Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 08-05-2006
Лариса Агдасовна Бурганова, Л.В. Иванова Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 137-144. 
Статья представляет собой отчет об обсуждении, проведенном Татарстанским региональным отделением РОС. Темой дискуссии стал вопрос о парадоксальности сознания и поведения людей, выдвинутый в монографии Ж.Т. Тощенко «Парадоксальный человек». Авторы статьи выделили следующие темы дискуссии: 1) правомерность постановки проблемы, 2) совместимость злободневности и научности, 3) новизна в проблеме парадоксальности человека, 4) адекватность социологических методов для решения поставленных вопросов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-02-2004
Анна Олеговна Ганжа, Андрей Анатольевич Зотов Социологические исследования. 2002.  № 3. С. 112-120. 
Анализируются философские основания социологии Ф. Знанецкого (неокантианство, прагматизм, иррационализм), его интеллектуальная эволюция от раннего антипозитивистского этапа к более позднему этапу "культурализма", протеста против экстраполяции суждений о мире природы на социальную и социокультурную реальность. Согласно Знанецкому, социология является наукой о социальной организации, правилах поведения (прежде всего в сфере взаимоотношений социальных групп и их членов), систематизированных в институтах государства, семьи, племени. Выделяются четыре класса изучаемых ею явлений: социальные действия, социальные отношения, социальные роли, социальные группы. Имеется краткий очерк жизни и творческой деятельности польско-американского ученого.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-02-2005
Владимир Павлович Култыгин Социологические исследования. 2002.  № 4. С. 121-129. 
Как переходное автор рассматривает то состояние общества, при котором достаточно радикально изменяются его основные функции, что приводит к качественным изменениям в социальных институтах на основе трансформирующейся иерархии социальных ценностей. Процессы трансформаций такого рода приобретают перманентный характер с середины XIX в. в связи с бурным развитием капитализма. За минувший век в социологии разработан категориальный аппарат анализа социальной структуры и ее смещений. Автор сосредоточил внимание преимущественно на характеристике исследований социальной структуры в трудах П.А. Сорокина и ведущих социологов Гарвардской школы – Т. Парсонса и Р. Мертона. Рассмотрена история первых эмпирических исследований социальной структуры (в Великобритании XIX в. в исследованиях тред-юнионизма и рабочего движения). Автор выделил три группы теорий социальной стратификации, сохраняющих наибольшее влияние в современной западной социологии. 1. Теория стратификации, идущая от учения К. Маркса, основанная на отношении людей к средставм производства и на тех способах, с помощью которых люди зарабатывают себе средства существования. 2. Подход, идущий от Макса Вебера, при котором предполагается, что классовые различия основаны не только на отношении к средствам производства, но и на особом отношении к профессии (высокий уровень профессиональной культуры, проявляющийся в рациональной организации труда, особая трудовая этика, обеспечивающая такую организацию - специфические черты работника в условиях современного западного капитализма). Вебер выделил еще один аспект стратификации – различия между социальными группами в области социального достоинства или престижа, которым люди обладают в различной мере. 3. Идущий от социолога Эрика Райта подход, при котором учитываются способы контроля над экономическими ресурсами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-11-2004
Максим Максимович Ковалевский
Перев.: Д.В. Миронов (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2002.  № 5. С. 129-138. 
В этой статье выдающегося российского социолога М.М. Ковалевского (1851-1916), впервые публикуемой на русском языке, проводится сравнительное исследование клановых отношений, сохранявшихся в то время среди многих народов Российской Империи. Выявляются общие закономерности изменения социальной организации с переходом народов от существования в виде отдельных племен к племенным союзам с выделением правящих групп. Проводится идея, что клан как форма межродовой организации характерен для всех народов на определенной стадии их эволюции и исчезает с переходом к развитым формам государственной жизни. Представлен богатый историко-этнографический материал о межродовых и внутриродовых отношениях среди якутов, киргизов, тунгусов, горских племен Кавказа и иных народов России. Рассмотрены проявления солидарности членов клана, закрепляемой в обрядах, обычаях, в нормах правовых, семейных и имущественных отношений. Даны ссылки на летописные источники, свидетельствующие, что кланы в прошлом существовали у славян. Указаны остатки (следы) традиций поклонения клану и общим матерям-прародительницам в топонимике и обрядах у славянских и угро-финских племен.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-06-2005
Светлана Сергеевна Новикова Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 122-130. 
В статье предлагается ретроспектива развития социологической мысли в России за период с 1860 по 1930-е гг. Подчеркивается, что появление и развитие социологии в России в значительной степени было обусловлено своеобразием социально-экономического и политического развития России в этот период. По форме развитие социологии осуществлялось в двух направлениях: публицистическом и академическом (университетском). Зарождение российской социологии было начато в рамках публицистического направления. С установлением советской власти единственным научным направлением социологии была официально объявлена марксистская социология. С середины 1930-х до 1960-х гг. российская социология фактически оказалась включенной в исторический материализм как философскую дисциплину.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-05-2006
Николай Иванович Лапин Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 106-119. 
Представленная статья является сокращенным вариантом первой главы учебника «Общая (социетальная) социология». Автор делит историю социологии на несколько этапов: ранней теоретической классики (Конт, Спенсер, Маркс), ранней теоретико-методологической классики (Теннис, Дюркгейм, Вебер), зрелой теоретико-методологической классики (Сорокин, Парсонс, Мертон). Период с 1980-х гг. до настоящего времени автор называет постклассическим этапом в социологии. Социология возникла в период становления раннебуржуазного европейского общества в ответ на острую потребность в осмыслении общественных перемен. До появления социологии эту потребность удовлетворяли два корпуса знаний, существовавших параллельно друг другу: социально-философский и эмпирический. Социология вобрала в себя обе эти традиции. Далее автор останавливается на анализе предмета социологии. Реконструируются подходы к предмету социологии основных представителей указанных выше этапов развития социологической мысли: 1) Конта, Спенсера, Маркса; 2) Тенниса, Дюркгейма, Вебера, Зиммеля; 3) Сорокина, Парсонса, представителей Колумбийской школы (Мертон, Лазарсфельд), представителей британской школы социальной антропологии (Радклифф-Браун, Малиновский), представителей Чигакской школы (Томас, Знанецкий, Кули, Парк, Шилз, Блумер и др.), Мида, Хоманса, Блау, Адорно. Отдельно анализируются подходы российских и советских социологов. Наконец, утверждается, что на последнем постклассическом этапе возникли альтернативные понимания предмета социологии. Произошло смещение акцента с общества как целостного объекта на человека как актора. В этой связи автор называет имена Турена, Бурдье, Арчер и Гидденса. Автор задается вопросом о том, как же теперь определить предмет социологии, раз уж классическое понимание ставится под сомнение. Далее автор переходит к рассмотрению определений предмета социологии, предлагаемых в учебниках. Были отобраны два зарубежных учебника (Смелзер и Гидденс) и два российских (Ядов и Эфендиев). Наконец, предлагается собственное определение предмета социологии, которое представлено как резюме изложенных определений. В дальнейшем автор рассматривает вопросы 1) о том, реален ли предмет социологии, 2) о научности социологических методов, 3) о функциях социологического знания.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-06-2005
Jeffrey C. Alexander Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 3-11. 
В статье исследуется идея Утопии и ее связь с критической социальной мыслью. Основной акцент делается на разъяснении дифференцированных, самоограничительных утопий, заменивших утопические тотальности. Цель автора - показать, почему и как возможно появление постфундаменталистской и нетотализующей, но все же обобщающей критической социальной теории. Высказывается предположение, что плюралистические движения последних десятилетий, такие, как движения этнических меньшинств, движения за сексуальное гражданство, экологические движения и т.п., объединяются не тотализирующим проектом, но разделяемой ими всеми целью производства гражданского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-06-2005
J. Alsted Социологические исследования. 2002.  № 9. С. 17-28. 
Первым социологам было ясно, что понимания общества необходимо понять мотивы индивидов. В последние годы социологи признали важность психологии на пути к более прочной социологической теории. Автор предлагает новую мотивационную модель, которая отражает влияние психики человека на социальную организацию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-04-2003
Инна Феликсовна Девятко Социологические исследования. 2002.  № 8.
Рецензия на монографию проф. О. Н. Яницкого, опубликованную в Финляндии на английском языке и посвященную институциализации экологического движения в современной России и других странах СНГ.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-06-2005
E. Allard Социологические исследования. 2002.  № 9. С. 60-66. 
В странах Скандинавии доклады о социальных и социентальных процессах редко строятся на концепциях модерна и модернизации. Последние чаще всего ограничены сферой теоретических дискуссий и не используются для описания развития общества. Действительно ли эти концепции сущностно важны для описания постсоциалистических стран, не могут ли они мешать наблюдению за некоторыми важными тенденциями?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-06-2005
Елена Иосифовна Кукушкина Социологические исследования. 2002.  № 10. С. 130-138. 
Российские университеты сыграли существенную роль в становлении и развитии социологического образования в России, хотя до начала XX в. в России официального преподавания социологии ни в одном университете не велось. Для выяснения роли, которую университеты сыграли в становлении и развитии социологического образования в России, автор рассматривает три аспекта их деятельности: 1) отношения между университетами и обществом; 2) развитие социально-гуманитарного знания на университетских кафедрах и факультетах; 3) содержательные стороны деятельности ученых в области разработки концепции социологического образования.
ресурс содержит прикрепленный файл