Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 13-07-2006
Социологические исследования. 2005.  № 9. С. 3-9. 
Редакционная статья, информирующая о двух важных событиях научной жизни. Во-первых, речь идет об основных темах, которые обсуждались на прошедшей в июле 2004 г. международной конференции по социальной теории, организованной Исследовательским комитетом Международной социологической ассоциации (Рио-де-Жанейро). Во-вторых, публикация знакомит с повесткой дня 16 конгресса Международной социологической ассоциации, который должен состояться летом 2006 г. в Дурбане (Южно-Африканская республика).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-09-2006
Андрей Николаевич Медушевский Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 119-128. 
В статье рассматривается подход Токвиля к анализу становления демократических правовых и социальных институтов в Америке, Англии и Франции конца XVIII - первой четверти XIX века. Автор подчеркивает, что историческое значение его работ состоит в осмыслении демократии как глобального явления на основе исследования переходных процессов в обществах этих стран. Он отмечает, что подобно Монтескье, Токвиль начинал свои исследования в рамках сравнительного правоведения, в частности, уголовного и гражданского права Америки и стран Западной Европы. Социологическая модель Токвиля представлена как модель перехода от сословно-иерархического феодального общества к демократии как юридическому равенству, постепенно охватывающего весь цивилизованный мир. Он возможен в двух формах: эволюционным путем, т.е. посредством реформ (англо-саксонский вариант), и через революцию (классический вариант - Революция 1789 г. во Франции). Отмечено, что центральное место в его творчестве занимает изучение механизма становления современной демократии и порожденного этим процессом социального конфликта - соотношения старого порядка и революции. В работе "Демократия в Америке" Токвиль провел анализ возникновения, развития и характерных признаков демократических институтов США. В работе "Старый порядок и революция" он предпринял попытку проанализировать специфику возникновения конституционно-демократических институтов во Франции. В поле внимания Токвиля попал бонапартизм как специфическая разновидность авторитаризма Нового времени. Его возникновение он рассматривает как синтез двух основных принципов демократической революции - народного суверенитета (всеобщее избирательное право) и представительства (как делегирования властных полномочий от народа - парламенту, а от последнего - одному лицу).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-05-2005
Теодор Ильич Ойзерман Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 24-34. 
Академик Т.И. Ойзерман считает неоправданной приводимую в марксистской литературе характеристику «буржуазных» экономистов (включая порой и классиков политической экономии) как апологетов капиталистического строя. Для опровержения этой оценки привлекаются их работы. Отмечается, что основатель политэкономии А. Смит считал, что стоимость создает исключительно живой труд. Его выдающийся продолжатель Д. Рикардо также опирается на воспринятую затем и К. Марксом трудовую теорию стоимости и приходил к выводу, что прибыль капиталиста и заработная плата рабочего находятся в отношении обратной пропорциональности. Дж. Ст. Милль, которого Маркс отнес к вульгарным экономистам, развивал идеи реформирования общества путем перераспределения прибылей, а в его «Основаниях политической экономии» имеется высказывание: «Фабричный работник имеет в своем труде меньше личного интереса, чем член коммунистической ассоциации, потому что трудится не в пользу товарищества, к которому принадлежит сам, как трудится член коммунистической ассоциации…». Акад. Т.И. Ойзерман отмечает в этой связи, что можно как угодно относиться к воззрениям Милля, но ни поклонником, ни апологетом капитализма этого либерала не назовешь. Это относится также и к творчеству «буржуазных» теоретиков экономической науки XX в., уделявших внимание критическому анализу и «самокритике» капиталистической системы, таких как Т. Веблен, Дж. М. Кейнс, Д.К. Гелбрейт и др. Рассматриваются идеи Л. Эрхарда – выдающегося экономиста, автора концепции «социальной рыночной экономики», который, став в 50-е гг. министром экономики ФРГ, ввел в нее действенные механизмы планирования и социального регулирования.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-08-2005
Светлана Алексеевна Шаронова Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 119-126. 
Дается аналитический обзор пяти статей из энциклопедии “Sociology and Education” (N.Y.: Routledge–Falmer, 2002), полезных для преподавателей, желающих ознакомиться с состоянием западных теоретических исследований по социологии образования. Представлены основные направления. (1) Функционализм. Отмечено, что выделенная Дюркгеймом важность ценностной стороны в образовании и сейчас значима в изучении функционирования образовательных институтов. (2) Теории конфликта. Если функционалисты рассматривают общество как базирующееся на ценностной солидарности, то теоретики конфликта считают социальный порядок продуктом принуждения и идеологической манипуляции. К ним примыкают исследователи, рассматривающие воспроизведение господства капиталистического класса в аспекте отношений между школами и рынками труда, и сторонники теории сопротивления, где изучаются формы протеста учащихся против проведения подобной социализации в школах. Так, в ранних работах Альтюссер, Боулаз и Гинтиас доказывали, что стратификация системы образования повторяет иерархию рынка труда (общественные колледжи для низших слоев и элитные институты для высшего слоя). (3) Структурализм. Первым структуралистом в исследованиях образования в Британии и США (1960-е годы) назван Бернстайн. Его труды посвящены моральному порядку в школах, организации передачи школьных знаний. Уделено внимание работам П. Бурдье о проявлениях неравенства и культурных различиях в академической среде французских университетов. (4) Критическая социология. Ее представители утверждают, что образование личности не ограничено системой формального образования. М. Янг выделяет две тенденции современного образования: его коммерциализацию и более выраженный акцент на приобретении знаний, необходимых в профессиональном труде.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-10-2005
Валерий Владимирович Афанасьев Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 129-137. 
Сопоставляются три классические теории исторического процесса: Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и П.А. Сорокина. Их объединяет отвержение представлений о развитии человечества как общем для всех стран и народов движении по пути однолинейного прогресса. Проводятся параллели между положениями книг Н.Я. Данилевского «Россия и Европа» (1871) и О. Шпенглера «Закат Европы» (1918). В обеих книгах критикуется применение историками категории «человечество» и не принимается деление всемирной истории по схеме: Древний мир – Средние века – Новое время. Но если Данилевский допускает связи между культурно-историческими типами и признает единство человеческой истории, то Шпенглер подчеркивает независимость и замкнутость «высоких культур». Им используется идея цикличности в развитии культур, а его схема духовных эпох предполагает смену периодов подъема, прогресса и упадка; фаз рождения, роста, зрелости, старения и смерти. Понятия «культура» и «цивилизация» Шпенглер рассматривает во взаимосвязи в качестве характеристик развития конкретного культурно-исторического типа. «Культура» - его начало и истоки, она характеризует период духовного творчества; «цивилизация» - завершающая стадия распространения культурных ценностей (когда происходит завершение и окостенение культуры). Автор статьи отмечает, что П.А. Сорокин в своем четырехтомном труде «Социальная и культурная динамика» обобщил множество различных теорий и подходов к изучению развития культур и цивилизаций, включая теории Данилевского и Шпенглера, провел анализ классов социально-культурного комплекса, выделив в нем идеологические, поведенческие и материальные системы. Тем периодам, которые Шпенглер именует ростом, зрелостью и распадом «высоких культур», у Сорокина соответствуют «идеациональные», «идеалистические» и «сенсуалистские» суперсистемы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-03-2006
J. Alsted
Перев.: Николай Валентинович Романовский (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 122-128. 
Автор отмечает, что на сочетании изучения истории и анализа социальных перемен сосредоточены почти все наиболее плодотворные работы по исторической социологии. Рассмотрен труд Дж. Холла "Власть и свобода" (1985), в котором сравниваются четыре мировые религии и цивилизации: Христианство, Ислам, Иудаизм, Конфуцианство. Холл указал на те факторы, которые на его взгляд более всего способствовали взлету западноевропейской цивилизации (централизация западной христианской церкви, политическое соперничество малых государств, автономия городов и меньшая, чем в других местах, феодальная зависимость крестьян). Рассматривается работа Мартина Шоу "Теория глобального государства", в которой показано развитие после 1950-х гг. глобальной демократической революции и предложена концепция формирования глобального государства. Не углубляясь в обсуждение вопроса о степени предопределенности истории, автор констатирует, что большинство специалистов по исторической социологии считают историю более или менее открытой. Отмечается, что Гидденс и Мэнн показали тщетность попыток выработать базовую концепцию общества и дать ему универсальное определение. Показано, что при описании обществ как совокупности сетей власти, вырастающих из устойчивых связей между людьми, понятие общества теряет сопоставимость. Концепция становится настолько рыхлой, что рискует утратить объяснительную силу. Автор выделил три стратегии обсуждения в исторической социологии концепции эволюции: уход от вопроса о том, имеет ли исторический процес определенную направленность; отбрасывание понятия эволюции; принятие эволюции как подходящего описания социальных перемен. Кратко проанализирована структура классических эволюционных и прогрессистских теорий (на примере теории стадий Спенсера и формационной теории Маркса), особо рассмотрены представления о нелинейной эволюции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Михаил Яковлевич Бобров, Инна Феликсовна Девятко, Гарольд Ефимович Зборовский, Борис Николаевич Миронов, Александр Юрьевич Рожков, J. Alsted Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 41-53. 
Публикуются ответы специалистов на ряд вопросов: о сущности, содержании и месте в социологическом знании исторической социологии; ее понятийном аппарате; ее структуре, актуальных проблемах и трудностях в их решении; об историческом сознании, историческом знании, исторической памяти. Проф. Я. Алстед (Дания) отметил, что изучение социальных перемен требует и масштабного понимания, и конкретных исследований истории. Такое сочетание обеспечивает историческая социология. У нее общий с остальной социологией базовый теоретический аппарат, перед ней стоят те же теоретические проблемы, но с акцентом на историческую перспективу. Проф. М.Я. Бобров (Барнаул) рассмотрел общие и особые законы и категории исторической социологии. Проф. И.Ф. Девятко (Москва) указала на роль историографических исследований и развития социологических методов сбора данных в становлении исторической социологии. Проф. Г.Е. Зборовский (Екатеринбург) рассмотрел историческую социологию как отрасль социологического знания на стыке социологии и истории, имеющую особый предмет и объект исследования. Проф. Б.Н. Миронов (Санкт-Петербург) охарактеризовал теоретические, верификационные и прикладные задачи исторической социологии, указал ее актуальные исследовательские проблемы (включая осмысление российской истории в рамках макросоциологических теорий). Проф. А.Ю. Рожков (Краснодар) полагает, что процессы социокультурной трансформации подчинены ритмам смены поколений. Историческая социология призвана, по его мнению, исследовать модели жизнедеятельности человека и общества в генерационной и межгенерационной перспективе, продуцируя теоретические обобщения. Проф. Н.В. Романовский (Москва) предложил рассматривать историческую социологию «как часть социологии, обеспечивающую своими методами знанию об обществе / человеке единство прошлого, настоящего и будущего, дающую временной и пространственный континуум социологическому теоретизированию и эмпирическим исследованиям путем включения исторического прошлого в анализ исследуемого социологом объекта и тем самым определяющую его исторически данные параметры» .
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-09-2006
Валентин Федорович Коломийцев Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 128-132. 
В статье представлены вехи интеллектуальной биографии А. Де Токвиля и рассмотрены истоки его интереса к изучению основ политической системы США и устоев американского общества. Показан его подход к анализу демократических ценностей и демократических институтов федеральной власти и местного самоуправления в Соединенных Штатах. Отмечается, что если во Франции в конце XVIII - первой половине XIX века часто разгорались острые социальные конфликты, то в США недовольные своим социальным положением элементы уходили на Запад на "свободные" земли. Отмечено, что французский исследователь в своей книге "Демократия в Америке" высоко оценивал реализованный в США механизм децентрализации и разделения властей, выделяя роль судебной системы, Верховного Суда и американской конституции в соблюдении прав граждан. Его также поразил развитый в американцах дух предприимчивости и инициативы, причем не только в деловых и коммерческих отношениях но и в общегражданских делах: "Американцы объединяются в комитеты для того, чтобы организовать производства, основывать школы, строить гостиницы, столовые, церковные здания, распространять книги, посылать миссионеров на другой край света...". Уже в XX веке Д. Белл пришел к тому же заключению, что и Токвиль: уникальность Америки заключается в том, что там гражданское общество изначально доминировало над государством. В отношении работы "Старый порядок и революция" автор обосновывает свое мнение, что в ней история Великой французской революции рассматривается Токвилем с консервативных позиций, что сближает этот труд с работами Берка и де Местра.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-11-2005
Зинаида Тихоновна Голенкова, Наталья Кирилловна Орлова Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 153-154. 
Рецензируется книга: Развитие социологии в России (с момента зарождения до конца XX века): учебное пособие / Под ред. Е.И. Кукушкиной. М.: Высшая школа, 2004. 455 с.
Опубликовано на портале: 11-11-2005
Жан Терентьевич Тощенко Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 143-148. 
Обсуждается содержание двух книг: Беляева Л.А. Эмпирическая социология в России и Восточной Европе. М., 2004; Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе. М., 2004. Значение публикации данных книг автор усматривает в восполнении пробела в отечественных исследованиях по истории социологии, поскольку, по его мнению, в относящихся к данной области отечественных публикациях первостепенное значение придавалось анализу и описанию теоретических концепций при явно выраженном социально-философском подходе. Эмпирическая социология обычно рассматривалась "как побочный элемент данной науки, в лучшем случае – как один из вспомогательных методов апробации теоретических выводов". Ж.Т. Тощенко указывает на оригинальность обсуждаемых книг в постановке вопроса о том, как рождалась эмпирическая социология. Н.И. Лапин рассмотрел зарождение эмпирической социологии в трех странах Западной Европы в сферах, непосредственно связанных со сбором и анализом эмпирических данных о состоянии населения и развитии этих стран. В Англии это была «политическая арифметика», в Германии – государствоведение, во Франции – социальная статистика и социография. В книге Л.А. Беляевой отмечено, что сбор и анализ эмпирических данных в России стал проводиться практически одновременно с аналогичными обследованиями в других странах. Подробно излагается предыстория и история эмпирической социологии в России, СССР и странах Восточной Европы. Показано, что книги Л.А. Беляевой и Н.И. Лапина выходят далеко за рамки учебных пособий и представляют собой монографические исследования, обобщающие ход становления социологической науки.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-07-2006
Денис Глебович Подвойский Социологические исследования. 2005.  № 7. С. 3-12. 
В статье предметом рассмотрения становится проблема зарождения социологии как самостоятельной науки. В данной связи встает вопрос о предпосылках возникновения социологической науки, которые разделяются на «объективные» (общественно-исторические) и «субъективные» (социокультурные, интеллектуальные). Автор выдвигает и пытается доказать тезис, согласно которому социологическая наука как особая разновидность концептуальной интерпретации социальной жизни не могла возникнуть и утвердиться в традиционных обществах, что она является духовным порождением эпохи модерна, для которой она стала средством «теоретического самоописания» и рефлексии. В статье описывается процесс конституирования проблемного поля социологии, и, прежде всего, ключевого концепта «общество», совершавшийся в рамках западноевропейский социальной мысли Нового времени. Факт возникновения социологии также рассматривается в связи с процессами становления новоевропейской традиции естествознания и формирования классической научной «картины мира» (XVI-XVIII вв.).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-09-2006
Никита Евгеньевич Покровский Социологические исследования. 2005.  № 10. С. 72-74. 
Автор отмечает негативную тенденцию снижения интереса к социологическому теоретизированию со стороны как преподавателей, так и студентов вузов. Среди причин немаловажное место занимают, на его взгляд, прагматические ориентации, проявляющиеся в стремлении студентов по окончании вуза кратчайшим путем идти к выгодной работе. Что делать в такой ситуации? С одной стороны, в преподавании должна быть преодолена так называемая "немецкая энциклопедическая традиция", с другой - в курсах теоретической социологии надо дать фундаментальные идеи ее классиков, обеспечить общетеоретическую подготовку. Намечаются конкретные шаги к реформированию существующей системы преподавания общей и теоретической социологии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-02-2003
Роман Николаевич Абрамов Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 54-66. 
Американский социолог Т. Парсонс уделял много внимания исследованию роли профессионалов в современном обществе ("Профессии и социальная структура" (1939), "Профессии" - статья для Международной энциклопедии социальных наук, "Американский университет" и др.). В статье рассматриваются причины интереса Т. Парсонса к профессиональному комплексу; становление профессионализма в контексте развития университетского образования и академических дисциплин; содержание парсоновской концепции профессионала.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-04-2006
Robert King Merton, Питирим Александрович Сорокин
Перев.: Е.С. Карсова (ориг.: Русский) Социологические исследования. 2005.  № 11. С. 116-121. 
Два выдающихся социолога ХХ века П.А.Сорокин и Р.К.Мертон в совместной статье отмечают, что несмотря на то что такие эпитеты, как «гениальный ученый», «эпохальное открытие», «незаурядный вклад» и пр. являются оценочными субъективными суждениями, тем не менее они свидетельствуют о наличии некоторой процедуры отбора. Поэтому при систематическом использовании этих оценок их можно рассматривать как основу «формирования количественных показателей, с помощью которых можно обобщать ход развития данной культуры или данного социального процесса»(c. 116). В статье приводятся данные, полученные по трем специально разработанным шкалам для качественных оценок интеллектуального вклада различных мыслителей, анализируются сходства и различия полученных по этим шкалам результатов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-02-2006
Николай Валентинович Романовский Социологические исследования. 2005.  № 5. С. 44-48. 
Обращается внимание на не замеченную историками публикацию И.В. Сталина: "О статье Энгельса "Внешняя политика русского царизма", которая появилась в номере журнала "Большевик" за май 1941 г. Сталин подверг критике подход Энгельса к анализу механизмов формирования внешней политики России XIX века за придание излишне большого значения субъективным качествам и мотивам творцов мировой политики и недостаточном принятии в учет объективных источников военных конфликтов. Энгельс критиковался за «недооценку» фактора «империалистической борьбы за колонии, за рынки сбыта, за источники сырья» и здесь Сталин выступил догматичным приверженецем концепции империалистической стадии в развитии капитализма. Брошенный Энгельсу упрек касается недоучета Англии «как фактора грядущей мировой войны» и усиления «противоречий между Германией и Англией». Через эту публикацию Сталина явно просматривается его прогноз: в 1941 г. события в Европе должны будут развиваться, скорее всего, в сторону военного разрешения противоречий между Германией и Англией. Автор констатирует, что Сталин был прав, считая вариант войны Германии против СССР элементарной ошибкой для нее, но грубо просчитался, когда решил, что хозяева рейха должны исходить из трезвого и взвешенного политического расчета. Он счел несущественным то, что сыграло свою роковую роль — влияние субъективного фактора во внешней политике. В заключение автор статьи рассуждает о проявлениях субъективизма и волюнтаризма в политике наследников Сталина и руководителей КПСС, которые, оказавшись у власти, "были озабочены не реальным состоянием общества, которым они управляли, а тем, какой ярлык на него наклеить: социализм, коммунизм, развитой социализм" (с. 48).
ресурс содержит прикрепленный файл