Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 02-04-2005
Альберт Иванович Кравченко Социологические исследования. 1994.  № 1. С. 114–122. 
Автор представляет обзор работ Р. Миллса, в том числе книгу «Социальное воображение». В ней Миллс выносит приговор святая святых американской социологии – эмпирической методологии П. Лазерсфельда и «большой теории» Т. Парсонса. Миллс выявил действительные болезни современной социологии. которые назвал «абстрактным эмпиризмом» и «большой теорией». Отмечено, что социолог должен ответить: 1) какова структура данного общества (из каких компонентов оно состоит, как они взаимосвязаны, какое конкретное влияние оказывают); 2) какое место эти общества занимают в человеческой истории? 3) какие типы мужчин и женщин превалируют в данном обществе и в данный исторический период.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-04-2005
Николай Прокофьевич Василенко Социологические исследования. 1994.  № 2. С. 139-154. 
Биографический очерк о Б.А. Кистяковском, написан Н.П. Василенко, историком и государственным деятелем, автором многих трудов по истории Украины и Западной России, впервые был опубликован на украинском языке в «Записках соцiяльно-економiчного вiддiлу» в 1923. Н.В. Василенко, исследовавший жизнь и творческое наследие, использовал архивные материалы и дневники, которые были ему предоставлены М.В. Кистяковской, в том числе переписка Богдана Александровича с матерью. Б.А. Кистяковский, социолог и правовед, академик Украинской Академии Наук, принимавший самое непосредственное участие в организационной и академической жизни Академии, а позднее Политехнического института в Екатеринодаре. Его научные интересы в года работы в Академии были связаны с историей идеи автономности Украины. Уже в студенческие годы Богдан Кистяковский проявил себя как целеустремленный и талантливый ученый. Несмотря на то, что Кистяковский имел несколько неприятных столкновений с полицией, (1993-1994 провел в тюрьме), он продолжал заниматься наукой. После освобождения Богдан Александрович уехал в Берлине учиться, затем в Страсбургский университет, где в течение семестра слушал курс Виндельбанда. В 1899 в Берлине опубликовал диссертацию «Gesellschaft und Einzelwesen», которая получила весьма благоприятные отзывы в немецкой научной критике. В этом номер журнала опубликованы часть статьи, посвященная студенческому периоду жизни Богдана Кистяковского в России и за границей, началу его научной карьеры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-03-2005
Николай Прокофьевич Василенко Социологические исследования. 1994.  № 5. С. 135-140. 
В статье о русском социологе и правоведе, освящена научная деятельность Б.А. Кистяковского в период 1909-1917гг. Этот период интересен для характеристики перемены его общественных взглядов под влиянием революционных событий, для характеристики направления его общественной деятельности. Одним из центральных вопросов статьи является раскрытие мировоззренческих позиций Б.А. Кистяковского на украинский вопрос в контексте распространения конституционных идей и конституционного движения в России. Автор комментирует деятельность Кистяковского в качестве редактора журнала «Критическое обозрение». Особое место занимает полемика Кистяковского по национальному вопросу с П.Б. Струве, вызванная статьей в «Русской мысли» 1911г. «К вопросу о самостоятельности украинской культуры». Идеи Кистяковского о значении российской культуры для украинского народа актуальны и сегодня.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-07-2005
Николай Прокофьевич Василенко Социологические исследования. 1994.  № 4. С. 129-139. 
Продолжение биографического очерка о выдающемся украинском социологе. Текст охватывает период с 1898 по 1919 г. со времени окончания в Страсбургского университета до избрания академиком Украинской Академии наук. Особое внимание уделяется работам, изданным Кистяковским в этот период, его сотрудничеству с журналами, издаваемыми П. Б. Струве и кн. Е.Н. Трубецким, а также научно-преподавательской деятельности в Московском и Харьковском университетах.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-07-2005
Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 214-216. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2005
Юрий Николаевич Давыдов Социологические исследования. 1994.  № 10. С. 165-175. 
Окончание статьи (Начало см. в № 8, 9 за 1994 г.) посвящено анализу интерпретации М. Вебером понятия "современного капитализма". Автор акцентирует внимание на социологической расшифровке Вебером понятия "современного" капитализма, взятого в его культурно-историческом своеобразии, подчеркивает основные отличительные черты: во-первых, его буржуазный характер; во-вторых, его промышленный, т.е. высокопродуктивный характер, отличающий его от потребительски ориентированного архаического капитализма. Представление о профессиональном долге, согласно Веберу, обязательство каждого человека, которое он ощущает по отношению к своей профессиональной деятельности, независимо от того, воспринимается ли она индивидом как использование его рабочей силы или его имущества в качестве "капитала", – это представление характерно для "социальной этики" капиталистической культуры и имеет для нее конститутивное значение.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Юрий Николаевич Давыдов Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 185-193. 
Автор предпринимает попытку выделить специфику аналитического исследования М. Вебером «капиталистического хозяйства». Особенность социологического подхода к капитализму (в отличие от чисто экономического, марксистского) состоит в том, что ученый рассматривал его как социокультурный феномен, постижимый лишь на путях анализа смыслов, то есть мотиваций деятельности индивидуумов. Поэтому, согласно Веберу, существует не один единственный капитализм, а целый ряд его форм и типов, каждый из которых обладает своим этосом. Именно за счет этого европейский «буржуазный» капитализм существовал не столько от «притока новых денег», а от внедрения «новых идей».
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2005
Семен Людвигович Франк Социологические исследования. 1994.  № 1. С. 126-134. 
Франк писал, что согласно античному убеждению, всякая человеческая гордыня, всякое дерзновенное своеволие, в силу которого человек нарушает естественный порядок вещей и притязает на место и значение, ему не свойственное, - роковым образом карается. Под утопизмом он понимает замысел спасения мира устрояющей самочинной волей человека, в таком качестве утопизм есть типический образец ереси. Утопизм на практике никогда не достигал поставленной цели, на пути своего осуществления он приводил к результатам прямо противоположным. Человек подчинен «миру», т.е. космическим условиям своего бытия в меру своей собственной греховности, т.е. своего внутреннего несовершенства. Освобождение от такой зависимости возможно только в порядке духовно-нравственного совершенствования человека, а никак не через какие–либо внезапные, механически действующие перемены внешнего порядка человеческой жизни.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-04-2005
А. В. Дмитриев Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 5-10. 
Вступительная статья главного редактора "Социса" посвящена 20-летнему юбилею журнала, содержит характеристику состояния, успехов и достижений социологии в России на момент середины 90-х гг. В частности, он пишет, что отечественная социология возродилась именно 50-60 годы и практикующие социологи пользуются в своей деятельности преимущественно теми наработками, которые получены в годы, считавшимися неблагоприятными, когда моноидеологическая доктрина, эффективно культивировалась управленческой элитой на протяжении 70-ти лет. Вместе с тем автор характеризует возникшие проблемы социологии в связи с саморазрушением советской социалистической системы и, как следствия, смены социальных ориентиров и изменении целевых задач и круга проблемного поля социологии. Стремление к объективности ставит перед социологами серьезную нравственную проблему выбора между профессиональной добросовестностью, требующей поиска истины, и социальной принадлежностью, побуждающей к интерпретации истины с позиций определенного социально-группового интереса. В сложившихся условиях, отмечает автор, задачи "Социса" по отношению к российской науке и культуре поднимать и ставить вопросы перед отечественной интеллигенцией, привлекать внимание общественности, инициировать их теоретическую проработку.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-07-2005
Николай Сергеевич Тимашев Социологические исследования. 1994.  № 4. С. 124-128. 
Отрывок из мемуаров выдающегося русского социолога, покинувшего СССР в 1922 г. и работавшего сначала в Берлине, Праге и Париже, а с 1940 г. в США (Фордемский университет). Акцент в тексте делается на влияние, которое оказала на автора – юриста по образованию, совместная работа с П.А. Сорокиным, начатая в парижский период. Исследования взаимосвязи между уровнем культуры различных европейских стран, составом совершаемых в них преступлений и суровостью назначаемых тамошней юстицией наказаний, побудили Тимашева выйти за рамки чистого правоведения и обратиться к изучению законов функционирования социумов как систем.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-07-2005
Социологические исследования. 1994.  № 4. С. 148-149. 
Рецензия на книгу Кукушкиной Е.И. Русская социология XIX - начала XX века. М.: Изд-во МГУ, 1993. 178 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-06-2005
Татьяна Николаевна Самсонова Социологические исследования. 1994.  № 10. С. 176-187. 
Статья знакомит с основными фактами биографии Гаэтано Моски, дается характеристика его теории элиты. Используя исторический метод, Г. Моска пришел к выводу, что у всех народов существует разделение на "правящий класс" и "управляемый класс". По мнению Г. Моски, огромную роль в функционировании правящей верхушки играет преимущество рождения, однако он отвергает идею якобы врожденного превосходства представителей правящего класса над массами управляемых. Богатство создает политическую власть точно так же, как политическая власть создает богатство. Представителями правящей элиты, несомненно, являются и иерархи церкви. Интересны выводы Моски о сходности процессов возникновения, развития как новых религиозных, так и политических доктрин. Идеи Моски получили продолжение и развитие в современных неолитических теориях, создатели которых стремятся модернизировать классическую теорию элиты.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Римма Павловна Шпакова Социологические исследования. 1994.  № 8-9. С. 151-154. 
«Интермеццо», «приключение» – так супруга великого социолога Марианна назвала его кратковременное (весна 1918 г.) пребывание в столице Австро-Венгрии по приглашению местного университета. Изучение свидетельств современников, а также его собственных записок М. Вебера позволило автору текста раскрыть смысл этих определений. Жизнь в Вене стала для него паузой, наполненной творчеством, теплотой дружеских отношений и обретенной вновь внутренней гармонией.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-03-2005
Теодор Ильич Ойзерман Социологические исследования. 1994.  № 5. С. 27-34. 
В статье анализируется эволюция взглядов Маркса и Энгельса, постулат о необходимости насилия для становления новой формы социальной организации жизни общества, поскольку он обобщает конкретные исторические факты. С методологических позиций прослеживается изменение воззрений на насильственную революцию как средства переустройства капиталистического общества. Автор утверждает, что, если на ранних этапах формирования своего мировосприятия Маркс и Энгельс считали насильственную революцию безусловной необходимостью, то, в дальнейшем, анализируя исторические перспективы, возникающие в ходе завершения буржуазно-демократических реформ, постепенно приходят к признанию возможности иного пути, мирного переустройства общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-04-2005
Моисей Рувимович Тульчинский Социологические исследования. 1994.  № 6. С. 96-107. 
Данная статья является продолжением исследования, начатого в 1990 г., когда был проведен сравнительный анализ развития предметного содержания социологического знания: 1981-1983гг. и 1987-1989 гг. В его основе - наблюдение за изменениями, произошедшими в языке научных сообщений. Автор анализирует частотность употреблений отдельных терминов трех областей социологии: знания о социологии, знания о предмете социологии, пограничные области исследования; на основе терминологического словаря (СНЛ), разработанного в ИНИОНе РАН. Автор приходит к следующим выводам: 1)В начале 90-х гг. продолжалась тенденция к изменениям в социологической парадигме, перенос центра тяжести с методологических проблем на проблемы ценностного (этического) характера; 2)Произошло изменение в сторону увеличения числа работ, посвященных методам сбора первичной социологической информации; 3)Подтвердились выводы о стабильном сокращении числа идеологем, уменьшении заведомо отрицательного отношения к зарубежной немарксистской социологии.
ресурс содержит прикрепленный файл