Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социологический журнал

Выпуски:
Опубликовано на портале: 30-01-2007
Ростислав Евгеньевич Гергилов Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 63-73. 
Автор статьи констатирует, что культуркритические направления, возникшие в Германии на рубеже XIX-XX веков, характеризовались интересом к творчеству Ф. Ницше и рецепцией его взглядов. Это было связано с попыткой некоторых литературно-философских кругов использовать мотивы ницшеанской критики культуры в целях социалистической агитации. "Культ Ницше" усугублялся и тем, что его образ как мировоззренческого противника К. Маркса все чаще подвергался критике "истинными социалистами". Сам Ницше, не разделяя исходных предпосылок социологии своего времени, обращался к ним в рамках своего проекта генеалогии морали. Современники порой высказывали противоположные суждения о творчестве Ницше, особенно в рамках социологических дискуссий. Р.Е. Гергилов, опираясь на немецкую социологическую литературу того времени, показывает, как различные мыслители оценивали влияние Ницше на современную им социологию. В частности, автор статьи анализирует позиции Л. Штайна, К. Брейзига, Ф. Меринга, Г. Зиммеля и - особенно подробно - Ф.
Опубликовано на портале: 30-01-2007
Laurent Thévenot
Перев.: Александр Дмитриевич Хлопин (ориг.: Русский) Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 5-39. 
Перевод текста выполнен по изданию: Thevenot L. Pragmatiques de la connaissance // Sociologie et connaissance. Nouvelles approches cognitives / A. Borzeix, A. Bouvier, P. Pharo (eds.). Paris: Ed. du CNRS, 1998. P. 101-139. В данном номере публикуется первая часть перевода. Для критического анализа направлений когнитивной социологии Л. Тевено анализирует связь, существующую между знанием, социальным и действием. В частности, он рассматривает центральную тему для социологии дюркгеймианского направления, а значит, и для социального конструктивизма - соотношение объективного, социального и практического, - а также некоторые переклички с феноменологией, возникающие в связи с обращением М. Мосса к идее освоенного тела. Далее, исходя из ограничений, налагаемых подобным конституированием социальной реальности, автор рассматривает возможные трактовки мыслительных операций представления - как когнитивную операцию сопоставления, как политическое действие по установлению порядка и как инструментальное действие. При таком подходе автору удается отказаться от менталистской когнитивистской модели и сохранить связь знания с формами коллектива и практической деятельностью в мире.
Опубликовано на портале: 30-01-2007
Леонид Григорьевич Ионин Социологический журнал. 2006.  № 1-2. С. 74-90. 
В статье рассматриваются история возникновения этнометодологии и ее рецепция в российской науке, излагаются теоретико-методологические основания этого социологического направления. Автор статьи предлагает собственную интерпретацию смысла и задач этнометодологического исследования, его места в современном социологическом знании, возможных перспектив развития. Л.Г. Ионин анализирует содержание двух работ основателя этнометодологии Гарольда Гарфинкеля - "Исследование по этнометодологии" (Studies in ethnomethodology. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1967) и "Программа этнометодологии (Ethnomethodology's program: Working out Durkheim's aphorism. Lanham: Rowman and Littlefield Publishers, 2002), в которых приведены основные понятия, теоретико-методологические принципы, а также процедуры и методы этнометодологического исследования. Исходя из основополагающих суждений Гарфинкеля, Ионин делает вывод, что этнометоды - это методы, применяемые обыденными деятелями для того, чтобы сделать "вещи" описуемыми, постижимыми, разумными, и сами эти методы представляют собой описания, посредством которых конституируются "вещи". "Если мы скажем, что ЭМ есть изучение описаний (accounts), мы не погрешим против истины", пишет Л.Г. Ионин. Отсюда и его сравнение этнометодологии с non-fiction — описанием, или репрезентацией предмета, которая представлена как факт. Ионин подчеркивает, что определение non-fiction совпадает с определением этнометодологами предмета их исследований: практические действия людей в повседневной жизни и есть описания (accounts), или реперезентации вещей, представляемые самими авторами описаний как факт. Идея этнометодологии не как системы, а как каталога исследований, — делает вывод Ионин, связана с постмодернистским видением вещей. По мнению автора статьи, несмотря на релятивизм и описательность, этнометодология, возможно, более отвечает духу времени, чем традиционная "формально-аналитическая" социология, которая пока не в состоянии ответить на критику ее теоретико-методологических оснований.