Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 1023

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Франклин Анкерсмит Вопросы образования. 2006.  № 4. С. 32-37. 
Интервью с Франклином Анкерсмитом, профессором Института интеллектуальной истории (Нидерланды). Работы Анкерсмита позволили сформировать новое дисциплинарное пространство – пространство исторической теории (historical theory), которому в спектре предметных областей отечественного гуманитарного знания нет аналога, хотя бы приблизительного.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-10-2004
Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.  Т. 1. № 1. С. 16-24. 
Представлены некоторые из последних писем П. Сорокина, написанных в 1967-68 гг. Помимо тем личного характера, Сорокин касается вопросов научного статуса социологии в России и Советском Союзе и отношения советских ученых к его теориям.
Опубликовано на портале: 15-10-2004
Журнал социологии и социальной антропологии. 1998.  Т. 1. № 2. С. 20-33. 
Публикуются письма, написанные в 1965-67 гг., в которых авторы обсуждали проблемы развития современной социологии, интерпретацию основных идей П.Сорокина советскими обществоведами и некоторые другие темы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Имена [статья]
Опубликовано на портале: 27-06-2006
П.А. Флоренский Социологические исследования. 1990.  № 2. С. 144-149. 
Публикация представляет собой две начальные главы теоретической части книги «Имена». Развивая оригинальную теорию художественного творчества, о. Павел показывает здесь, как неповторимость художественного образа, порождаемого, самим звучанием имена, творит ткань художественного произведения. Автор пытается доказать тот факт, что в «слове заключен образ», а также, что эссенция слова, сгущенная его энергия в «имени» неразрывна с порождающей энергией бытования образа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Имена [статья]
Опубликовано на портале: 06-11-2007
П.А. Флоренский Социологические исследования. 1990.  № 5. С. 82-88. 
В публикуемом отрывке рукописи автор продолжает исследование народных представлений о типологии русских имен. Высказывается мысль, что именную характеристику не следует воспринимать только как достояние простонародного опыта. Небезразличие к данному вопросу большинства вдумчивых людей свидетельствует об их интуитивном понимании духовной силы и существенности и социальной значимости имен. В карикатурном виде эта тенденция наблюдается и в, якобы, абсолютно секулярном советском обществе, с его стремлением к переименованию улиц, заводов, фабрик.
ресурс содержит прикрепленный файл
Имена [статья]
Опубликовано на портале: 12-05-2006
П.А. Флоренский Социологические исследования. 1990.  № 11. С. 110-120. 
Окончание. Начало см. в №№ 2, 4, 5, 7, 8, 10 за 1990 г. Публикация представляет собой главы XVII-XXII труда, написанного в 1923-1926 гг. Данный фрагмент содержит теоретическое обоснование подхода Флоренского к пониманию имени. В имени о. Павел видит субстанциальный фактор, определяющий строение личности. С его точки зрения, имя направляет жизнь личности по известному руслу, и не дает потоку жизненных процессов протекать где попало.
ресурс содержит прикрепленный файл
Имена [статья]
Опубликовано на портале: 30-06-2007
П.А. Флоренский Социологические исследования. 1990.  № 4. С. 132-141. 
Продолжение публикации работы священника Павла Флоренского, посвященной анализу художественных типов в поэме «Цыгане». Показано, что художественные образы А.С. Пушкина – хотя и подсознательные, но глубокие, обобщения действительности. Сгущая человеческое восприятие, художественные типы становятся точнее самой жизненной правды, поэтому они входят в наше сознание как новая категория мировосприятия и миропонимания. В этом контексте имена персонажей, имеющие силу личностных форм, превращаются в инструменты познания бытия человеческой личности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-04-2005
Николай Валентинович Романовский Социологические исследования. 2001.  № 5. С. 117-127. 
В статье подчеркивается: в мире отношение к глобализации весьма различно. Рассматривается позиция Валлерстайна в отношении анализа глобализации. Подчеркивается, что Валлерстайн призывает рационализировать и структурировать реакцию на возможную перспективу исчерпания той организации общества, одной из фундаментальных основ которой является накопление капитала. Валлерстайн делает вывод о фундаментальном выборе между более эгалитарным миром и миром растущего неравенства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2004
Игорь Николаевич Ионов Общественные науки и современность. 2003.  № 2. С. 110-124. 
В статье отмечаются моменты, противопоставляющие идеи Н. Данилевского западной теории цивилизаций. Подчеркивается, что идеи множественности цивилизаций, их равноценности, способы их взаимодействия и преемственности анализировались в немецкой и французской историографии начиная с 1820-х годов и в особенности активно в 1850-е годы. В то же время у Данилевского отсутствует разделение представлений о государстве и цивилизации, известное во Франции с середины XVIII века. Идеал Данилевского – не цивилизация, а народность и государственность. Поэтому в центре его размышлений – самодержавие и «дисциплинированный энтузиазм». Он восхваляет милитаризированное общество, архаичный характер которого отмечали Г.Спенсер и П.Милюков, в самых сомнительных его формах, вплоть до монголо-татарского ига. Эта ситуация анализируется в статье как следствие травмирующих воспоминаний Крымской войны и вызванных ею «исторической амнезии». Все это сближает Данилевского не с европейской, а с азиатской теорией истории, порожденной попытками преодоления опыта колониального и полуколониального существования, с работами С.Ахмад-хана, С.Гхоша, Б.Чаттерджи, С.Вивекананды, Кан Ювея, Лян Цичао, Лян Шумина, М.Джалаладдина, З.Гекалпа и др., сочетание цивилизационных, имперских и националистических идей. Отсутствие сильного среднего класса и теории гражданского общества в России и на Востоке сдвигало универсалистское самосознание в этих регионах из цивилизационного в имперский контекст, делало его агрессивным и национально-ограниченным. Заслуга Данилевского в том, что он в одной работе развил до логических пределов идеи, которые на Востоке постепенно разрабатывались в течение конца XIX – первой половины ХХ века.
Опубликовано на портале: 25-11-2009
Девора Калекин-Фишман Социологические исследования. 2009.  № 7. С. 16-25. 
Утверждения, что развившиеся в США институты и теории социологии могут отразить особенности коллективной жизни на земном шаре, сейчас подвергаются опровержениям по нескольким основаниям. Социологи Австралии, Африки и Латинской Америки настаивают на том, что коллективное существование определяется гораздо более разнообразными принципами, нежели те, что соответствуют западному канону. Другое основание - гендер. Как утверждают социологи-феминисты, основной принцип отношений был наработан белыми мужчинами в Средние века. Мой вывод: сплетение направлений современного социологизирования приводит к возникновению "иной" социологии, - той, которая обладает потенциалом всеобъемлющего понимания социального и объединения социологов во всемирное сообщество.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-11-2011
Михаил Михайлович Соколов Журнал социологии и социальной антропологии. 2010.  Т. 13. № 3. С. 111-132. 
В статье исследуются биографические причины, обуславливающие принадлежность к одной из основных «естественных зон» в петербургской социологии. Исследуется возможный вклад (а) парадигматических принадлежностей, (б) либеральных/ консервативных политических предпочтений; (в) ассимиляционистских/ изоляционистских научных взглядов; (г) конъюнктуры академических рынков труда; (д) происхождения и унаследованных ресурсов. Полученные данные указывают на первостепенное значение идеологических взглядов (связанные между собой либерализм и ассимиляционизм) и унаследованных ресурсов, демонстрируя, что разные «естественные зоны» локального академического сообщества рекрутируют пополнение из разных социальных сред, карту которых они в некотором роде повторяют.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-02-2005
Norbert Wiener Общественные науки и современность. 1994.  № 6. С. 127-130. 
Первая публикация на русском языке статьи, написанной в1951 году. В ней содержатся интереснейшие примеры действия механизма обратной связи в жизни отдельного человека (в медицине), а также на уровне жизни социумов. Человек, с одной стороны, не желает жестких ограничений со стороны исторического прошлого, но с другой и национальные традиции не работают без определенного минимума общности в историческом сознании.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-07-2013
Леонтий Георгиевич Бызов Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2011.  № 4(104). С. 107-130. 
Вниманию читателей предлагается ранее не публиковавшаяся статья одного из наиболее активных представителей Института социальной психологии – выдающегося российского социолога Леонтия Алексеевича Бызова (1886-1942), посвященная как деятельности данного учреждения, так и проводимым в его стенах научным исследованиям. В статье подробно освещена хронология развития Института, уделено внимание основным достижениям научной школы, рассмотрены ключевые научные интересы и парадигмальная принадлежность ее представителей. Материал, подготовленный автором к изданию в 1923г., по причинам сугубо идеологического характера не так и не вышел в свет, и в течении более чем восьмидесяти лет ждал своего читателя.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-12-2005
Vincent Jeffries Социологические исследования. 1999.  № 11. С. 13-17. 
В статье американского социолога приводится анализ четырех принципов интегрализма, производных от идей П.Сорокина. Это следующие принципы: интегральная система истины и знания включает чувство, разум и веру; фокус интегральной науки – альтруизм любви и морали; интегрализм – это глубокая переориентация и новые направления теории и исследований; конечная цель интегральной социальной науки – реконструкция личности, общества, культуры. Текст содержит положения, характеризующие интегральные социологию и общественную науку.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-08-2010
Ольга Эрнестовна Бессонова Журнал социологии и социальной антропологии. 2008.  Т. 11. № 2. С. 15-32. 
Предлагается интегрально-институциональная парадигма цивилизационного развития в качестве новой методологии познания. Эта парадигма по своим фундаментальным основаниям противостоит парадигме двух путей цивилизационного развития, в которой существует извечный антагонизм между рыночно-демократическим Западом и нерыночно-авторитарным Востоком. В основе новой парадигмы лежат холистические и интегральные принципы, в ней осуществляется синтез формационного и цивилизационного подходов на основе институциональной методологии. Теоретическим результатом стало новое понимание структуры социальной реальности, свойств объективных закономерностей и роли действующих акторов, а также глобальной логики цивилизационного развития. В рамках новой парадигмы иначе ставится вопрос о соотношении политики и экономики, при этом опровергается устойчивое, но устаревшее понимание об втоматической связи между рынком и демократией, с одной стороны, и нерыночной экономикой (раздатком) и авторитарной властью, с другой.
ресурс содержит прикрепленный файл