Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Российский журнал менеджмента

Опубликовано на портале: 14-08-2005
Евгений Александрович Дорофеев Российский журнал менеджмента. 2004.  Т. 2. № 2. С. 57-72. 
В статье рассматривается одна из основных составляющих агентской проблемы: асимметрия информации и возможность получения менеджментом частных выгод в ущерб собственникам. Наличие крупного собственника-аутсайдера может привести как к усилению контроля над менеджерами, так и к его сговору с ними. В работе представлена поведенческая модель, описывающая эту ситуацию. Модель качественно подтверждает результаты эмпирических исследований о распространенности явления сговора в российской действительности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-03-2007
Владимир Самуилович Магун Российский журнал менеджмента. 2006.  Т. 4. № 4. С. 45-74. 
В статье сравниваются данные четырех массовых репрезентативных опросов, проведенных в 1991-2004 гг. Установлено, что большинство трудовых ценностей российских работников претерпело за 14 пореформенных лет многочисленные изменения, и это свидетельствует о лабильности массовой трудовой культуры и не согласуется с распространенными утверждениями о ее неподатливости изменениям. Существенные изменения произошли и в выраженности двух интегральных ценностных индексов, построенных на основе факторного анализа. Доминантами ценностной «повестки дня», характерной для рассматриваемого периода, оказались базовые, «материалистические» мотивы работников и две стратегии их воплощения в жизнь — стратегия дозированных усилий и стратегия энергичных действий, ориентированных на высокие достижения. Инициативная самореализация, личная ответственность и поиск социального признания остаются пока на периферии трудового сознания россиян.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-08-2005
Марина Юрьевна Шерешева Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 1. С. 53-74. 
В настоящее время розничные сети во всем мире переживают период трансформации, вызванной растущим распространением интегрированных информационных систем. Быстрая конвергенция информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) и возникновение вследствие этого сложных информационных инфраструктур создают новые возможности и проблемы в управлении розничными сетями. В данной статье рассмотрены основные тенденции и перспективы развития розничных сетей в России с учетом указанных изменений. Автор анализирует современный уровень использования ИКТ в управлении российскими сетями и стремится определить основные проблемы, препятствующие переходу от разрозненных ИТ-приложений к информационной инфраструктуре.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-08-2005
Glenn R. Carroll
Ред.: Виталий Леонидович Тамбовцев
Перев.: Татьяна Николаевна Клемина (ориг.: Русский) Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 2. С. 119-138. 
В данной статье я отступаю от общепринятой практики, когда все внимание сосредотачивается на крупных организациях дженералистского типа, и показываю, что использование более широкого экологического подхода приводит к новому пониманию организаций. В качестве примера мною рассматривается газетный бизнес. Экологический подход показывает, что, несмотря на явно высокие уровни концентрации местных рынков, в этой отрасли успешно действует множество мелких специализированных организаций. Для объяснения отношений между организациями-дженералистами и специализированными организациями предложена модель разделения ресурсов (resource-partitioning model). Статистическое тестирование модели, на основе данных о 2808 американских издателях местных газет за длительный период времени, демонстрируют преимущество экологического подхода при анализе отрасли.
Опубликовано на портале: 25-02-2006
Rafael La Porta, Florencio Lopez-de-Silanes, Andrei Shleifer Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 3. С. 97-148. 
В настоящей статье мы используем данные о структуре собственности крупнейших корпораций из 27 экономически развитых стран для установления конечного контролирующего акционера в этих компаниях. Мы выяснили, что далеко не все из них имеют распыленную собственность (widely held), что противоречит созданному А. Берле и Г. Минзом образу структуры собственности в современной корпорации. Исключение составляют страны с очень высоким уровнем защиты акционеров. Наоборот, эти компании, как правило, контролируются либо семействами, либо государством. Контроль акционерного капитала со стороны финансовых институтов гораздо менее распространен. Типично, что контролирующие акционеры имеют значительно больше власти над корпорацией, чем это вытекает из их прав на управление денежными потоками (cash flow rights). Это достигается, главным образом, посредством использования пирамид и участия в менеджменте.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 23-09-2008
Ичиро Ивасаки Российский журнал менеджмента. 2006.  Т. 4. № 3. С. 55-76. 
В России подавляющее большинство акционерных предприятий является закрытыми обществами (ЗАО), которые во многом не соответствуют исконной сути акционерного общества как современного института мобилизации общественного капитала. Это характерно также для отраслей промышленности и связи. Данная статья, основанная на результатах обследования предприятий, проведенного в первой половине 2005 г. совместной группой японских и российских исследователей, представляет собой попытку теоретического и эмпирического объяснения экономического механизма вышеуказанного явления. В ходе проведенного анализа были обнаружены следующие факторы, предположительно оказывающие значительное влияние на принятие реше+ ния о предпочтительности формы ЗАО: а) широкая распространенность структуры собственности с доминирующим положением инсайдеров как следствие массовой приватизации; б) заметное стремление менеджеров к организационной закрытости (closed corporate organization) в условиях неразвитости рынков капитала и менедже+ ров; в) слабый спрос предприятий на капитал; г) сильная ограниченность ресурсов местных финансовых институтов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-09-2008
Александр Викторович Летенко Российский журнал менеджмента. 2006.  Т. 4. № 2. С. 155-158. 
Рецензия на книгу: Берлин А. Д., Григор Г. Э. Корпоративный лоббизм: Теория и практика. М.: Издат. дом Междунар. ун&та в Москве, 2005. 200 с.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-08-2005
Сергей Павлович Кущ, Андрей Александрович Афанасьев Российский журнал менеджмента. 2004.  Т. 2. № 1. С. 33-52. 
В статье анализируются маркетинговые аспекты развития межфирменных сетей в России на основе проведенного авторами исследования 56 российских компаний Северо-Западного региона, представляющих различные отрасли промышленности. Прослеживаются особенности возникновения и тенденции развития межфирменных сетей в России. Приводится классификация уровней управления маркетинговыми взаимоотношениями фирмы в рамках межфирменной сети, рассмотренная с позиции центральной фирмы. Выявляются факторы, влияющие на эффективность управления фирмой маркетинговыми взаимоотношениями и межфирменной сетью, по результатам проведенного исследования дается оценка степени развития каждого из них. В заключении формулируются некоторые практические рекомендации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-09-2005
Clayton M. Christensen, Michael Overdorf
Ред.: Игорь Николаевич Баранов
Перев.: Марат Владимирович Смирнов (ориг.: Русский) Российский журнал менеджмента. 2004.  Т. 2. № 4. С. 97-112. 
Статья посвящена поиску ответа на вопрос, почему компании, обладающие на первый взгляд самыми лучшими товарами, технологиями, методами и формами ведения хозяйственной деятельности, оказываются «вдруг» превзойденными на рынке компаниями с куда более скромными характеристиками. К. Кристенсен с соавтором предлагают концепцию «подрыва» существующего рынка (существующей продукции фирм-производителей) с помощью формирования новой ценности для потребителей (новых потребительских свойств продукции) и осуществления организационных инноваций.
Опубликовано на портале: 19-09-2005
Вадим Валерьевич Радаев Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 2. С. 99-108. 
В статье подробно комментируется проблематика «популяционной экологии организаций», основного исследовательского направления так называемой «организационной экологии». В ней описывается проблематика и основные понятия данного направления, эволюция подходов к решению вопросов о том, откуда возникает разнообразие организационных форм, механизмах их адаптации и отбора. В заключение приводятся основные направления критики подхода популяционной экологии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-12-2008
Ольга Рафаиловна Верховская, Мария Вадимовна Дорохина Российский журнал менеджмента. 2008.  Т. 5. № 1. С. 25-52. 
В статье рассматриваются основные результаты исследования предпринимательской активности в России на основе методики проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Entrepreneurship Monitor — GEM), реализованного в 2006 г. Приводится сравнительный анализ уровня предпринимательской активности в странах-участницах проекта для ранних и устоявшихся предпринимателей. Дается социально-демографическая характеристика предпринимателя, описывается уровень инновационности предпринимательских фирм, оценивается влияние структурных условий предпринимательства на активность населения.
Опубликовано на портале: 15-08-2005
Howard Aldrich
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Российский журнал менеджмента. 2005.  Т. 3. № 2. С. 139-154. 
Организация-первопроходец сталкивается с трудностями иного порядка, нежели организация, которая лишь продолжает ранее начатую традицию и следует по пути тысячи других организаций в данной отрасли. Означает ли такое различие в условиях, что основателям и пионерам необходимы другие стратегии – отличные от тех, что подойдут имитаторам и тем, кто заимствует их опыт? В статье одного из классиков экологического подхода к анализу организаций рассматривается проблема различий между организациями, существующими на ранней и поздней стадиях существования популяции организаций. Статья представляет собой яркий пример научного исследования, выполненного в рамках подхода «организационной экологии». Создание новой организации – рискованный, но отнюдь не глупый шаг. Несмотря на сдерживающие институциональные, межпопуляционные и внутрипопуляционные условия, в которых действуют основатели-первопроходцы, им доступны стратегии, которые повышают шансы на выживание тех, кто готов рискнуть.
Опубликовано на портале: 15-08-2005
Энрико Сантарелли Российский журнал менеджмента. 2004.  Т. 2. № 3. С. 35-46. 
Электронная коммерция как специфический институт доставки товаров в торговле аналогична розничным продажам или доставке заказов по почте. В работе приводятся теоретические доводы за то, что электронная коммерция является способом продать определенные товары и услуги по ценам, которые потенциально ниже, чем таковые в традиционных дистрибьюторских каналах, а также описываются схемы ее распространения в некоторых европейских странах. Автор преследует в своем изложении три основные цели. Во-первых, дать картину распространения поставок через Интернет в европейских странах, показывающую увеличивающуюся важность сделок B2B по сравнению с B2C. Во-вторых, подвергнуть сомнению взгляд на электронную коммерцию как на технологическую революцию указанием на ее природу маркетингового канала, минимизирующего издержки, в частности показав, как при некоторых условиях электронная коммерция оказывается источником преимуществ в трансакционных издержках, аналогичных тем, которые дает заказ по почте. В-третьих, выявить условия, при которых электронная коммерция могла бы достигнуть существенного уровня проникновения в сферу малых и средних предприятий, которые в противном случае были бы вынуждены нести значительные издержки по организации собственного канала дистрибьюции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-09-2008
Ефим Борисович Галицкий Российский журнал менеджмента. 2006.  Т. 4. № 4. С. 132-134. 
Автор статьи высказывает свои наблюдения о состоянии производственных систем (ПС) на российских предприятиях. С его точки зрения, систем как таковых на отечественных предприятиях практически нет, но есть много отдельных элементов с «модными» названиями. Однако, несмотря на отсутствие широкоразвитой культуры использования современных ПС, российские предприятия, по крайней мере, знакомы со многими элементами этих систем и имеют различный практический опыт.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-12-2008
Wayne E. Baker, Jean Fisher, Robert R. Faulkner Российский журнал менеджмента. 2008.  Т. 6. № 2. С. 89-132. 
Предлагаемая нами теория рынка как межвременного процесса интегрирует множество разных теоретических направлений. На основе метода анализа событий мы изучаем разрыв организационных связей между рекламными агентствами и их клиентами, осуществляемый под воздействием трех движущих сил рынка: конкуренции, властных отношений и институционального принуждения. Неформальные «правила обмена», институционализированные на «этапе формирования» рынка рекламных услуг, предполагают «эксклюзивное партнерство» (поддержание отношений с одной фирмой-подрядчиком) и лояльность (редкую смену одной фирмы на другую). Результаты нашего исследования показывают, что в большинстве случаев отношения рыночного обмена между рекламными агентствами и их клиентами являются эксклюзивными и сохраняются на протяжении нескольких лет; однако конкуренция, властные отношения и институциональное принуждение оказывают на них свое воздействие, поддерживая или подрывая эти правила. Институциональное принуждение преимущественно снижает риск разрыва отношений между клиентом и агентством. Наиболее влиятельные рекламные агентства мобилизуют ресурсы, чтобы увеличить стабильность связей, в то время как влиятельные клиенты ведут себя по-разному, мобилизуя ресурсы с целью увеличения или, наоборот, уменьшения этой стабильности. Конкуренция — самая слабая рыночная сила, но ее воздействие вполне определенно и важно: она всегда увеличивает риск разрыва отношений. Наш вывод заключается в том, что рынок институционализируется через повторяющиеся несовершенные модели обмена, поскольку конкуренция и изменение норм, регулирующих продолжительность рыночных связей, дестабилизируют рыночные взаимоотношения.