Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Вопросы образования

Опубликовано на портале: 31-12-2010
Леонид Иосифович Полищук, Эрик Ливни Вопросы образования. 2005.  № 1. С. 70-86. 
В статье анализируются стимулы российских вузов предоставлять качественное образование, которые складываются под воздействием конкуренции и сигналов с рынка труда. Показано, что в отличие от других секторов экономики либерализация и конкуренция сами по себе не обеспечивают должного уровня инвестиций в качество ни в массовом, ни в элитном сегментах высшей школы. В работе обсуждаются различные механизмы взаимодействия рынка труда и вузовского сектора, а также меры государственной политики и иные методы коррекции «провалов» образовательного рынка.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-02-2011
Владимир Ефимович Гимпельсон Вопросы образования. 2004.  № 1. С. 100-102. 
Предлагаемая статья была написана почти 35 лет назад, и с тех пор «много воды утекло» в сфере экономических исследований образования в США. Тем не менее она и сегодня представляет определенный интерес для российских специалистов. Эта статья поднимает крайне актуальную для нас проблему: от чего зависит заработная плата учителей и как добиться ее повышения? Все согласны c тем, что слишком низкая зарплата учителей разрушительна для системы образования, но гораздо меньше согласия в том, как ее можно повысить. Вывод из этой статьи очевиден: стимулирование конкуренции за учителей — вот то главное, что ведет к росту оплаты их труда. Этот вывод был позднее неоднократно подтвержден с использованием более полных данных и более совершенной техники анализа. Более того, простое увеличение финансирования школ, не подкрепленное реформами внутри системы школ, никак не сказывается на уровне оплаты труда в школах
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-02-2011
Джон Лэндон, Роберт Бэйрд Вопросы образования. 2004.  № 1. С. 90-99. 
Анализ взаимосвязи монопсонии на рынке труда и уровня заработной платы невозможен без эмпирической проверки данных. Наиболее удобными для проверки этой взаимосвязи представляются региональные рынки, поскольку там неценовые аспекты заработной платы, по сути, сводятся к требованию о наличии у претендентов на работу определенных навыков, а степень концентрации может изменяться в достаточно широком диапазоне. Убедительнее всего процедура проверки выглядит при одновременно высоком уровне навыков и умений и низкой перекрестной эластичности предложения труда преподавателей и занятых в других секторах экономики. В настоящей работе делается попытка изучить влияние монопсонии на примере рынка труда преподавателей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Эрик Ханушек, Деннис Кимко Вопросы образования. 2006.  № 1. С. 154-193. 
Прямые индикаторы качества рабочей силы по результатам международных тестов по математике и естественным наукам тесно связаны с экономическим ростом. Результаты тестов, рассчитанные с помощью косвенной спецификации, указывают на следующие причинно-следственные связи: прямые расходы на школы не связаны с различиями в результатах учащихся; влияние качества рабочей силы на темп экономического роста сохраняется, даже если исключить страны Юго-Восточной Азии; и, наконец, различия в доходах американских иммигрантов напрямую связаны с качеством образования, полученным ими в стране происхождения. В то же время последние оценки влияния качества рабочей силы на производительность на микроуровне порождают неопределенность относительно масштаба его воздействия на экономический рост.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Елена Владиславовна Савицкая, Илья Аркадьевич Прахов Вопросы образования. 2007.  № 1. С. 133-152. 
В статье дается описание свойств и составляющих образовательного кредита, анализируется роль государства как гаранта студенческих займов в условиях информационной асимметрии. Показаны различные формы кредитования, виды и элементы студенческих кредитов. Представлен опыт образовательного кредитования в западных странах (США, Швеции, Германии, Австралии), а также в государствах СНГ.Во второй части статьи строится модель стимулирующего контракта при образовательном кредитовании. На основе теории агентских отношений предлагается способ снижения риска невозвращения кредита путем предоставления студенту права на отсроченные платежи по кредиту и льготный период. Моделью предусматривается возможность для банка менять процентную ставку в зависимости от успехов студента.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Джеймс Розенбаум, Рик Сеттерстен, Кария Такехико Вопросы образования. 2006.  № 3. С. 153-195. 
Переход от школы к работе создает серьезные проблемы и для американской молодежи, и для работодателей. Поскольку теории, взятые по отдельности, с трудом концептуализируют причины этих проблем, настоящая статья дает обзор сразу четырех теорий, проясняющих разные аспекты этого процесса: теории сегментированного рынка труда, теории человеческого капитала, теории сигналов и теории сетей. Кроме того, наш обзор сравнивает систему перехода, сложившуюся в Америке, с системами перехода, существующими в Японии, Германии и Великобритании. Это позволяет обнаружить теоретические и практические вопросы, недостаточно освещенные или слабо проанализированные в американской литературе. Мы разворачиваем теорию сигналов с тем, чтобы рассмотреть, каким образом молодежь использует сигналы, как работодатели используют спорные сигналы (например, возраст) и при этом игнорируют потенциально более информативные (например, оценки), отдают предпочтения сигналам, эффективным в краткосрочном периоде, но неэффективным в долгосрочном. Мы расширяем теорию сетей таким образом, что она включает и личные контакты, и институциональные связи. Мы выявляем, каким образом плохие сигналы могут воздействовать на планы и мотивацию молодых людей, что последние перестают реагировать на запросы рынка, а также как институциональные сети могут влиять на учебный процесс и процесс вхождения в занятость в Соединенных Штатах. Рассматриваются выводы, значимые для развития теоретических представлений, разработки политических решений и проведения дальнейших исследований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Наталья Владимировна Бондаренко, Марина Дмитриевна Красильникова Вопросы образования. 2005.  № 1. С. 264-275. 
В данной работе представлены результаты исследования, проведенного Левада-центром и ГУ-ВШЭ для Федерального агентства по образованию. Целью данного исследования являлось изучение требований работодателей к профессиональной подготовке работников. В его рамках проводился опрос руководителей предприятий и организаций шести основных секторов экономики (за исключением сельских районов). На предприятиях исследуемых секторов экономики занято около половины работающего населения России, поэтому по данным исследования можно также судить о массовых тенденциях и требованиях к работникам на российских предприятиях и одновременно выявить специализированные запросы предприятий отдельных секторов экономики. Помимо сравнения предприятий различных отраслей, мы стремились также исследовать характер запросов предприятий разной степени успешности. С помощью определенного набора оценочных индикаторов была сконструирована стратификационная модель, согласно которой предприятия классифицировались как «неуспешные», «средние» или «успешные». «Неуспешные» предприятия имеют более чем скромные показатели экономической деятельности, и для них характерны процессы «сворачивания» производственной деятельности. Имея весьма ограниченные ресурсы, эти предприятия обрастают целыми «гроздьями» социально-экономических проблем (низкая оплата труда и сокращение работников, отсутствие средств на модернизацию оборудования, невыплаты по обязательствам и т.д.). И наоборот, «успешные предприятия» — это предприятия, имеющие достаточные финансовые ресурсы для проведения реструктуризации, для внедрения новых технологий, для перехода на выпуск новой продукции, для активного расширения сферы своей деятельности. Успешные предприятия, занимающие лидирующее положение и задающие динамику экономического развития, одновременно становятся ориентирами и на рынке труда. В рамках данного исследования удалось выявить Статистика и социология образования и охарактеризовать наиболее значимые различия в запросах на рынке труда успешных предприятий по сравнению с большинством других («массовым» потребителем), а также оценить степень удолетворенности работодателей из «успешного» сектора качеством подготовки рабочей силы на рынке труда в настоящее время.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Геннадий Николаевич Константинов, Сергей Ростиславович Филонович Вопросы образования. 2007.  № 1. С. 49-62. 
В статье обсуждается концепция предпринимательского университета как института, способного справиться с проблемами современного высшего образования, обусловленными переходом к «обществу знания». Авторы дают определение предпринимательского университета и предлагают матрицу, позволяющую оценивать уровень предпринимательской активности университета и осуществлять стратегическое планирование его деятельности. Показано, какую роль предпринимательские университеты могут играть в индустриальных кластерах и какое значение для их развития имеет формирование социальных сетей выпускников.
ресурс содержит прикрепленный файл