Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Журнал социологии и социальной антропологии

Опубликовано на портале: 27-03-2008
Рональд Шлейфер Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 167-187. 
В своей статье Рональд Шлейфер дает подробный анализ основным движущих сил потребительского общества в Европе и Америке, появившегося и развившегося на рубеже XIX-XX веков (1880-1930-е годы) и оказавшего влияние на культурные формы познания и понимания. Среди особенностей потребительского общества автор отмечает использование товаров и услуг сверх потребностей, вне представлений об удовольствии от роскоши. Отсюда - особого рода символизм, наличие у товара нечеткой, смутно выраженной ауры, которая сама по себе побуждает к потреблению.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2008
Stuart Ewen Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 27-37. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-09-2007
Елена Ростиславовна Ярская-Смирнова, О. Григорьева Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 1. С. 151-170. 
Статья посвящена анализу способов идентификации народных целителей в условиях современного российского провинциального города и в контексте мировых процессов интеграции медицинских систем. В современных поликультурных обществах данные процессы востребованы плюрализацией жизненных стилей, усложнением спроса и потребления в поле медицинских услуг, различные агенты которого обладают неравным статусом и степенью легитимности. Исходя из данных контент-анализа научно-популярных журналов и качественных интервью, авторы обсуждают противоречивость дискурсивного пространства суждений о народной медицине, приводят комплекс элементов самоидентификации народных целителей, показывая амбивалентность их статуса. Аргументируется прикладное значение этномедицинских исследований в антропологической перспективе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-10-2007
Наталья Анатольевна Шматко Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 5. С. 153-169. 
В статье предлагается социологическая интерпретация понятия "событие поля экономической науки". Исследовав динамику распределения активных свойств экономистов, автор пытается обосновать тезис о "революционном", скачкообразном развитии российского поля экономической науки в 1988-1995 гг. Выдвигается предположение, что роль механизма "события" играли критические флуктуации активных свойств, характеризующих агентов поля экономической науки.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-10-2007
Frederic Lebaron Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. 7. № 5. С. 170-181. 
В данной статье кратко представлены два центральных (и не часто вспоминаемых критиками) аспекта публикаций П. Бурдье, вышедших в период с 1958 по 1966 гг.: тесная, но весьма неоднозначная связь между его работой и экономической наукой как дисциплиной, усиливающей в эти годы свое влияние; и вместе с тем критика, направляемая Бурдье против экономической модели как универсального инструмента социальных наук. Опустив один из этих аспектов, мы рискуем неверно оценить оригинальность интеллектуального проекта и научного габитуса Бурдье, Именно двойственность его позиции делает возможным видение, интегрирующее в себе "экономические и социальные" факторы практик, благодаря вводу в рассуждения, формально инспирированные экономикой, культурных и символических измерений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-12-2010
Михаил Владимирович Синютин Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
Рецензия на книгу: Resnick S.A., Wolff R.D. Class Theory and History: Capitalism and Communism in the USSR. New York and London: Routledge, 2002. – 353 p. (С. Резник, Р. Вольф Классовая теория и история: капитализм и коммунизм в СССР. Нью-Йорк, Лондон: Рутледж, 2002.  – 353 с.)
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 30-10-2007
Михаил Михайлович Соколов, Федор Александрович Погорелов Журнал социологии и социальной антропологии. 2005.  Т. 8. № 2. С. 76-92. 
В статье исследуется фрагментация профессионального сообщества петербургских социологов. На основании результатов анкетного опроса, неформализованных интервью, включенного наблюдения и статистического анализа биографических данных описываются три основные сегмента, ориентированные, соответственно, на институты интернациональной науки, Российскую Академию Наук и отечественные образовательные учреждения. Приводятся данные, очерчивающие биографический и интеллектуальный профиль каждого из сегментов. Во второй части статьи теория символической борьбы Пьера Бурдье используется для объяснения наблюдаемой дифференциации в терминах борьбы поколений петербургских социологов за рынки интеллектуальной продукции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-10-2004
Ch.W. Smith
Перев.: Н.В. Глебовская (ориг.: Русский) Журнал социологии и социальной антропологии. 2002.  Т. 5. № 2. С. 43-59. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-08-2007
Clifford Geertz Журнал социологии и социальной антропологии. 2004.  Т. VII. № 3. С. 153-160. 
Данная работа является примером социального анализа экономического поведения на классическом восточном рынке, называемом базаром. Это одна из традиционных областей исследования экономической антропологии. Работа основывается на эмпирическом материале, полученном в ходе полевого исследования базара в Марокко. Такой тип экономики автор называет «базарной экономикой». Действия экономических агентов в данной экономической системе имеют специфические черты и в значительной степени отличаются от чисто конкурентных рынков неоклассической экономической теории. В связи с этим автор обращает особое внимание на два вопроса, которые придают восточному базару особый колорит: клиентелизация и процесс торга. Первый обеспечивает длительные социальные связи, что существенно отличается от разовых сделок чистого рынка; а второй выражается в том, что дух торга становится более важным, чем установление цены как таковой.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2008
Арсений Хитров Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 66-76. 
В статье модель виртуальной личности сопоставляется с другими личностными моделями, разработанными в новоевропейской культуре. В ходе анализа демонстрируется, что виртуальная личность не является исключительным и новым явлением в истории европейской культуры. Ее основные атрибуты (самоконструирование, бестелесность и множественность) уже не раз обыгрывались как в философии, так и в литературе, а ныне они получили лишь еще одну возможность для объективации — на новом технологическом уровне. Помимо перечисленных выше свойств виртуальной личности важно отметить еще одну — ее принципиальную диалогичность. Автора, пишущего в сетевом дневнике, интересует отклик, который он может получить от удаленного, если перефразировать Мандельштама [1987], собеседника. Его интересует отклик не только знакомых, но и другого, неизвестного сознания. Сетевая личность невозможна без другой сетевой личности. Автор сетевого дневника обращается к себе, к Другому и к себе как Другому. Дальнейшие перспективы рассмотрение данной проблематики можно связать с комплексом явлений, объединяющихся понятием «Web 2.0» [Тим О'Рейли 2005]. Концепция «Web 2.0» родилась как ответ на проблемы «классического» Ин¬тернета («Web 1.0»), представляющего собой малоподвижную, статичную структуру с минимальными возможностями обратной связи. Диалектика «Web 2.0» и «Web 1.0» является также диалектикой потребления и коммуникации. Пассивный потребитель «классического Интернета» становится активно коммуницирующим существом. Однако формы коммуникации, предлагаемые новой суммой технологии, настолько разнообразны, что коммуникация становится не просто передачей информации, но и действием.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-03-2008
Ольга Жлудова Журнал социологии и социальной антропологии. 2007.  Т. 10. № 1. С. 38-59. 
Данная работа посвящена исследованию технологий управления человеческим поведением (брендингу). Многочисленные экономико-социологические и культурологические исследования фиксируют качественные изменения в потребительских практиках, наблюдаемые в условиях развития массовой культуры. Среди них формирование отдельной индустрии, целью которой является производство продуктов для управления поведением потребителей. Основу продуктов этой индустрии составляют различные психо- и/или социотехнологии (в т.ч. и бренд-технологии), осуществляющие управленческое воздействие посредством формирования и тиражирования эмоциональных стереотипов. На начальном этапе каждый бренд представляет собой психо- и/или социотехнологию, которая в своей основе есть определенный способ управления потребителем и направлена на создание у социального объекта (человека, группы, членов организации, социума и т.п.) конкретных осознаваемых или неосознаваемых им психосостояний — ощущений, эмоций, мнений, убеждений, знаний, действий. Потребление брендов как чувственных образов, становящееся для целого поколения формой представления себя другим людям и коммуникаций с ними, позволяет сегодня говорить о том, что они становятся формой, организовывающей потребительские практики, и играют роль механизмов регуляции поведения.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-12-2010
О.О. Гопкало Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 3.
В научном сообщении раскрывается содержание и основные противоречия концепции потребительской революции, ее взаимосвязь с теорией общества потребления, необходимость разграничения и самостоятельного анализа этих явлений. Анализируются интеллектуальные, социальные и экономические предпосылки потребительской революции, систематизируются представления о сущности изменений, описываемых этим понятием. Рассматривается связь потребительской революции и промышленного развития в рамках анализируемой концепции.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 22-07-2003
Римма Павловна Шпакова Журнал социологии и социальной антропологии. 2001.  Т. 4. № 1. С. 62-78. 
Автор рассматривает некоторые важные аспекты учения немецкого социолога Вернера Зомбарта, одного из наиболее выдающихся теоретиков ХХ-го века. Статья представляет собой анализ реальных возможностей и ограничений социологического знания. Показано, что решение главной задачи в этой концепции влечет за собой много новых проблем в разных отраслях социологии и философии. Показаны плодотворные идеи в теоретическом наследии Зомбарта, которые важны для теории и методологии науки и в наши дни.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 01-05-2010
Людмила Ивановна Найденова, Леонид Николаевич Федотов Журнал социологии и социальной антропологии. 2009.  Т. 12. № 2. С. 84-95. 
Статья посвящена понятию внеэкономического капитала, под которым понимается социальный, человеческий, культурный и символический капитал. Эти понятия появились, с одной стороны, для демонстрации универсальности понятия «капитал», а с другой, для обоснования того, что господство экономического капитала неправомерно по отношению к другим, не менее важным видам капитала. В статье рассматривается значение социального и других видов внеэкономического капитала для воспроизводства и развития регионального социума.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 01-12-2010
Александр Дайксель
Перев.: Римма Павловна Шпакова (ориг.: Русский) Журнал социологии и социальной антропологии. 2006.  Т. 9. № 2. С. 6-10. 
В статье обсуждается роль марки как инструмента конкуренции между народами и сообществами. Автор подчеркивает важность культурных оснований марки и связывает происхождение марки с рыночным успехом продукта.
ресурс содержит прикрепленный файл