Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологический журнал

Опубликовано на портале: 04-12-2006
Роберт Михельс
Перев.: Александр Николаевич Малинкин (ориг.: Русский) Социологический журнал. 1994.  № 3. С. 89-93. 
По мнению Р. Михельса, демократические режимы, в том числе социализм, используют массы людей лишь как средство для захвата власти. Демократия основывается на выборах, а выборы — это передача воли. По этой причине выборы приводят к господству избираемых над избирателями. Массовая психология примерно одинакова при разных режимах. В этой связи, например, противоположность демократии и аристократии, по мнению Михельса, в реально-историческом плане следует считать фикцией.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 23-08-2005
Pierre Ansart Социологический журнал. 1997.  № 7. С. 131-139. 
Продолжение публикации (начало см. СОЦИС. 1995, № 12; 1996, №№ 1,2,7-10.). Представленные в предыдущих публикациях 4 направления французской социологической мысли подводят автора к вопросу о том, почему между этими, имеющими столько сходства направлениями, существует столь высокое полемическое напряжение. Отвечая на этот вопрос автор вновь сопоставляет позиции П.Бурдье, Ж.Баландье, М.Крозье, Р.Будона. Делается вывод, что данные направления выражают несходные и даже оппозиционные полюса современной социальной жизни. Отмечается, что социология ставит перед собой в качестве одной из своих задач детальное изучение социальных условий существования самих социологов, т.е. важное направление социологии – социология социологии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-01-2007
Леонид Григорьевич Ионин Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 74-90. 
В статье рассматриваются история возникновения этнометодологии и ее рецепция в российской науке, излагаются теоретико-методологические основания этого социологического направления. Автор статьи предлагает собственную интерпретацию смысла и задач этнометодологического исследования, его места в современном социологическом знании, возможных перспектив развития. Л.Г. Ионин анализирует содержание двух работ основателя этнометодологии Гарольда Гарфинкеля - "Исследование по этнометодологии" (Studies in ethnomethodology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1967) и "Программа этнометодологии (Ethnomethodology's program: Working out Durkheim's aphorism. Lanham: Rowman and Littlefield Publishers, 2002), в которых приведены основные понятия, теоретико-методологические принципы, а также процедуры и методы этнометодологического исследования. Исходя из основополагающих суждений Гарфинкеля, Ионин делает вывод, что этнометоды - это методы, применяемые обыденными деятелями для того, чтобы сделать "вещи" описуемыми, постижимыми, разумными, и сами эти методы представляют собой описания, посредством которых конституируются "вещи". "Если мы скажем, что ЭМ есть изучение описаний (accounts), мы не погрешим против истины", пишет Л.Г. Ионин. Отсюда и его сравнение этнометодологии с non-fiction — описанием, или репрезентацией предмета, которая представлена как факт. Ионин подчеркивает, что определение non-fiction совпадает с определением этнометодологами предмета их исследований: практические действия людей в повседневной жизни и есть описания (accounts), или реперезентации вещей, представляемые самими авторами описаний как факт. Идея этнометодологии не как системы, а как каталога исследований, — делает вывод Ионин, связана с постмодернистским видением вещей. По мнению автора статьи, несмотря на релятивизм и описательность, этнометодология, возможно, более отвечает духу времени, чем традиционная "формально-аналитическая" социология, которая пока не в состоянии ответить на критику ее теоретико-методологических оснований.
Опубликовано на портале: 05-07-2006
Т. Огане Социологический журнал. 1994.  № 2. С. 82-91. 
В статье подчеркивается, что социология Г. Зиммеля должна рассматриваться в тесной связи с эпохой рубежа XIX и XX веков, когда критическому пересмотру подверглись системы О. Конта и Г. Спенсера. Отсюда две основные задачи, которые, по мнению автора, ставил перед собой Зиммель: построить социологию на прочном фундаменте, преодолев ее кризис; выяснить положение индивида по отношению к социальному целому. Автор статьи приходит к двум ключевым выводам: Зиммель, обосновывая социологию как науку о формах, не смог обойтись без категории содержания; зиммелевский индивид — это некое единство (поскольку и количество, и сочетание групп, в которые он входит, отличны от тех, в которые входят другие). Однако это единство существует через конфликт индивида по отношению к притязаниям групп, потому автономия индивида рассматривается как основная проблема эпохи.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 24-04-2004
Piotr Sztompka Социологический журнал. 2001.  № 1.
Дается анализ современных социологических теорий. Определяются основные задачи социологического образования: a) научить языку этого предмета, набору понятий, с помощью которых познается социальная реальность; б) привить определенный взгляд на предмет, задать теоретическую перспективу в изучении социальной реальности; в) научить применять методы, процедуры и технику эмпирических исследований; г) использовать информацию о фактах и сведениях о современной общественной жизни. Обсуждается смысл основного понятия социологии - "социологического воображения" - как способности рассматривать общество под определённым углом зрения.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 04-12-2006
Александр Николаевич Малинкин Социологический журнал. 1994.  № 3. С. 80-88. 
Автор знакомит читателей с Робертом Михельсом (1876?1936) — мало известным в российской науке политическим социологом и активным общественно-политическим деятелем Германии и Италии, пережившим эволюцию от революционного социалиста до приближенного Муссолини. В статье приведен подробный биографический очерк, описаны этапы интеллектуального развития Р. Михельса. Первый этап связан со сравнительным анализом социалистического движения в европейских странах и критикой синдикализма; второй — с принятием идеи элитизма в трактовке школы Г. Моска – В. Парето (формулирование «закона исторической необходимости олигархии»); третий — с апологетикой режима Муссолини на основе выведенной Михельсом элитаристской «теории консенсуса», предполагающей единство вождя («харизматической личности») и «массы».
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 05-07-2006
Георг Зиммель Социологический журнал. 1994.  № 2. С. 114-119. 
Зиммель рассматривает враждебность человека к человеку (и противоположную ей потребность в симпатии) как естественное и исторически обусловленное свойство. На почве родственной общности возникает более сильный антагонизм, чем в ее отсутствии (это может относиться не только к людям, состоящим в родстве или близких отношениях, но и, например, конфессиям или соседствующим государствам). В качестве фундамента особо острого антагонизма между индивидами Зиммель выделяет общность свойств и общность благодаря включенности в единую социальную связь. (Данная статья — это фрагмент из главы «Спор», посвященной социологии конфликта и опубликованной в книге Зиммеля “Soziologie: Untersuchungen ueber die Formen der Vergesellschaftung” (1908). Этот отрывок был издан автором и как самостоятельный текст под тем же названием).
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию