Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 10-10-2005
Валерий Владимирович Афанасьев Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 129-137. 
Сопоставляются три классические теории исторического процесса: Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и П.А. Сорокина. Их объединяет отвержение представлений о развитии человечества как общем для всех стран и народов движении по пути однолинейного прогресса. Проводятся параллели между положениями книг Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» (1871) и О. Шпенглера «Закат Европы» (1918). В обеих книгах критикуется применение историками категории «человечество» и не принимается деление всемирной истории по схеме: Древний мир – Средние века – Новое время. Но если Данилевский допускает связи между культурно-историческими типами и признает единство человеческой истории, то Шпенглер подчеркивает независимость и замкнутость «высоких культур». Им используется идея цикличности в развитии культур, а его схема духовных эпох предполагает смену периодов подъема, прогресса и упадка; фаз рождения, роста, зрелости, старения и смерти. Понятия «культура» и «цивилизация» Шпенглер рассматривает во взаимосвязи в качестве характеристик развития конкретного культурно-исторического типа. «Культура» - его начало и истоки, она характеризует период духовного творчества; «цивилизация» - завершающая стадия распространения культурных ценностей (когда происходит завершение и окостенение культуры). Автор статьи отмечает, что П.А. Сорокин в своем четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика» обобщил множество различных теорий и подходов к изучению развития культур и цивилизаций, включая теории Данилевского и Шпенглера, провел анализ классов социально-культурного комплекса, выделив в нем идеологические, поведенческие и материальные системы. Тем периодам, которые Шпенглер именует ростом, зрелостью и распадом «высоких культур», у Сорокина соответствуют «идеациональные», «идеалистические» и «сенсуалистские» суперсистемы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-03-2006
J. Alsted
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 122-128. 
Автор отмечает, что на сочетании изучения истории и анализа социальных перемен сосредоточены почти все наиболее плодотворные работы по исторической социологии. Рассмотрен труд Дж. Холла "Власть и свобода" (1985), в котором сравниваются четыре мировые религии и цивилизации: Христианство, Ислам, Иудаизм, Конфуцианство. Холл указал на те факторы, которые на его взгляд более всего способствовали взлету западноевропейской цивилизации (централизация западной христианской церкви, политическое соперничество малых государств, автономия городов и меньшая, чем в других местах, феодальная зависимость крестьян). Рассматривается работа Мартина Шоу "Теория глобального государства", в которой показано развитие после 1950-х гг. глобальной демократической революции и предложена концепция формирования глобального государства. Не углубляясь в обсуждение вопроса о степени предопределенности истории, автор констатирует, что большинство специалистов по исторической социологии считают историю более или менее открытой. Отмечается, что Гидденс и Мэнн показали тщетность попыток выработать базовую концепцию общества и дать ему универсальное определение. Показано, что при описании обществ как совокупности сетей власти, вырастающих из устойчивых связей между людьми, понятие общества теряет сопоставимость. Концепция становится настолько рыхлой, что рискует утратить объяснительную силу. Автор выделил три стратегии обсуждения в исторической социологии концепции эволюции: уход от вопроса о том, имеет ли исторический процес определенную направленность; отбрасывание понятия эволюции; принятие эволюции как подходящего описания социальных перемен. Кратко проанализирована структура классических эволюционных и прогрессистских теорий (на примере теории стадий Спенсера и формационной теории Маркса), особо рассмотрены представления о нелинейной эволюции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Михаил Яковлевич Бобров, Инна Феликсовна Девятко, Гарольд Ефимович Зборовский, Борис Николаевич Миронов, Александр Юрьевич Рожков, J. Alsted Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 41-53. 
Публикуются ответы специалистов на ряд вопросов: о сущности, содержании и месте в социологическом знании исторической социологии; ее понятийном аппарате; ее структуре, актуальных проблемах и трудностях в их решении; об историческом сознании, историческом знании, исторической памяти. Проф. Я. Алстед (Дания) отметил, что изучение социальных перемен требует и масштабного понимания, и конкретных исследований истории. Такое сочетание обеспечивает историческая социология. У нее общий с остальной социологией базовый теоретический аппарат, перед ней стоят те же теоретические проблемы, но с акцентом на историческую перспективу. Проф. М.Я. Бобров (Барнаул) рассмотрел общие и особые законы и категории исторической социологии. Проф. И.Ф. Девятко (Москва) указала на роль историографических исследований и развития социологических методов сбора данных в становлении исторической социологии. Проф. Г.Е. Зборовский (Екатеринбург) рассмотрел историческую социологию как отрасль социологического знания на стыке социологии и истории, имеющую особый предмет и объект исследования. Проф. Б.Н. Миронов (Санкт-Петербург) охарактеризовал теоретические, верификационные и прикладные задачи исторической социологии, указал ее актуальные исследовательские проблемы (включая осмысление российской истории в рамках макросоциологических теорий). Проф. А.Ю. Рожков (Краснодар) полагает, что процессы социокультурной трансформации подчинены ритмам смены поколений. Историческая социология призвана, по его мнению, исследовать модели жизнедеятельности человека и общества в генерационной и межгенерационной перспективе, продуцируя теоретические обобщения. Проф. Н.В. Романовский (Москва) предложил рассматривать историческую социологию «как часть социологии, обеспечивающую своими методами знанию об обществе / человеке единство прошлого, настоящего и будущего, дающую временной и пространственный континуум социологическому теоретизированию и эмпирическим исследованиям путем включения исторического прошлого в анализ исследуемого социологом объекта и тем самым определяющую его исторически данные параметры» .
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-07-2009
Олег Николаевич Яницкий Социологические исследования. 2009.  № 6. С. 142-147. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-03-2004
Игорь Анатольевич Голосенко Социологические исследования. 1982.  № 4. С. 146-152. 
Рассматривается влияние на различные школы русской социологии таких идей Огюста Конта, как естественнонаучная ориентация социологии; стремление к поиску факторов изменения и стабильности общества; разграничение законов развития и функционирования. На первом этапе 60-90-е гг. XIX в. влияние идей Конта было фрагментарным и противоречивым. Второй этап, охватывающий период с 90-е гг. XIX в. до первых годов XX века, характеризуется целостным анализом всей концепции Конта, определением его места в истории социологической мысли. В статье содержится разбор наиболее важных трудов о Конте, принадлежащих А. С. Лаппо-Данилевскому и М. М. Ковалевскому.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-05-2006
Виктор Иванович Шамшурин Социологические исследования. 1995.  № 3. С. 143-149. 
Рецензия на книгу А.Н.Медушевского «История русской социологии» М., 1993.Оосбенной ценностью книги автор рецензии считает то, что в условиях высокой популярности «фигуративной» школы и школы «интеллектуальной» истории она заявляет о приоритете русской школы в создании этого направления. Речь идет о так называемой «государственной» школе, которая представлена трудами социологов, историков, философов, правоведов. Кроме того, отмечается, что при всех утверждениях о преемственности и органической связанности русской социологической мысли с мировыми достижениями, автор книги показывает и своеобразие отечественных способов исследования социально-исторического опыта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-08-2005
Нариман Абдрахманович Аитов Социологические исследования. 1997.  № 3. С. 139-142. 
Анализируя книгу «Социология России» (М.,1996), автор пытается ответить на вопрос: как надо писать историю науки. С этой точки зрения он полагает задачу рецензируемой книги не выполненной. В частности, отмечается такой пробел работы, как игнорирование заслуг провинциальных российских социологов, не говоря уже об исследованиях ученых бывших советских республик. Отсюда – и выпадение из анализа такой важной темы, как социология регионов. Слабо, с точки зрения автора, освещены и социальное планирование, социология образования. Эти положения иллюстрируются достаточно содержательными примерами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-05-2007
Социологические исследования. 1996.  № 10. С. 77-88. 
Основная тема обсуждения, состоявшегося в Институте социологии РАН (апрель 1996 г.) – попытка разграничить теоретическую социологию и историю социальной мысли. По мнению участников дискуссии, первая представляет собой научную дисциплину, изучающую общество конкретного типа как систему, уделяющую особое внимание закономерностям и практикам поведения групп и институтов, из которых оно состоит. Вторая отрасль знаний исследует генезис всех социальных идей, представлений и концепций, включая метафизические, религиозные, утопические и даже вне- и паранаучное знание.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-04-2005
Ред.: Виктор Иванович Шамшурин Социологические исследования. 1996.  № 11. С. 59-66. 
Представленная в статье дискуссия (начало см. Социологические исследования №10, 1996) разворачивается вокруг проблемы соотношения истории социологии и истории социальной мысли. Ю.Н. Давыдов, В.И. Шамшурин, Ж.Т. Тощенко рассматривают самосознание социологии в эпоху ее становления (XIX век), акцентируя внимание на том, как в то время решалась проблема научности социологического знания, как воспринималось с этой точки зрения социальное знание, существовавшее до возникновения социологи, и современная ей социальная мысль, к социологической науке не относящаяся. Обсуждается проблема взаимодействия и сотрудничества социологии с другими социальными науками в более широкой перспективе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-08-2003
Игорь Анатольевич Голосенко Социологические исследования. 1976.  № 1. С. 164-172. 
В статье дается своеобразная классификация некоторых классических западных работ по истории социологии. Автор делит их на три типа, каждый из которых олицетворяет собой самостоятельный подход к интерпретации истории социологической мысли и имеет свои методологические возможности и ограничения: «биографические» (делают акцент на жизненном пути отдельного мыслителя с учетом так называемого контекста эпохи, в которую жил этот мыслитель); «системные» (изучающие совокупность различных школ, подходов, теорий, в том числе и второстепенных (труды Н.С. Тимашева, Д. Мартиндейла, П.А. Сорокина), и пытающиеся вычленить реальные вклады каждой из этих школ (обычно наиболее известных) в разработку основных понятий современной социологической теории (труды Р. Нисбета, Ч. Лумиса); «социология социологии» (учитывает социокультурный и другие контексты изучаемых концепций, исследуя также связи между ними, причины их появления и дальнейших взлетов и падений (труд Э. Гоулднера). В конце работы автор предлагает свою собственную программу историко-социологического исследования, в которой отводит каждому выделенному им подходу свое место и делает попытку их унификации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-02-2011
Николай Валентинович Романовский Социологические исследования. 2010.  № 10. С. 121-131. 
Предложены пятнадцать факторов развития социологии. Из них десять относятся собственнок социологии, пять - представляют силы, находящиеся вне социологического знания и сообщества социологов. Проведен экспертный опрос с целью измерения влияния каждой из этих детерминант.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-04-2006
Юрий Николаевич Давыдов Социологические исследования. 1993.  № 5. С. 33-50. 
Данная публикация представляет собой Введение в книгу «История теоретической социологии», подготовленной коллективом специалистов Института социологии РАН. В ней содержится перечень основных проблем, исследованию которых посвящена монография. Речь идет о целях, задачах и границах теоретической социологии, о периодизации истории этой научной дисциплины, об отношении истории теоретической социологии к истории смежных с нею дисциплин.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 3-15. 
Статья представляет собой интервью с М.Н. Руткевичем. Интервью включает в себя несколько смысловых тем: 1) этапы жизненного и научного пути юбиляра, 2) развитие зарождавшейся советской социологии, 3) основные труды Руткевича и главные идеи этих работ, 4) оценка современного состояния российской социологии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-01-2005
Ilkka H. Mäkinen Социологические исследования. 2003.  № 11. С. 123-131. 
В начале XX в. в России интенсивно изучали - и использовали в политических целях - статистику самоубийств. Суицид стал популярной темой социальной науки всех оттенков. За несколько лет были опубликованы сотни статей. На этом фоне в 1912 г. появилось русское издание "Самоубийства" Э. Дюркгейма - первый полный перевод книги Дюркгейма. Книгу тепло встретили специалисты, что могло стать одной из причин написания молодым ученым Питиримом Сорокиным очерка на эту тему в 1913 г. для рижского издательства "Наука и жизнь". Это - строго говоря, не научный труд в смысле специального исследования. Он не вполне самостоятелен; над ним довлеет тень Дюркгейма, многое прямо заимствовано у него. Значение очерка в демонстрации качеств мысли молодого (24 года), но уже опытного автора в этой фазе его развития. Кроме того, брошюра - документ времени, когда старая Россия - огромная, бедная и хаотичная, но удивительно живая и продуктивная в сфере культуры - была на последнем издыхании.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-08-2012
Владимир Александрович Ядов Социологические исследования. 2012.  № 4. С. 3-7. 
Рассматриваются особенности современного состояния теоретической социологии в глобальном мир-сообществе. Отмечается сдвиг интересов в сторону исследования социальных проблем особых сообществ и культур. В заключение - некоторые размышления о будущем отечественной социологии.
ресурс содержит прикрепленный файл