Социологические исследования
1970 1975 1976 1978 1979 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Выпуски:
Опубликовано на портале: 24-06-2005
Юрий Всеволодович Дойков
Социологические исследования.
1996.
№ 2.
С. 142-148.
Среди трех наиболее крупных российских социологов - эмигрантов первой волны (П.А.
Сорокин, Н.С. Тимашев, Г.Д. Гурвич) биография последнего менее всего изучена. Известно,
что Сорокин считал своего младшего современника "одним из крупных социологов нашего
времени". В годы Второй мировой войны Гурвич был вынужден эмигрировать из оккупированной
Европы в США, а с окончанием военных действий вновь вернулся в Европу.
В декабре 1995 г. исполнилось 30 лет со дня смерти Георгия Давидовича Гурвича, нам
необходимо вспомнить его имя, рассказать о его жизненном пути и вкладе в мировую
социологию.


Опубликовано на портале: 24-06-2005
Виталий Фионович Абрамов, С.А. Живоздрова
Социологические исследования.
1996.
№ 2.
С. 89-100.
Опыт российского земства, в частности, земская статистика, получил мировое признание
и доказал свою эффективность. Поскольку финансовая деятельность земства опиралась
исключительно на земские доходы, а основным источником было земское обложение, задача
земской статистики заключалась прежде всего в правильной организации статистического
изучения экономики частновладельческого, крестьянского и городского хозяйства, их
доходности, тщательного учета земли как объекта обложения и в получении других данных
об экономическом положении населения.


Опубликовано на портале: 24-05-2007
Социологические исследования.
1996.
№ 10.
С. 77-88.
Основная тема обсуждения, состоявшегося в Институте социологии РАН (апрель 1996 г.)
– попытка разграничить теоретическую социологию и историю социальной мысли.
По мнению участников дискуссии, первая представляет собой научную дисциплину, изучающую
общество конкретного типа как систему, уделяющую особое внимание закономерностям
и практикам поведения групп и институтов, из которых оно состоит. Вторая отрасль
знаний исследует генезис всех социальных идей, представлений и концепций, включая
метафизические, религиозные, утопические и даже вне- и паранаучное знание.


Опубликовано на портале: 07-04-2005
Ред.: Виктор Иванович Шамшурин
Социологические исследования.
1996.
№ 11.
С. 59-66.
Представленная в статье дискуссия (начало см. Социологические исследования №10,
1996) разворачивается вокруг проблемы соотношения истории социологии и истории социальной
мысли. Ю.Н. Давыдов, В.И. Шамшурин, Ж.Т. Тощенко рассматривают самосознание социологии
в эпоху ее становления (XIX век), акцентируя внимание на том, как в то время решалась
проблема научности социологического знания, как воспринималось с этой точки зрения
социальное знание, существовавшее до возникновения социологи, и современная ей социальная
мысль, к социологической науке не относящаяся. Обсуждается проблема взаимодействия
и сотрудничества социологии с другими социальными науками в более широкой перспективе.


Книжное обозрение [статья]
Опубликовано на портале: 18-01-2005
В. Х. Суименко
Социологические исследования.
1996.
№ 3.
С. 156-157.
Новые издания украинских социологов:
обзор научных публикаций сотрудников Института социологии НАН Украины


Книжное обозрение [статья]
Опубликовано на портале: 18-01-2005
Л. М. Ануфриева, Михаил Яковлевич Бобров
Социологические исследования.
1996.
№ 3.
С. 154-156.
Рецензия на книгу:
Медушевский А.Н. История русской социологии. М.: Высшая
школа, 1993. 319 с.


Опубликовано на портале: 03-04-2005
Асалхан Ользонович Бороноев, Юлия Михайловна Ермакович
Социологические исследования.
1996.
№ 8.
С. 120–126.
В качестве уровней институционализации социологической науки выделяются: 1) динамика
научных публикаций и статус социологии в массовом сознании; 2) социология и система
образования; 3) социология и специализированные научные организации. Первые шаги
в области институционализации социологии в России были сделаны лишь в начале ХХ века,
и произошло это во многом благодаря деятельности М.М.Ковалевского. Деятельность М.М.Ковалевского
имела большое значение для приращения социологического знания, определения места
социологии в системе социогуманитарных наук, а также распространения социологических
идей, постановки преподавания социологии, формирования ее организационной структуры,
становления социологической корпорации и социологической культуры.


Опубликовано на портале: 24-04-2006
П. Монсон
Социологические исследования.
1996.
№ 5.
С. 24-35.
Окончание. Начало см. в №3, 1996. Публикуемый фрагмент состоит из двух частей: «Объяснять общество» и «Понимать общество». В первой обосновывается подход автора к вопросу о возможности познания общества и человека. В частности, рассматриваются три метода объяснения: функциональный, каузальный и диалектический. Во второй части, рассматривая движение социологической мысли от «объективно объясняемого» к «субъективно понимаемому», автор обращается к важнейшим проблемам возникновения и сохранения человеческой социальности.


Опубликовано на портале: 23-05-2007
Юрий Николаевич Давыдов
Социологические исследования.
1996.
№ 10.
С. 3-15.
Сопоставляя идеи немецкого экономиста и социолога и русского культурфилософа, автор
текста приходит к следующему заключению. Общая цель теоретико-концептуальных исканий
обоих социальных мыслителей состояла в развитии новой для их времени социологии с
антропологической методикой исследования, исходящей из постулата онтологической уникальности
поступка индивида (как это обычно трактует культурология). Роль же соединительного
звена между двумя отраслями гуманитарного знания и для Вебера, и для Бахтина играла
этика, сквозь призму которой анализируются глубинные пласты индивидуальной человеческой
мотивации.


Опубликовано на портале: 17-12-2004
Игорь Анатольевич Голосенко
Социологические исследования.
1996.
№ 7.
С. 27-35.
Статья посвящена рассмотрению исследований нищенства в дореволюционной России.
Несмотря на то, что нищенство на Руси насчитывало многовековую историю, его систематическое
изучение стало проводиться только c 60-х гг. XIX в. Подъем либерального и демократического
движения побудил обратиться к этой теме русских историков, этнографов, писателей
и публицистов (Н.И. Костомаров, А.П. Щапов, А.И. Левитов, И.Г. Прыжов и др.).
Быт низов изучался губернскими и уездными попечительскими комиссиями, данные о нищих
фиксировались земской статистикой. На рубеже XIX-XX вв. появились первые социологически
ориентированные обобщения накопленных материалов. К тому времени в России имелось
около 2 млн. человек, неспособных к полноценному труду, при этом нищих, рекрутированных
из этой категории, насчитывалось немногим более 300 тыс. На раннем этапе исследований
возникли трудности с определением нищенства; недоумения и споры вызвал вопрос о том,
можно ли считать профессией попрошайничество и допустим ли термин «профессиональные
нищие». Отмечалась социальная гетерогенность слоя нищих, в котором порой имелись
бывшие дворяне, разорившиеся купцы и мещане, потерявшие место рабочие, но доминировали
выходцы из деревни. Исследовались быт, нравы, образ жизни, коллективная психология
нищих и босяков (в том числе методом включенного наблюдения), анализировались причины
"опускания на дно жизни". Исследователь нищих А. Бахтиаров описал жаргон,
трущобный фольклор, песни, традиции, атрибуты экипировки нищих (грим, костюмы, поддельные
горбы и т.д.). Обращалось внимание на связи между нищими и уголовным миром. Хотя
нищие эпизодически прибегали к воровству, социальная дистанция между ними и настоящими
уголовниками была большой.


Общество и индивид [статья]
Опубликовано на портале: 24-06-2005
Богдан Александрович КистяковскийПерев.: Е.М. Довгань (ориг.: Русский) Социологические исследования. 1996. № 2. С. 103-115.
Данный материал представляет собой снабженную развернутыми комментариями и биографической
справкой статью известного социолога, философа и правоведа конца ХIХ - начала ХХ
в., посвященную историко-методологическому исследованию соотношения социального
и индивидуального. Если общество на протяжении веков сравнивали то с человеком, то
с организмом, то с пчелиным ульем, то с муравейником, то как аллегории, помогающие
приблизиться к правильному пониманию общества, все эти сравнения можно принять. Но
чрезмерная их абсолютизация опасна для социологии, так как отбрасывает ее в «удушающие
объятия философии», или биологии, или даже механики. Цель и задача социологии
— найти такое определение «общества», которое наиболее адекватно
отражало бы его специфику, его уникальность и неповторимость.


Оппозиции современной социологии [статья]
Опубликовано на портале: 24-04-2006
Pierre Bourdieu
Социологические исследования.
1996.
№ 5.
С. 36-50.
Представляемая публикация – запись интервью, данных П.Бурдье французскому журналу «Politis» в марте 1992 г. Вопросы интервьюера касаются отношения мэтра к современной гегемонии американской социологии, его взглядов на существующее множество жестких специализаций, школ, парадигм – словом, на разобщенность социологов и фрагментарность методов современной науки. Выясняется также отношение П.Бурдье (в качестве социолога) к естествознанию, философии, истории и экономике. Речь ведется и об отношении к Марксу и Веберу.


О применении социологических теорий [статья]
Опубликовано на портале: 24-06-2005
Vilfredo ParetoПерев.: Андрей Анатольевич Зотов (ориг.: Русский) Социологические исследования. 1996. № 2. С. 115-124.
Данный материал является продолжением публикации известной работы В. Парето в №
10, 1995 и в № 1, 1996. Речь идет о периоде, когда аристократия приходит в
упадок; автор отмечает в ней две тенденции, действующие одновременно: 1) аристократия
делается мягче, либеральнее, человечнее и оказывается менее готовой к защите своей
власти; 2) ее стяжательство
и жажда к приобретению не принадлежащих ей благ не ослабевают, а, напротив, усиливаются.


Опубликовано на портале: 23-03-2006
Вильфредо Парето
Социологические исследования.
1996.
№ 1.
С. 108-118.
Продолжение. Начало см. в №10, 1995. Автор характеризует современную ему эпоху как период активизации религиозных чувств. При этом наблюдается не только оживление старых религий, но и появление новых. К ним автор относит и множество общественных движений, приобретающих религиозные формы. В числе подобных движений, наряду с вегетарианцами и гигиенистами, он особенно выделяет социалистов. Социалисты, с его точки зрения, озабочены тем, чтобы извлечь выгоду из охватившего весь мир религиозного подъема и связанного с ним стремления к солидарности. Парето видит в социалистах прямых продолжателей тех пап, которые, собирая деньги на собор св. Петра, тратили их на проведение оргий. Кроме того, на пике популярности социалистического движения в нем, по мнению Парето, неизбежно восторжествует лицемерие.


Опубликовано на портале: 24-06-2005
Игорь Александрович Громов, Андрей Юрьевич Мацкевич
Социологические исследования.
1996.
№ 2.
С. 81-88.
Построение концепции преподавания истории социологии основано на понимании того,
чем является социологическая теория, выделении «узловых» моментов ее развития,
а также выборе угла рассмотрения этого развития. Целью данной работы не является
выяснение онтологического, методологического и логического статуса самого понятия
«социологическая теория». Авторы сосредоточили свое внимание, главным образом,
на тех проблемах, которые возникают при попытках соединения различных теоретических
подходов в некое единое целое — в данном случае курса истории социологии.

