Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Социологический журнал

Выпуски:
Опубликовано на портале: 01-08-2003
Давид Львович Константиновский, Галина Анатольевна Чередниченко, Елена Дмитриевна Вознесенская Социологический журнал. 2001.  № 3. С. 101-120. 
Авторы статьи полагают, что работающий студент — это новый социальный тип, обладающий высокой трудовой мотивацией, вполне адаптированный к современным условиям развития рыночной экономики, активный субъект трансформации нашего общества. Однако такой тип студента-работника — привилегированная фигура. Сегодняшнее студенчество представлено также конгломератом непривилегированных групп: студенты из рабочих, малообразованных и малообеспеченных семей, иногородние, живущие в общежитиях, те, кто хочет, но не может найти работу, те, кто подрабатывает тяжелым физическим трудом, то есть те, кто не располагает достаточными социальными и культурными ресурсами, которые могли бы обеспечить активное и инициативное их присутствие в поле высшего образования и на рынке труда. Добиться того, чтобы их доля не продолжала снижаться в общем числе студентов, возможно лишь с помощью государственной поддержки, активизации общественных сил, а также солидаризации и коллективной "самопомощи" студенчества, не уповающего только на патернализм государства. История показывает, что в дореволюционной России существовала широкая система государственной и общественной поддержки студенчества. Это не устраняло, но в значительной степени помогало снизить остроту социальных конфликтов. Этот многообразный российский опыт, во многом совпадающий с основными тенденциями современной поддержки студентов в западных странах, указывает пути смягчения самых острых проблем и противоречий в положении российского студенчества сегодня.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 22-07-2003
Куанышбек Муздыбаев Социологический журнал. 2001.  № 1. С. 5-32. 
В статье анализируются результаты социально-психологического исследования переживания бедности в России в 90-е годы, проведенного в 1997 и 2000 гг. в Петербурге (и в первом и во втором случаях N=700 чел.). Его задачи определение типичных форм атрибуции ответственности за бедность и выявление факторов, препятствующих ее преодолению; сравнительный анализ стратегий совладания с материальными трудностями у бедных и у обеспеченных групп респондентов; определение степени депривации бедных; выявление личностных и социальных детерминант бедности. Особый фокус исследовательских усилий найти верный баланс в индивидуалистическом и структурном объяснении бедности применительно к российской ситуации, разобраться во взаимоотношениях бедных как пополняющейся социальной страты и общества в целом (являются ли бедные ярмом на шее общества в силу своих личностных качеств или общество повинно в их положении вследствие несовершенства своего устройства). В объяснении причин бедности автор опирается на закономерности атрибутивных процессов (атрибутивные теории) прежде всего, недооценку значения ситуационных переменных и переоценку диспозиционных (личностных) влияний на результаты деятельности; различия в интерпретации поведения самим индивидом и посторонним наблюдателем; различия в атрибуции ответственности за успехи и неудачи (успех чаще приписывается личностным качествам, неудача обстоятельствам).Специальные шкалы и психологические тесты, адаптированная методика Дж. Фейгина привлечены для выявления основных стратегий совладания с материальными трудностями (автор выделяет 14 стратегий), анализа личностных характеристик малоимущих во взаимосвязи с атрибуцией ответственности за бедность, описания стратегий совладания с экономической депривацией. Один из основных выводов статьи в пользу большей корректности структурных объяснений современной российской бедности над индивидуалистическими. Продуктивные социальные навыки, позитивно ориентированный тип личности формируются только в условиях социального порядка и возрожденной экономики, обеспечивающих мотивацию созидания и достижения.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-07-2003
Василий Дмитриевич Патрушев Социологический журнал. 2001.  № 4. С. 128-134. 
Анализ материалов советско-американского (Псков и Джексон, 1986), советско-финляндского (Псков и города Финляндии, 1986/1987) исследований бюджетов времени населения, а также аналогичных исследований в Пскове (1995 и 1997/1998) позволяет автору сравнить повседневную деятельность промышленных и строительных рабочих России, США и Финляндии. В России и США обследовались соответственно рабочие Пскова и Джексона, а данные по Финляндии репрезентативны для промышленных и строительных рабочих страны. В данном случае вниманию читателей предлагается компаративный анализ затрат времени по основным сферам жизни: работа, домашний труд, свободное время.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 28-07-2003
Андрей Юрьевич Ашкеров Социологический журнал. 2001.  № 3. С. 71-87. 
Антропологический и экономический подходы к социальному обмену обусловлены не столько различиями в предметных областях, сколько неявными предположениями, характерными для антропологии и экономики. Экспликация этих предположений позволяет прояснить меру взаимозависимости символического и экономического обменов. Без подобного прояснения, по мнению автора статьи, нельзя распознать институциональные и поведенческие формы запечатления этой зависимости в социальных и мировоззренческих ансамблях различных исторических эпох.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию