Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Мир России

Выпуски:
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Юрий Валерьевич Латов Мир России. 2008.  Т. 17. № 2. С. 139-171. 
В данной статье автор предлагает свой взгляд на концепцию, предложенную О.Э. Бессоновой, статья которой опубликована в настоящем номере «Мира России». Автор рассматривает концепцию О.Э. Бессоновой как интересный опыт разработки новой «большой теории» или даже метатеории. Анализ предлагаемой концепции служит поводом для общетеоретических рассуждений о том, каковы основные современные «большие теории», можно ли их синтезировать и что препятствует формированию новой метатеории. В статье рассматриваются сильные и слабые стороны концепции О.Э. Бессоновой. Указывается на ее сходство с некоторыми уже существующими теориями (особенно с теорией К. Поланьи) и на элементы научной новизны. Главным недостатком новой концепции автор статьи считает недостаточную проработку понятийного аппарата и, самое главное, отсутствие анализа механизмов генезиса новых социально-экономических систем. Критике подвергается предложенная О.Э. Бессоновой интерпретация развития российской цивилизации как истории одних только раздаточных экономических систем. На материалах истории российских государств XIII–XVII вв. доказывается, что в рамках российской цивилизации развивались как «раздаточные», так и «рыночные» экономические системы. Поэтому российская цивилизация может развиваться не только в рамках модели «либерального раздатка», но и в рамках других моделей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Владимир Иванович Ильин Мир России. 2008.  Т. 17. № 2. С. 3-21. 
Самого поверхностного взгляда на процесс классообразования в посткоммунистических странах достаточно, чтобы увидеть, как общая тенденция формирования капиталистической экономики и неизбежно сопутствующее ей классообразование облекается в более или менее специфические формы. Из этого наблюдения и вытекает основной вопрос данной статьи: Каковы модели классообразования в посткоммунистических странах и факторы их выбора? Хотя в поле зрения находятся вся совокупность стран, прошедших через этап государственного социализма как разновидности этакратизма, внимание фокусируется в первую очередь на России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Никита Евгеньевич Покровский Мир России. 2008.  Т. 17. № 4. С. 111. 
В статье рассматриваются процессы модернизации, происходящие в сельских районах российского Севера. Несмотря на демографический кризис и видимое умирание всяческой хозяйственной деятельности в деревнях и поселках, социологи, экономисты и социальные географы отмечают возникновение нового уклада, связанного с так называемой «очаговой экономикой» – прямого следствия проникновения глобализационных процессов в эти регионы. Возрастает географическая мобильность населения (во многом вынужденная в данных условиях), повсеместно увеличивают свое присутствие информационные технологии (мобильная связь, цифровое спутниковое телевидение, Интернет), все шире развивается сервисная экономика, создающая экономические очаги вокруг доходоприносящих центров экологического туризма, производства чистой экологической продукции, современных форм рекреации. Все это в комплексе создает противоречивую и контрастную картину конфликта и взаимодействия различных тенденций на огромных и чрезвычайно перспективных территориях.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
С Мизобата Мир России. 2008.  Т. 17. № 1. С. 3-19. 
Социалистическая система и ее трансформация способствовали переосмыслению подходов к государственному управлению и созданию институтов. В данной статье на основе анализа динамики развивающихся стран рассматриваются последствия российской трансформации с точки зрения их влияния на изменения, произошедшие в «третьем мире», а также факторы, определяющие выбор государственной стратегии в развивающихся странах. Такой подход обусловлен успешным опытом восточноазиатских социалистических стран, таких как Китай и Вьетнам. Рекомендации, выработанные в этой статье, могут оказаться полезными в контексте российской трансформации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Татьяна Борисовна Коваль Мир России. 2008.  Т. 17. № 1. С. 122-146. 
В современной России религиозная тема становится одной из наиболее актуальных. Достаточно упомянуть широко развернувшуюся в последнее время дискуссию о клерикализации общества, связанную с письмом академиков Президенту РФ. Действительно, присутствие Русской Православной Церкви во всех сферах жизни общества ощущается все сильнее. Это происходит на фоне увеличения доли россиян, считающих себя православными, из которых, впрочем, лишь незначительная часть является воцерковленными. В этой связи встает вопрос о влиянии учения Русской Православной Церкви (РПЦ) на умы и сердца верующих и о содержании этого учения. В данной статье мы предлагаем обратиться к одному из его аспектов, а именно связанному с этикой социально-экономических отношений, проблемой собственности и богатства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Александр Юльевич Чепуренко Мир России. 2008.  Т. 17. № 2. С. 22-40. 
В статье на материалах международного проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» рассматриваются некоторые количественные характеристики, позволяющие описать нынешнее состояние так называемого потенциального и раннего предпринимательства в России (2006–2007 гг.). В частности, показаны поло-возрастные, мотивационные, поселенческие особенности лиц, собирающихся или уже начавших новое дело. Кроме того, приводятся данные относительно ресурсных возможностей и ограничений для развития раннего предпринимательства в современной России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ирина Петровна Попова Мир России. 2008.  Т. 17. № 4. С. 135. 
Самостоятельность в работе связывается в статье с проблематикой гибкой занятости (флексибильности) – важной черты глобальных постиндустриальных тенденций. Гибкая занятость в российских условиях – ее масштабы, роль и институционализация – во многом остается белым пятном в общем полотне исследований современных процессов. В то же время в российской ситуации актуальны вопросы не только ресурсов и потенциала гибких форм организации труда, но и характера этой гибкости, ее влияния на различные социальные процессы, в том числе эволюцию социально-профессиональной структуры. На некоторые из вопросов дает ответы исследование тенденций самостоятельности в работе как характеристики гибкой занятости, проведенное на базе данных международного мониторингового исследования «Социальные различия в современной России» (опросы 1999 и 2007 гг. проведены Институтом социологии РАН по сопоставимой методике на общероссийской выборке). Анализировались три типа самостоятельности (на основе самооценок работников) – в содержании работы, в ее организации, а также полная самостоятельность. Проведенный анализ позволяет сделать заключения об изменениях в развитии этих типов самостоятельности за прошедшие почти 10 лет, характере этих изменений.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Сесиль Лефевр Мир России. 2008.  Т. 17. № 3. С. 149-170. 
Характеризует ли термин «патернализм» социальную роль предприятий в России? В советский период и после 1991 г.? Если сравнивать российскую ситуацию с той, которая дана в работах историков, описывающих патернализм крупных европейских предприятий в XIX и начале XX века, то можно заметить большое число общих черт: та же необходимость развивать политику привлечения и закрепления кадров и, отсюда, особая важность предоставления ведомственного жилья, и усиление легитимности этой политики через идеологию, религию или мораль. Однако, патернализм российских предприятий имеет существенные отличия, прежде всего, с точки зрения отношений с государством, а также по уровню распространения (обобщения). Патернализм российских предприятий не противопоставляет себя социальной политике государства: в советский период он был ее частью и продолжением; в 90-е годы он частично сглаживал ее слабость. Кроме того, в советский период он не был привилегией отдельных крупных предприятий, это было структурным элементом всей системы социальной защиты в России, и касалось огромного числа предприятий и организаций. Поэтому понятие патернализма здесь может применяться с большой осторожностью, поскольку его понимание в данном случае отличается от патернализма европейских предприятий типа Шнейдер или Мишлен… Такое заключение может измениться в будущем, т.к. лишь небольшая часть предприятий, более крупных и сильных, сможет продолжать проводить социальную политику такого же уровня, как раньше. Ситуация может стать более контрастной в связи с разделением работников по реальной доступности социальной поддержки. Возникновение «отдельного» патернализма, касающегося социальной политики лишь нескольких финансово-индустриальных групп, приближает ситуацию в России к понятию «классического патернализма», описанного в статье, но также заставляет вспомнить понятие «социальной ответственности» предприятий и корпоративную систему пост-советского периода.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Ольга Эрнестовна Бессонова Мир России. 2008.  Т. 17. № 2. С. 108-138. 
В статье вновь поднимается вопрос об историческом характере развития России, который обычно рассматривался в рамках парадигмы двух путей цивилизационного развития «Запад-Восток». Эта устаревшая парадигма не позволяет адекватно соотнести путь России с реальными вариантами развития. Поэтому предложена новая интегрально-институциональная парадигма цивилизационного развития, в основе которой лежит общая теория институциональных трансформаций. В фокусе исследования глобальные закономерности развития цивилизационных матриц и их проекция на траекторию России. На историческом материале прослежена эволюция институтов раздаточной экономики, вскрыты институциональные механизмы типовых исторических сюжетов, характерных для определенных фаз институциональных циклов, а также намечен современный вектор развития России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Р А Ханипов Мир России. 2008.  Т. 17. № 3. С. 132-148. 
Данная работа направлена на рассмотрение современной культуры российского общества, сквозь призму криминальных и тюремных культурных практик. В статье делается попытка анализа культуры взрослых Россиян и молодежной культуры, как во многом обусловленных криминальной и тюремной культурой. Распространенность тюремной и криминальной культуры в «обычной» российской культуре прослеживается через распространенность в обществе таких тюремных культурных практик, как тюремный жаргон, блатная песня, а также криминальных норм и установок, с помощью которых руководствуется российское общество. Тюремная и криминальная культура в значительной степени обуславливают школьное пространство, молодежную культуру, проявления чего можно обнаружить в жаргоне подростков и молодежи, поведенческих и культурных установках. Культура делинквентных группировок в значительной степени обусловлена тюремной культурой. Практики армейской «дедовщины» также репрезентируют тюремные традиции и нормы. Автор приходит к выводу, что одними из основных факторов широкой распространенности тюремной и криминальной культуры в России являются особенности системы тюремного заключения, в которой заключенные содержатся в больших группах, что позволяет научать вновь прибывших заключенных тюремным паттернам, и ретранслировать эти паттерны после освобождения в обычное общество. Широкой распространенности тюремной культуры также способствует сохраняющаяся репрессивная система уголовного наказания в России, когда заключению подвергается значительное количество людей. Массовые сталинские репрессии и амнистия 1953 г. стали основой широкомасштабного распространения тюремной культуры в России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Олег Алексеевич Оберемко Мир России. 2008.  Т. 17. № 2. С. 92-107. 
Написание данной статьи стало возможным благодаря выполнению автором проекта «Социологическое наблюдение ЛПХ в Краснодарском крае» в марте - июне 2007 г., поддержанного Фондом «Общественное мнение»1. Эмпирическую основу проекта составили собранные в ходе экспедиционной поездки с 29марта по 10 апреля 2007г. в три района Краснодарского края интервью примерно с 70 информантами; основу целевой выборки составили фермеры и владельцы личных подсобных хозяйств (ЛПХ), взявшие кредиты в рамках Приоритетного национального проекта (ПНП) «Развитие ЛПХ» через кредитные кооперативы, а также специалисты районных управлений сельского хозяйства. Поводом же для написания статьи послужили дискуссии, которые в разных форматах сопровождали выполнение проекта от начала до конца. В этих дискуссиях с большей или меньшей категоричностью неизменно ставился вопрос: зачем в XXI в. на государственном уровне поддерживать столь архаичную с экономической и правовой точек зрения форму хозяйствования, какой является ЛПХ? Статья представляет собой попытку в русле концепции неформальной экономики (1) предложить ответ на вопрос, зачем поддерживать ЛПХ и (2) показать, что в поддержке ЛПХ меньше экзотики, чем можно подумать.
ресурс содержит прикрепленный файл