публикаций сотрудников Института социологии НАН Украины
ресурс содержит полный текст, либо отрывок из него
Опубликовано на портале: 18-01-2005
Л. М. Ануфриева, Михаил Яковлевич Бобров Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 154-156. 
Рецензия на книгу: Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: Высшая школа, 1993. 319 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-09-2005
Виктор Иванович Шамшурин Социологические исследования. 1999.  № 3. С. 145-147. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-04-2005
Асалхан Ользонович Бороноев, Юлия Михайловна Ермакович Социологические исследования. 1996.  № 8. С. 120–126. 
В качестве уровней институционализации социологической науки выделяются: 1) динамика научных публикаций и статус социологии в массовом сознании; 2) социология и система образования; 3) социология и специализированные научные организации. Первые шаги в области институционализации социологии в России были сделаны лишь в начале ХХ века, и произошло это во многом благодаря деятельности М.М.Ковалевского. Деятельность М.М.Ковалевского имела большое значение для приращения социологического знания, определения места социологии в системе социогуманитарных наук, а также распространения социологических идей, постановки преподавания социологии, формирования ее организационной структуры, становления социологической корпорации и социологической культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-02-2005
Николай Иванович Лапин Социологические исследования. 2003.  № 4. С. 25-33. 
В статье указано, что общеизвестно имя создателя термина «sociologie». Но мало кто знает, почему, когда и как он это сделал. Автор статьи дает ответы на эти вопросы. В апреле 1826 года Конт стал читать «Курс позитивной философии» в Политехнической школе Парижа. В 1828 году на основе опыта чтения лекций им разработан детализированный план «Курса». В лекции 47, помещенной в 4 томе 6-томного «Курса», подготовленной, по-видимому, в марте 1839 года, Конт сконструировал, впервые употребил слово «sociologie» в замен «социальной физики» и сопроводил его пояснением. Четвертый том «Курса позитивной философии» Огюста Конта стал действительно социологическим. Это первый научный труд, в котором понятие «социология» сконструировано, обоснованно и последовательно применено к построению теории и методологии социологической науки.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2007
Jürgen Habermas
Перев.: Андрей Анатольевич Зотов (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 45-53. 
Опубликован перевод доклада, прочитанного Юргеном Хабермасом 29 июня 2002 года по случаю дней Лейбница в Берлин-Бранденбургской Академии Наук. Отмечается, что слово Toleranz вошло в немецкий язык в XVI-XVII веках и поначалу использовалось в значении терпимости властей и правоверного населения к людям иной веры с их религиозной практикой. Исследуются представленное французским философом раннего Просвещения Пьером Бейлем (1647-1706) обоснование толерантности как "концепции уважения" и взаимного признания людьми правил толерантного отношения с видением в двухсторонней перспективе. Согласно Бейлю, "если муфтия охватит стремление направить к христианам группу миссионеров, ... и эти турецкие миссионеры будут схвачены на том основании, что они входили в наши дома, чтобы выполнять задачу обращения в свою веру, то я не считаю, что было бы оправданным их за это наказывать. ... Если этих турок затем повесят, то разве не было бы странным воспринимать как плохое то, что японцы поступали точно также с христианскими миссионерами" (с. 46). Отмечается, что Бейль здесь выступил предшествеником Канта, выдвинувшего категорический императив. Хабермас разрешает мнимый парадокс, побуждающий рассматривать толерантность как проявление чрезмерной уступчивости и основанный на том, что трудно четко определить границы терпимого при установлении норм толерантного отношения к чуждым для данной общности убеждениям и поведенческим практиам. При сохранении разногласий между социальными и этническими общностями все же необходима выработка путем диалога правил толерантного отношения. Конкурирующие притязания на значимость могут и должны отвергаться в том случае, если они идут вразрез с общепринятыми в обществе правовыми и нравственными нормами. "Расисту следует не становиться толерантным, а преодолевать свой расизм". Подчеркивается значение толерантности как средства снятия диструктивных конфликтов и напряженности отношений в мультикультурных обществах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-06-2006
Питирим Александрович Сорокин Социологические исследования. 1990.  № 2. С. 134-138. 
Первая из известных нам работ Сорокина, датированная осенью 1909 г. В это время он учился на первом курсе Психо-Неврологического Института в Санкт-Петербурге. Статья 20-летнего студента написана в жанре публицистики, в ней критически освещаются некоторые аспекты деятельности экспедиции по изучению Печорского края, в которой он работал летом 1908-1909 годов. При этом, несмотря на очевидные недостатки, уже в этой ранней работе отчетливо просматривается индивидуальный стиль Сорокина.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-05-2006
К. Маннгейм Социологические исследования. 1993.  № 11. С. 114-126. 
Данный отрывок посвящен изучению взглядов Мезера и Мюллера. По оценке автора текста, Мезер представляет собой тип консерватора, живущего в унаследованном прошлом, для которого оно еще не стало воспоминанием и предметом рефлексии. Но это – не примитивный традиционализм, а рациональная оппозиция концепции натурального права, использовавшейся революционерами XVIII в. Идеи Мюллера – это консервативный романтизм, стремящийся динамическому мышлению, которое отвергает бюрократический практицизм XIX в., поскольку тот игнорирует «трезвую практику» – противоречивость и деструктивный характер сил, действующих в обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-07-2009
Виктор Анатольевич Авксентьев, Борис Владимирович Аксюмов, А.Ю. Хоц Социологические исследования. 2009.  № 4. С. 73-81. 
На основе анализа результатов опроса экспертов-конфликтологов выявлено, что при их крайне неоднозначном отношении к концепту "конфликт цивилизаций"', варьирующему от признания эмпирической данности до отрицания его научной состоятельности, большинство экспертов тяготеет к "реалистической" интерпретации теоретического конструкта С. Хантингтона, но при этом включает аксиологические сюжеты в собственные трактовки проблемы. Делается вывод, что тема конфликта цивилизаций находится в предметном поле отечественного социогуманитарного знания и стимулирует различные направления научного дискурса.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-06-2012
Валерий Андреевич Луков Социологические исследования. 2012.  № 2. С. 21-30. 
Рассматриваются теории молодежи, выдвинутые в последние годы российскими учеными. Представлена авторская версия теории молодежи, основанная на тезаурусном методологическом подходе. Поставлена проблема отражения в новых теориях молодежи перспектив человека как биосоциального существа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-05-2012
Валерий Андреевич Луков Социологические исследования. 2012.  № 1. С. 5-16. 
Рассматриваются теории молодежи, выдвинутые в последние годы российскими учеными. Представлена авторская версия теории молодежи, основанная на тезаурусном методологическом подходе. Поставлена проблема отражения в новых теориях молодежи перспектив человека как биосоциального существа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-02-2005
Анатолий Шалвович Жвитиашвили Социологические исследования. 2003.  № 6. С. 3-13. 
В литературе о глобализации выделяются три позиции: глобализация началась на «заре истории»; глобализация – современница «модернизации и капитализма; глобализация – явление новейшей истории, связанное с «постиндустриализмом». По мнению автора вторая позиция позволяет говорить о формировании парадигм процесса, который обозначен термином глобализация. В статье анализируются концептуальные истоки этого процесса. Идею глобализации можно считать завершением логики активистской парадигмы человекобожества. Исследователи выделяют две формы активизма – «революционизм» и «технократическую волю к переустройству не только Земли, но и Космоса». Эти концепции можно сгруппировать в три модели – социальную, сциентистско-технократическую и спиритуалистическую (мистическую). Особый вклад в разработку проблемы глобализации с точки зрения социальной модели внесли О.Конт, Маркс и теоретики «массового общества». Наиболее яркими представителями сциентистско-технократической модели являются В.И.Вернадский, М.Маклюэн, А.Кларк. Поиск эквивалентов глобального сознания в спиритуалистической модели представляют канадский психолог Р.Бек и французский теолог и антрополог П.Тейяр де Шарден. В идее глобализации выделяется два уровня: собственно социальный, в котором человек видит себя ключевым фактором эволюции, властителем и распорядителем мировых ресурсов, и постсоциальный, где происходит слияние человека с тем, что он считал себе подвластным. Идея человекобожества распадается. Теряет смысл и понятие глобализации. Распространять ее не на что; модели постсоциального развития помогают уяснить пределы глобализации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2005
Татьяна Николаевна Самсонова Социологические исследования. 1994.  № 10. С. 176-187. 
Статья знакомит с основными фактами биографии Гаэтано Моски, дается характеристика его теории элиты. Используя исторический метод, Г. Моска пришел к выводу, что у всех народов существует разделение на "правящий класс" и "управляемый класс". По мнению Г. Моски, огромную роль в функционировании правящей верхушки играет преимущество рождения, однако он отвергает идею якобы врожденного превосходства представителей правящего класса над массами управляемых. Богатство создает политическую власть точно так же, как политическая власть создает богатство. Представителями правящей элиты, несомненно, являются и иерархи церкви. Интересны выводы Моски о сходности процессов возникновения, развития как новых религиозных, так и политических доктрин. Идеи Моски получили продолжение и развитие в современных неолитических теориях, создатели которых стремятся модернизировать классическую теорию элиты.
ресурс содержит прикрепленный файл