Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 12-11-2012
Ирина Валерьевна Ситнова Социологические исследования. 2012.  № 7. С. 37-42. 
Неудовлетворённость социетальными структуралистскими подходами стали причиной очередного кризиса современной социологии. Традиционная социология игнорировала человека, способного принимать индивидуальные решения и делать осознанный выбор, а в традиционной экономической теории этот человек "повисал в безвоздушном пространстве" в отсутствии поддерживающих социальных структур. Социологи стали проявлять интерес к тому, что происходит в неоинституциональной экономической теории, и, более того, интенсивно заимствовать ее концептуальный аппарат. Попытки разрешить кризис демонстрируют сегодня теоретики активистско-деятельностного направления (например, М. Арчер, Э. Гидденс, П. Штомпка и др.), а в области экономической науки - неоинституционалисты. Статья представляет разделяемую нами активистско-деятельностную парадигму (в России ее сторонники - С. А. Кравченко В. А. Ядов и др.), основной принцип которой восходит к формуле К. Маркса о том, что люди, рождаясь при одних условиях, своей практической деятельностью их изменяют, изменяясь сами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2009
Алексей Иванович Кондратенко Социологические исследования. 2009.  № 5. С. 102-107. 
В жанре исторической социологии представлен опыт социальной группы активистов печати - рабселькоров Орловской области за годы советской власти. Выделены этапы эволюции движения, обозначены факторы увядания мобилизационного импульса и значимости данного канала социальной мобильности. Отмечен потенциал этого опыта сейчас, связанный с распространением Интернета.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2006
A. Valanteius Социологические исследования. 2004.  № 5. С. 19--28. 
Вопросы знания в социологии, особенно на фоне критики "пост-" и "мета-" направлений и реакции на их интеллектуальные запросы, становятся едва ли не центральной темой острых дискуссий в контексте социологии как дисциплины, развивающейся вместе с инновациями других социальных и гуманитарных наук. При этом возникают затруднения, связанные с вопросом, как развивается само понятие социальной теории. Кроме того, демократическую ситуацию в социологии обновляют разные направления рефлективной, критической теории и легитимация метатеоризирования как автономного направления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-07-2006
Социологические исследования. 2005.  № 9. С. 3-9. 
Редакционная статья, информирующая о двух важных событиях научной жизни. Во-первых, речь идет об основных темах, которые обсуждались на прошедшей в июле 2004 г. международной конференции по социальной теории, организованной Исследовательским комитетом Международной социологической ассоциации (Рио-де-Жанейро). Во-вторых, публикация знакомит с повесткой дня 16 конгресса Международной социологической ассоциации, который должен состояться летом 2006 г. в Дурбане (Южно-Африканская республика).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-09-2006
Андрей Николаевич Медушевский Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 119-128. 
В статье рассматривается подход Токвиля к анализу становления демократических правовых и социальных институтов в Америке, Англии и Франции конца XVIII - первой четверти XIX века. Автор подчеркивает, что историческое значение его работ состоит в осмыслении демократии как глобального явления на основе исследования переходных процессов в обществах этих стран. Он отмечает, что подобно Монтескье, Токвиль начинал свои исследования в рамках сравнительного правоведения, в частности, уголовного и гражданского права Америки и стран Западной Европы. Социологическая модель Токвиля представлена как модель перехода от сословно-иерархического феодального общества к демократии как юридическому равенству, постепенно охватывающего весь цивилизованный мир. Он возможен в двух формах: эволюционным путем, т.е. посредством реформ (англо-саксонский вариант), и через революцию (классический вариант - Революция 1789 г. во Франции). Отмечено, что центральное место в его творчестве занимает изучение механизма становления современной демократии и порожденного этим процессом социального конфликта - соотношения старого порядка и революции. В работе "Демократия в Америке" Токвиль провел анализ возникновения, развития и характерных признаков демократических институтов США. В работе "Старый порядок и революция" он предпринял попытку проанализировать специфику возникновения конституционно-демократических институтов во Франции. В поле внимания Токвиля попал бонапартизм как специфическая разновидность авторитаризма Нового времени. Его возникновение он рассматривает как синтез двух основных принципов демократической революции - народного суверенитета (всеобщее избирательное право) и представительства (как делегирования властных полномочий от народа - парламенту, а от последнего - одному лицу).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-03-2011
Святослав Станиславович Бразевич Социологические исследования. 2010.  № 11. С. 115-122. 
Представлены отраженные в дневниковых записях М. М. Ковалевского впечатления от его первого посещения США и контактов с американской профессурой, которые предоставили ему ценный материал для проведения сравнительных исследований. Обобщаются наблюдения и характеристики в отношении обучения в американских школах, колледжах, университетах. Рассматриваются имевшие особое значение в условиях России того времени темы аграрных отношений и земельного законодательства США, а также деятельности органов местного самоуправления и их роли в политической и общественной жизни страны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-07-2005
Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 214-216. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-01-2005
Питирим Александрович Сорокин Социологические исследования. 2003.  № 11. С. 109-122. 
Предлагаем читателям статью известного социолога, нашего соотечественника П. А. Сорокина. Печатаем ее по двум причинам. Во-первых, велико желание восполнить наше знание о его научных достижениях и довести до сведения социологов одну из оригинальных статей, неизвестных российской общественности. Во-вторых (что может более полезно), в методологических и методических целях: как, при помощи каких показателей исследуются представители одной из общественных страт - богатые люди. Это особенно важно, поскольку у многих социологов, берущихся за изучение этой темы, беден инструментарий, и выводы, которые они получают, имеют слабую информационную ценность. Надеемся, что опыт П. А. Сорокина поможет росту методологической культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2004
Наталья Анатольевна Шматко Социологические исследования. 2003.  № 8. С. 113-120. 
Рассматриваются принципы генетического структурализма П. Бурдье. Обращается внимание на рефлексию самого Бурдье над истоками и основаниями своих работ, на соотнесение им собственной позиции с воззрениями Л. Альтюссера, Г. Гарфинкеля, И. Гоффмана, Ж. Делеза, К. Леви-Стросса, Т. Парсонса, Ю. Хабермаса. Отмечается, что Бурдье пришел к выводу, что в социальном исследовании следует избегать как жесткого детерминизма, постулирующего полную зависимость индивида от социальных отношений, так и субъективизма с отрицанием общественной детерминации поведения человека. Социальная действительность, согласно Бурдье, структурирована дважды: 1. социальными отношениями; 2. представлениями агентов об этих отношениях. Социальные отношения, интериоризируясь в процессе осуществления практик, превращаются в практические схемы – схемы производства практик. Его теоретическая система выстраивается вокруг трех центральных понятий: «поле», «капитал», «габитус». Обращается внимание на то, что «поле» понимается здесь как относительно автономная подсистема, место действия социальных сил, структурированное оппозициями пространство. Оно есть теоретический конструкт, позволяющий ученому анализировать социальный процесс, действия его агентов. Агенты определяются через занимаемые в поле позиции, отличаются друг от друга сочетанием объективированных в них капиталов и, как следствие, властью и влиянием. В статье рассмотрен структурно-генетический анализ Пьером Бурдье процессов культурного потребления и культурного производства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-04-2005
Андрей Анатольевич Зотов Социологические исследования. 2001.  № 2. С. 108-116. 
В статье представлен анализ классиком итальянской социологии Вильфредо Парето феномена социализма, данный в публицистике 90-х годов и в книге «Социалистические системы» (1902-1903 гг.). Рассмотрен его подход к решению проблемы отношения объективного и субъективного: субъективное явление – это искаженный образ объективного явления. На этом основано выделение и раздельное рассмотрение социализма как «объективного явления» (реальные системы) и как «субъективного явления» (идеальные системы). В разделе, посвященном «реальным системам социализма» изучаются исторически конкретные государственные и общественные образования, в которых доминировала общественная (коллективная) формы собственности. Здесь представлены взятые Парето из истории ранние прототипы социалистических систем: от античной Спарты и сельских общин до экспериментов Оуэна и кооперативных обществ конца XIX века. В разделе, посвященном «идеальным системам» социализм анализируется преимущественно как социалистические доктрины, теории, идеалы, воззрения и убеждения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-11-2005
Erich Fromm Социологические исследования. 1992.  № 10. С. 88-95. 
Отрывок посвящен критическому разбору необихейвористской концепции Скиннера, по мнению которого, люди формируются только под влиянием общества, а в человеческой природе нет ничего, чтобы могло помешать становлению справедливого социального строя. Причины невероятной популярности этой идеи Фромм объясняет тем, что в ней удалось соединить элементы традиционного либерально-оптимистического мышления с некоторыми реалиями компьютерной революции. Однако проблема состоит в том, что в век кибернетики личность все чаще становится объектом манипулирования и теряет свою активную, ответственную роль, становясь «конформной». Но такое поведение не избавляет человека от импульсов, мотивирующих деструктивную агрессию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-11-2005
Erich Fromm Социологические исследования. 1992.  № 7. С. 126-134. 
Фрагменты из одноименной книги, в которой исследуется феномен агрессии человека. Отвергая концепции этологов и бихейвористов и фрейдистов, придерживающихся тезиса о тождестве агрессивного поведения людей и животных, автор концентрирует внимание на его специфике у Homo sapiens. В отличие от доброкачественной, биологически адаптивной агрессивности в природной среде (защитная реакция на внешнюю угрозу), человеку присуща злокачественная деструктивность – гиперагрессия, заложенная не в физиогенезе, а характере (сугубо человеческих стремлениях). Ее отличительная черта – совершение агрессивных действий ради получения удовлетворения от беспричинного и бессмысленного уничтожения живых существ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-05-2006
Erich Fromm Социологические исследования. 1993.  № 11. С. 104-113. 
В публикуемых главах 2 и 4 анализируются объяснения деструктивного поведения человека «теорией влечения», и психоанализом. Первая концепция связывает девиантные поведенческие формы с биологическим прошлым рода Homo sapiens, то есть с эволюцией. Психоаналитическое (фрейдистское) понимание агрессивности строится на противостоянии двух фундаментальных инстинктов – самосохранения и сексуальности. Как считает Фромм, обе концепции оказались бессильными объяснить природу феномена деструктивности, поскольку лежащие в ее основе импульсы к саморазрушению не вписываются в упомянутые теории.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2005
Erich Fromm Социологические исследования. 1993.  № 9. С. 139-153. 
Продолжение. Начало см. в № 7, 1992. В данном фрагменте подвергнуты критике методы бихевиористских исследований за то, что, что испытуемые индивиды наблюдаются в контролируемых, искусственно созданных условиях, а не в «реальном» жизненном процессе. Собственно говоря, Фромм признает только два метода изучения человеческого поведения вне лаборатории. Первый – прямое и детальное изучение одного человека другим. Второй – интервью или серия опросов, к которым следует причислить изучение сновидений, а также ряд прожективных тестов. В качестве непосредственного объекта критики выступают эксперименты Мильграма и Цимбарго, а также теория фрустрации Долларда, претендующая на открытие причины любой агрессии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-01-2009
Розалия Моисеевна Рупова Социологические исследования. 2008.  № 4. С. 138-143. 

ресурс содержит прикрепленный файл