Эксоцман
на главную поиск contacts
В разделе собрана информация о статьях по экономике, социологии и менеджменту. Во многих случаях приводятся полные тексты статей. (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 1023

Опубликовано на портале: 23-04-2004
Anthony Giddens Sociology. 1968.  Vol. 2. P. 257-270. 
В статье 1968 г. "Власть в недавних работах Толкотта Парсонса" Гидденс анализирует теоретические возможности парсоновского структурного функционализма и марксистской теории конфликта для объяснения понятия власти и принуждения в обществе. Начало открытой дискуссии Парсонса и сторонников теории конфликта положила рецензия Парсонса на работу Райта Миллса "Властвующие элиты". Парсонс назвал взгляды Миллса на власть концепцией нулевой суммы (zero-sum concept), когда власть, сосредоточенная в руках отдельной группы или партии, используется исключительно в ее интересах в ущерб интересам всех остальных групп общества. По мнению Парсонса, правильнее рассматривать власть по аналогии с игрой с ненулевой суммой (non-zero-sum game): в этом случае обе стороны, вовлеченные в ситуацию, могут извлечь для себя выгоду. Власть, по Парсонсу, может продуцироваться социальной системой подобно тому, как богатство производится предприятием или экономикой. В интерпретации Гидденса функции власти в государстве у Парсонса аналогичны функциям денег в экономической подсистеме. Власть, как и деньги, выступает циркулирующим посредником (circulating medium) в политической подсистеме. Власть представляет собой некий мандат, который дает возможность его носителям оказывать влияние на подчиненные группы в более или менее широких рамках. При этом использование власти представляет собой средство достижения целей, в которых заинтересованы обе стороны властных отношений: господствующая и подчиненная. Так же как деньги имеют ценность, поскольку являются результатом коллективного соглашения о правилах их использования, власть становится средством для достижения коллективных целей через соглашение членов общества о легитимации лидерских позиций. Легитимация обеспечивает лидеров возможностью принимать политические решения для достижения целей всей социальной системы. Продолжая исследовать взгляды Парсонса на феномен власти, Гидденс отмечает, что власть - это прямая производная авторитета (authority), который представляет собой институционализованную легитимацию, лежащую в основе власти. Авторитет определяется как институционализация прав лидеров, ожидающих поддержки членов коллектива. Парсонс отделяет власть от силы. Согласно Парсонсу, в стабильных политических системах сила обычно используется в качестве последнего аргумента только в тех ситуациях, где другие санкции оказались неэффективными. Таким образом, обладание силой само по себе не может являться достаточным критерием власти. Как полагает Гидденс, для Парсонса легитимация является важным компонентом определения власти. Другой важный, по мнению Гидденса аспект проблематики - это подчиненное поведение (compliant behaviour). Как полагает Гидденс, обычно социологи при изучении конформного, подчиненного поведения занимают одностороннюю позицию, которой Парсонсу вполне удалось избежать. В завершении статьи Гидденс проводит сравнение взглядов Парсонса на власть со взглядами неомарксистов и Р. Дарендорфа. В статье приводятся работы Парсонса "Распределение власти в американском обществе", "Концепция политической власти", "Некоторые размышления о месте силы в социальном процессе", и книга Дарендорфа "Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе".
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-10-2007
Алексей Валерьевич Малинов Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 4. С. 62-92. 
В статье представлена биография русского историка Павла Виноградова (1854-1925), рассмотрена его социально-историческая концепция и концепция социологии права. Виноградов основывается на позитивистской философии и использует понятие "эволюции" для объяснения социальных процессов, прежде всего истории и права.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-10-2008
Л.С. Васильев Общественные науки и современность. 2008.  № 5. С. 152-162. 
В статье рассматриваются два механизма взаимодействия между идеями и теми интересами масс, на выражение которых идеи претендуют. Первый восходит к марксистскому решению "основного вопроса философии", второй – к концепции М.Вебера. Автор полагает, что разница между ними практически сводится к одному пункту – к пониманию природы интересов, а конкретно – к вопросу о том, можно ли в принципе отождествлять интересы людей и их потребности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-05-2006
Анастасия Сергеевна Скороходова Социологические исследования. 1997.  № 9. С. 93-98. 
В статье описываются биография и взгляды Владимира Константиновича Гейнса, носившего псевдоним «Вильям Фрей», который он взял в знак начала новой жизни, уезжая в одну из социалистических коммун в Америке (Фрей – от англ. free). Вначале дается характеристика доктрины религиозного позитивизма, созданного Огюстом Контом в поздний период своего творчества. Религиозными позитивистами стали называть тех последователей Конта, кто принял его учение целиком: как научный позитивизм, так и позитивную религию. Фрей был одним из немногих в России, кто принял позитивную религию Конта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-11-2003
Игорь Анатольевич Голосенко Социологические исследования. 1986.  № 3. С. 203-209. 
В статье на материалах социологических исследований начала XX века раскрывается генеалогия мифа о «русском пьянстве» и прослеживается, когда, как и почему в русском обществе начала складываться традиция чрезмерного употребления алкоголя и как ситуация развивалась дальше (вплоть до 1917 г.) в сельской местности, в городах и в стране в целом. Кратко описываются отношение к такому положению дел общества (прежде всего интеллигенции), государственные действия в области продажи спиртных напитков. Некоторую односторонность делаемых авторов выводов вполне восполняет многообразие анализируемых им фактов, тенденций и закономерностей.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Валерий Дмитриевич Виноградов Социологические исследования. 1999.  № 1. С. 116-121. 
Абсолютизируя государство в качестве основного двигателя и творца исторического процесса, Б.Н. Чичерин полагал, что исследование этого феномена возможно в рамках каждой научной отрасли знания, но под своим "специфическим" углом зрения, в частности, социология изучает государство как соотношение государства с другими социальными "союзами" и, прежде всего, с гражданским обществом. В данной статье автор пробует выявить соотношение "социологического" и "политического", их структурированность в том виде, как их рассматривал Чичерин, обладавший энциклопедическими знаниями философии, права, истории, социологии и политической науки.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-04-2004
Edward B. Shils
Статья известного американского социолога Эдварда Шилза "Центр и периферия" (1961 г.). В ней рассматриваются роли элит и других факторов, формирующих и укрепляющих центральную систему ценностей общества. Шилз пишет о том, что общество имеет центральную зону в структуре общества. При этом центральная зона общества в минимальной степени связана с геометрическими или географическими понятиями: прежде всего центральная зона - это пространство производства и распространения ценностей и верований. Согласно Шилзу, всякое общество имеет свою центральную религию, даже если оно является секуляристским, плюралистическим и толерантным. Также центр общества - это пространство действия, это структура деятельностей, ролей и людей в сети социальных институтов. Так называемое большое общество, по мнению Шилза, проявляется как некоторая совокупность взаимозависимых подсистем: экономики, системы статусов, политики, системы родства и институтов, ответственных за производство ценностей (университетская и духовная система и др.). Каждая из подсистем, представленная некоторым числом организаций, имеет свою элиту, состоящую из групп и отдельных индивидов. Элиты принимают решения о конкретных действиях, основываясь на общих ценностных стандартах, которые образуют центральную систему ценностей общества. Итак, по Шилзу, центральная система ценностей и есть центральная зона общества, потому что, во-первых, общество остается взаимосвязанным, поддерживая ее, и, во-вторых, потому что она поддерживается правящими элитами. Власть правящих классов извлекается из их места (должности) - определенных ключевых позиций в центральной институциональной системе. Различные сектора элит даже в высоко плюралистических обществах, где элиты относительно сегментированы по своей структуре, никогда не бывают равными. Центральная система ценностей включает вторичные и первичные ценности, легитимируя существующее распределение ролей и вознаграждений индивидам. Центральную институциональную систему можно, таким образом, описать через набор институтов, каждый из которых легитимирован центральной системой ценностей. Шилз отмечает, что в досовременных обществах центральная система ценностей имела меньшее влияние: там получили распространение локальные системы ценностей, которые лишь в некоторых случаях в фрагментарной форме были интегрированы в центральную систему ценностей. Когда же общества утрачивали общую координацию, власть ослабляла контроль на местах, а общее экономическое пространство отсутствовало, возможность поддержания общей системы ценностей уменьшалась. Точно также в обществах с высокой степенью неравенства и высоко иерархизированных обществах существует меньше возможностей для формирования общепринятой центральной системы ценностей. С ростом рынков, административных и технологических возможностей власти контакт периферии с центральной системой ценностей возрастает. В современном обществе формирование единого экономического и образовательного пространства, процессы урбанизации увеличили число контактов между представителями различных социальных групп, что в конечном счете укрепило центральную систему ценностей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Summary [статья]
Опубликовано на портале: 23-12-2010
Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2008.  Т. 96. № 4. С. 119-120. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-04-2004
Howard S. Becker, Blanche Geer American Sociological Review. 1958.  Vol. 3. No. 23.
Статья Говарда Бекера и Бланш Гир «Судьба идеализма в медицинской школе» посвящена вопросам профессиональной социализации студентов медицинских школ. Исследуются позитивные и негативные составляющие данного процесса. Отмечается, что студенты приходят в медицинские школы с идеалистическими представлениями как о характере своей будущей профессиональной деятельности, так и о содержании своего образования. Студенты полагают, что на профессиональном поприще их ожидает важное общественное служение, что полученная ими подготовка будет востребованной в их медицинской практике. Однако в процессе обучения студентам приходится расставаться со многими иллюзиями относительно своей профессии и качества получаемого образования. Оказывается, что учебная программа первых лет обучения не предполагает практического знакомства с медициной, то есть взаимодействия с пациентами, и большинство дисциплин имеют лишь отдаленное отношение к врачебной практике. Это ведет к разочарованию в профессиональном образовании и подталкивает студентов к поиску прагматичных и даже циничных стратегий своего поведения во время обучения. Уже в первый год обучения в медицинской школе оказывается провальным с точки зрения усвоения будущими врачами альтруистических ценностей своей профессии. Формируется характерная субкультура студенческого сообщества, характеризующаяся ярко выраженным цинизмом. На втором и последующих курсах содержание обучения меняется ﷓ студенты получают возможность практического использования теоретических знаний, взаимодействуя с «живыми» пациентами: студенты берут клинические интервью, выясняют историю болезни, составляют карту пациента и пытаются ставить предварительный диагноз. Изменения учебныз программ создают новые обстоятельства, однако не восстанавливают прежнего идеалистического отношения к медицинской профессии. Авторы делают вывод, что идеалистические ценности профессионального служения могут быть возрождены, если будет снижено влияние субкультуры студенческого сообщества медицинских школ, субкультуры, ключевым звеном которой является цинизм.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-07-2011
Нонна Робертовна Шахназарян Laboratorium. Журнал социальных исследований. 2011.  № 1. С. 214-217. 
В воспоминаниях воссоздается один день, проведенный автором с Гарольдом Гарфинкелем (1917-2011) и его супругой в их доме в Лос-Анджелесе. В ходе этой встречи Гарфинкелю было сделано предложение войти в состав редсовета журнала.  Автор  описывает,  как  ее  попытка  взять  интервью  у  социолога обернулась противоположной ситуацией, и ей самой пришлось ответить на множество вопросов и услышать рекомендации по выстраиванию профессиональной карьеры.  Подчеркиваются  глубокая  увлеченность  Гарольда  Гарфинкеля  своей профессией, чуткость, безупречный такт и уважение, которые он проявлял к своим ученикам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-04-2003
Роман Николаевич Абрамов
Рецензия на многократно переиздававшуюся в России и на Западе книгу американского социального теоретика А. Тоффлера выстроена в манере временных сравнений. Футурологические прогнозы на конец ХХ века об изменениях основных социальных институтов, сделанные в начале 70-х годов ХХ века, сравниваются с реалиями начала XXI века.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-04-2007
Николай Валентинович Романовский Социологические исследования. 2006.  № 9. С. 13-20. 
Обзор январского (2006) выпуска журнала Международной социологической ассоциации «Current Sociology», посвященного автономной социологии. Основная идея выпуска состоит в том, что социология страны или региона тесно связана с национальными традициями и историей. Автор обзора обращается прежде всего к проблемам соотношения западной и незападной социологии, которые встречаются и на российской почве.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-04-2005
Николай Прокофьевич Василенко Социологические исследования. 1994.  № 2. С. 139-154. 
Биографический очерк о Б.А. Кистяковском, написан Н.П. Василенко, историком и государственным деятелем, автором многих трудов по истории Украины и Западной России, впервые был опубликован на украинском языке в «Записках соцiяльно-економiчного вiддiлу» в 1923. Н.В. Василенко, исследовавший жизнь и творческое наследие, использовал архивные материалы и дневники, которые были ему предоставлены М.В. Кистяковской, в том числе переписка Богдана Александровича с матерью. Б.А. Кистяковский, социолог и правовед, академик Украинской Академии Наук, принимавший самое непосредственное участие в организационной и академической жизни Академии, а позднее Политехнического института в Екатеринодаре. Его научные интересы в года работы в Академии были связаны с историей идеи автономности Украины. Уже в студенческие годы Богдан Кистяковский проявил себя как целеустремленный и талантливый ученый. Несмотря на то, что Кистяковский имел несколько неприятных столкновений с полицией, (1993-1994 провел в тюрьме), он продолжал заниматься наукой. После освобождения Богдан Александрович уехал в Берлине учиться, затем в Страсбургский университет, где в течение семестра слушал курс Виндельбанда. В 1899 в Берлине опубликовал диссертацию «Gesellschaft und Einzelwesen», которая получила весьма благоприятные отзывы в немецкой научной критике. В этом номер журнала опубликованы часть статьи, посвященная студенческому периоду жизни Богдана Кистяковского в России и за границей, началу его научной карьеры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 16-03-2005
Николай Прокофьевич Василенко Социологические исследования. 1994.  № 5. С. 135-140. 
В статье о русском социологе и правоведе, освящена научная деятельность Б.А. Кистяковского в период 1909-1917гг. Этот период интересен для характеристики перемены его общественных взглядов под влиянием революционных событий, для характеристики направления его общественной деятельности. Одним из центральных вопросов статьи является раскрытие мировоззренческих позиций Б.А. Кистяковского на украинский вопрос в контексте распространения конституционных идей и конституционного движения в России. Автор комментирует деятельность Кистяковского в качестве редактора журнала «Критическое обозрение». Особое место занимает полемика Кистяковского по национальному вопросу с П.Б. Струве, вызванная статьей в «Русской мысли» 1911г. «К вопросу о самостоятельности украинской культуры». Идеи Кистяковского о значении российской культуры для украинского народа актуальны и сегодня.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-07-2005
Николай Прокофьевич Василенко Социологические исследования. 1994.  № 4. С. 129-139. 
Продолжение биографического очерка о выдающемся украинском социологе. Текст охватывает период с 1898 по 1919 г. со времени окончания в Страсбургского университета до избрания академиком Украинской Академии наук. Особое внимание уделяется работам, изданным Кистяковским в этот период, его сотрудничеству с журналами, издаваемыми П. Б. Струве и кн. Е.Н. Трубецким, а также научно-преподавательской деятельности в Московском и Харьковском университетах.
ресурс содержит прикрепленный файл