Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М)

Опубликовано на портале: 10-04-2012
Владимир Борисович Гухман Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2005.  № 20. С. 96-120.
В статье обосновывается продуктивность информационного подхода к моделированию социальных процессов и предлагается марковская информационная модель развития социальной системы. С помощью данной модели исследуются информационные закономерности различных стратегий социального развития.
Опубликовано на портале: 15-05-2012
Елизавета Евгеньевна Мазина, Юлиана Николаевна Толстова Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2007.  № 24. С. 28-59.
В статье показывается, что математика в части теории вероятностей и социология в части количественных обследований имеют общие генетические корни и развивались параллельно, в определенной мере взаимно обогащая друг друга. Основной акцент сделан на рассмотрении взаимоотношений этих дисциплин в России, особенно в конце XIX - начале XX вв., когда русские специалисты по теории вероятностей стали занимать ведущие позиции в мире, а русская эмпирическая социология начала активно развиваться в рамках земской статистики. Достижения русской науки сравниваются с состоянием науки на Западе соответствующего времени.
Опубликовано на портале: 06-07-2012
Николай Сергеевич Бабич Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2008.  № 27. С. 30-47.
В статье рассматриваются различные направления развития типологи­ческого метода в западной социологии ХХ в. К ним отнесены методы идеальных и конструктивных типов, концепция типологических опе­раций П. Лазарсфельда и кластерный анализ. Приводятся результаты контент-аналитического исследования степени популярности этих на­правлений.
Опубликовано на портале: 15-05-2012
Ольга Тимофеевна Мельникова Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2007.  № 24. С. 7-27.
В статье представлено структурированное описание методик и техник, используемых в фокус-групповом исследовании. Рассмотрены процедурные аспекты проведения фокус-групп и приведен обзор методических приемов (вопросы, зондирующие методы, процедуры выбора, ассоциативные техники и т.д.). Предложена трактовка метода фокус-групп как интегрального развивающегося метода решения исследовательских и практических задач.
Опубликовано на портале: 19-02-2013
Чарльз Осгуд Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2012.  № 35.
В статье используется ряд процедур, позволяющих сделать вывод, что во всех шести рассматриваемых языковых группах определители (имеющие вид прилагательных) могут быть сведены к трем очень близким семантическим факторам. Эти три фактора, обозначенные как Оценка, Сила и Активность, рассматриваются как универсальные аспекты аффективной системы значений знаков. Во второй части статьи автор обсуждает использование этих семантических факторов в качестве инструмента измерения в текущих и будущих исследованиях.
Опубликовано на портале: 18-08-2012
Инна Феликсовна Девятко Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2012.  № 34.
В статье представлены результаты эксперимента, позволившего сравнить точность групповых и многократных индивидуальных ответов на отдельные вопросы, касающиеся разных областей «наивного» социального знания, а также проверить существование эффекта улучшения качества индивидуальных суждений при усреднении двух угадываний, ранее обнаруженного в исследовании Э. Вула и Х. Пашлера (2008). Кроме того, изучались самооценки осведомленности в соответствующих областях обыденного социального знания, что должно было подкрепить сделанный по результатам более раннего эксперимента вывод о существовании «иллюзии осведомленности» в различных сферах обыденного социального знания. Показано, что точность групповых однократных суждений о дискретных социальных фактах в большинстве случаев существенно превосходит среднюю точность повторных индивидуальных угадываний. Полученные данные ставят под сомнение универсальный характер тенденции к повышению точности индивидуальных суждений при усреднении, однако демонстрируют ранее описанную «иллюзию осведомленности».
Опубликовано на портале: 29-03-2012
Дж. Александер Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2004.  № 18. С. 167-204.
В послевоенный период общая социологическая теория ассоциировалась с поиском номотетического знания. И сторонники, и критики видели в ней окончательный триумф позитивной науки об обществе. С ослаблением позитивистских убеждений понизился и интерес к поиску общих теорий в социальной науке; сам этот проект оказался под большим вопросом.
Опубликовано на портале: 29-03-2012
Дж. Александер Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2004.  № 19. С. 176-200.
Когда Рорти выдвигал герменевтику в качестве альтернативы теории и эпистемологическому фундаментализму, он подчеркивал, что не предлагает ее как «предмет-престолонаследник» для заполнения вакансии, оставшейся после фундаменталистской философии.
Опубликовано на портале: 29-02-2012
Мария Александровна Меримерина Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2009.  № 29. С. 65-85.
В статье излагаются результаты типологического анализа для выделения групп респондентов в зависимости от оптимистического или пессимистического восприятия окружающего мира. В роли типообразующих признаков выступают удовлетворенность жизнью, представления о будущем, ощущение счастья. Выявляется также характер переживания времени в типологических группах.
Опубликовано на портале: 10-04-2012
Дж. Джиампалиа Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2005.  № 20. С. 159-188.
В этой работе я предлагаю новое прочтение некоторых фундаментальных этапов, определивших эволюцию методологии социальных исследований в последние сорок лет, главным образом чтобы показать, как прогресс исследовательских техник постепенно, но решительно переопределил критерии оценки валидности основных исследовательских стратегий.
Опубликовано на портале: 10-04-2012
Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2005.  № 20. С. 189-191.
2 декабря 2004 г. после тяжелой болезни скончался член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, профессор, член редколлегии нашего журнала Сергей Павлович Курдюмов.
Опубликовано на портале: 29-03-2012
Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2003.  № 17. С. 190-197.
1 июня 2003 г. скоропостижно скончался Геннадий Семенович Батыгин (1951-2003). Мировая и российская социология потеряла ученого, который был знаковой фигурой, теоретиком высочайшего класса, подвижником науки.
Опубликовано на портале: 06-07-2012
Вячеслав Вячеславович Щербина Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2008.  № 27. С. 84-100.
Статья посвящена изложению модели, объясняющей содержание, сущ­ность и механизмы организационного развития (ОР). Она обозначена как популяционно-селекционная модель ОР (ПСМ ОР) и трактуется как одна из версий подхода, известного в теории организации как организационная экология. В этой части статьи анализируются результаты эмпирических исследований логики и механизмов ОР, а также значение модели для развития теории организации и социологической теории в целом.
Опубликовано на портале: 04-07-2012
Наталья Витальевна Крупенкова Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2008.  № 26. С. 5-42.
В статье прослеживается история становления основных видов моделей с латентными переменными. Рассматриваются задачи и проблемы измерения на этапе возникновения той или иной модели. Освещаются представления о форме и характере связи ненаблюдаемых сущностей с наблюдаемыми характеристиками, которых придерживались создатели моделей.
Опубликовано на портале: 06-07-2012
Наталья Витальевна Крупенкова Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). 2008.  № 27. С. 48-83.
В статье прослеживается история становления основных видов моде­лей с латентными переменными. Рассматриваются задачи и проблемы измерения на этапе возникновения той или иной модели. Освещаются представления о форме и характере связи ненаблюдаемых сущностей с наблюдаемыми характеристиками, которых придерживались создатели моделей.