Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Социология: теория, методы, маркетинг

Опубликовано на портале: 16-06-2006
Ирина Марковна Попова Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 3. P. 78-94. 
1989–1991 годы, связанные с кризисом “перестройки” отличались наличием различных вариантов дальнейшего развития. Статья предлагает анализ этих версий и объяснение, почему постсоветские трансформации в итоге привели к “конфронтационно-криминальному” варианту.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2007
Анна Фирковская-Манкевич Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 2. P. 5-23. 
Статья посвящена весьма важному и вместе с тем спорному феномену влияния интеллектуального потенциала человека (измеряемого стандартизированными тестами) в динамическом соотношении социальным происхождением респондентов и их карьерой и социальным статусом во взрослой жизни. Анализ основан на панельном исследовании, проводившемся в Варшаве в течение почти 25 лет, начиная с 1974-го (когда были проанализированы IQ и социокультурные показатели 14 тыс. подростков г. Варшавы) и заканчивая 1995–1999 годами (когда изучались жизненные карьеры и актуальный интеллектуальный потенциал тех же людей уже в 30-летнм возрасте в сопоставлении с их исходным IQ в подростковом возрасте). Результаты анализа показывают, что IQ оказался довольно адекватным прогнозным показателем жизненной карьеры, понимаемой в терминах объективных показателей социального статуса. Однако роль IQ не следует переоценивать, поскольку имеются и другие коэффициенты, которые сложнее измерить эмпирически, например, происхождение или личностные характеристики, также влияющие на жизненную карьеру.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-04-2007
Аркадиуш Карвацкий, Доминик Антонович Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 1. P. 36-70. 
Государственные (а позднее постгосударственные) сельскохозяйственные сообщества в Польше годами формировали специфический синдром “культуры бедности”. Члены таких сообществ не могли получить какой-либо социальный капитал через системы воспитания или образования. Социологи исследуют предпосылки образования андеркласса в среде постгосударственных сельхозработников. Хотя данный процесс развивается в течение многих лет, ряд исследователей выражают сомнения относительно возможности формирования андеркласса в Польше, что может быть связано и с объяснительными, и с терминологическими расхождениями между ними, а также с особенностями моделирования этого феномена. Однако проведенные авторами статьи исследования и анализ литературы дают основания говорить о существовании польского андеркласса (локального характера), который сформировал собственную систему поведения, ценностей и норм, которые можно трактовать как “культуру бедности”.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-09-2012
Наталия Лавриненко, Александр Рудик Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 111-135. 
Анализ ситуации в малом бизнесе с точки зрения уровня представительства женщин, эффективности и условий их труда, а также наличия/отсутствия фактов гендерной дискриминации является целью статьи. Исследование гендерного аспекта малого бизнеса осуществлено на основе анализа данных статистики, вторичного анализа данных экономических и социологических исследований, а также данных собственного исследования методом фокус-групп, Гендерный анализ сферы малого бизнеса привел к следующим выводам: имеет место горизонтальная гендерная сегрегация, когда женщины преимущественно концентрируются в менее прибыльных видах занятости (торговля, сфера услуг, фермерство). Транспорт, связь и строительство — это направления деятельности мужчин-предпринимателей. Условия труда в таких отраслях, как торговля на рынках и в сельском хозяйстве, крайне тяжелые и вредные для здоровья. Нужны немедленные меры по улучшению условий труда женщин, составляющих большинство работающих на рынках. Гендерная дискриминация просматривается в феномене, который отмечали все опрошенные женщины, от женщин чаще и более нагло требуют взятку, чем от мужчин-предпринима телей. По оценке женщин-предпринимателей эффективность их труда с  точки зрения прибылей никак не отличается от труда мужчин, работающих рядом с ними. Большая проблема для женщин, работающих в малом бизнесе, – получение социальной помощи при рождении ребенка. Для наемных работников (как мужчин, так и женщин) в сфере бизнеса проблемой является надлежащее оформление трудовых отношений. Очень часто они работают без оформления трудовых соглашений и записи в трудовой книжке (так называемый теневой рынок труда). Основная гендерная проблема, обнаруженная в разговоре с женщинами — отсутствие рефлексии относительно гендерных проблем общества. Таким образом, в сфере гендерных отношений украинского общества существует конфликт между представлениями о нормативных гендерных ролях, понимаемых преимущественно как традиционные, и реально существующими типами гендерных отношений в семье и на работе, среди которых преобладают гендерно-эгалитарные.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-06-2006
Эльвира Ильюшина Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 4. P. 79-98. 
Глобализация стала весьма популярной темой многих общественных науках. Статья посвящена изучению сущности глобализации как социально-экономического процесса. Автор рассматривает некоторые особенности развитых стран Запада, связанные с глобализацией, с тем чтобы выяснить соответствие западных моделей проблемам украинского общества, в частности задачам построения национального государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2007
Андрей Малюк Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 2. P. 176-196. 
Статья посвящена различным подходам к пониманию современной фазы развития мировой цивилизации, разработанным в рамках глобализационного дискурса и мир-системного анализа. Автор делает ударение на том, что дискурс глобализации и мир-системный анализ являются конкурентными аналитическими перспективами. Если глобалисты считают современный период качественно новой фазой формирования глобальной системы, то сторонники мир-системного анализа полагают, что сущность новой великой трансформации определяет кризис современной мировой капиталистической системы и переход к новой исторической системе. Сопоставление глобализационного дискурса и мир-системного анализа демонстрирует, что последний позволяет получить более ясное представление о социальной реальности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-08-2010
Андрей Бова Социология: теория, методы, маркетинг. 2009.  No. 1. P. 158-168. 
В статье представлена качественная типология уровня доходов в четырех странах: в Украине, Польше, Венгрии и Грузии.. Она описывается в через демографические, социальные и психологические переменные: средний возраст в пределах типа, индекс богатства, самооценка экономических условий в семье, индекс удовлетворенности жизнью, психологический стресс.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-11-2005
Сергей Осмоловский Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 2. P. 185-200. 
Статья посвящена развитию купеческих гильдий в Украине, ставшему предпосылкой превращения купечества в самостоятельный класс предпринимателей. Выделяются экономические, политико-правовые и др. факторы, определившие организационные моменты становления предпринимательства в Российской империи, а затем и судьбу его в Украине.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-06-2005
Татьяна Николаевна Рудницкая Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 1. P. 73-88. 
Various concept approaches make it possible to understand the globalization as transformation of the everyday personal life structures. The special attention is paid to the cultural aspect of globalization processes that bring not only the positives but a real danger when countries and persons can lose their cultural characteristic features. In the one-polar world, the most intensive globalization processes take place in the mass information field, the Internet becomes more significant. It has created a new kind of communication. It affects communicating participants, changes the social and cultural space of personal life. The article is about the involvement of Ukrainian people into the world informational net. The effect of the Internet on user’s personality has been assessed by various age, ethnic, ethno-linguistic and other groups of Ukrainian population.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-06-2006
Виктор Щербина Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 4. P. 158-171. 
В статье анализируется понятие информационного общества, его социальные основы. Автор приходит к выводу о коммунитарной природе информационного общества, определяющей возможные пути его развития.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-09-2012
Абель Полезе Социология: теория, методы, маркетинг. 2010.  No. 3. P. 52-70. 
Высказывая сомнение относительно содержания большинства материалов, где коррупция рассматривается как зло, которое в Украине необходимо искоренить, автор этой статьи предлагает проанализировать и разобрать случаи мелкой коррупции, которая скорее помогает людям выжить, чем обогатиться, — в рамках теории обмена подарками, предложенной Марселем Моссом (Marcel Mauss). Основное внимание в статье сосредоточено на наиболее “коррумпированных местах в Украине: высшее учебное заведение, больница, пост дорожно-патрульной службы, что имеет целью подробный анализ того, что лежит в основе этих сделок. Помимо этого, рассматриваются роли, которые играют действующие лица этих механизмов, что позволяет распознать так называемую переходную зону между разными видами коррупции, — как это видно из примеров, рассмотренных по ходу статьи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2013
Андрей Малюк Социология: теория, методы, маркетинг. 2011.  No. 3. P. 26-46. 
Статья посвящена анализу концептаглобализации, рассматриваемого сквозь призму идей известного экономического социолога и антрополога Карла Поланьи.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-06-2005
Юрий Александрович Чернецкий Социология: теория, методы, маркетинг. 2004.  No. 1. P. 51-62. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-05-2007
Олег Демкив Социология: теория, методы, маркетинг. 2005.  No. 4. P. 104-118. 
Автор анализирует общественно-политический условия распространения теории социального капитала, в частности группового. Исходя из ее контекстуальных предпосылок, рассматриваются проблемы адаптации данной теории к условиям современного украинского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-12-2010
Оксана Валентиновна Некрасова, Валентин Григорьевич Королько Социология: теория, методы, маркетинг. 2007.  No. 1. P. 115-129. 
Анализируя многочисленные американские издания, авторы статьи пытаются объяснять, каким образом социетальная культура может определить характер общественных отношений в компании. Авторы пришли к выводу, что общественные отношения могут соответствовать самым высоким стандартам даже при авторитарной социальной культуре, в том случае если руководство компании вносит свой вклад в развитие демократической организационной культуры.
ресурс содержит прикрепленный файл