Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 20-10-2008
Михаил Александрович Краснов Общественные науки и современность. 2008.  № 5. С. 68-79. 
Автор ставит вопросы, почему современная цивилизация сохранила институт главы государства, каковы его природа и предназначение, является ли он случайным в истории или отражает некую глубинную социальную потребность. Приводятся высказывания ведущих российских и зарубежных политологов о роли монархов в политических системах различных государств. Выдвигаются идеи трансформации монархической власти в президентство, где институт главы государства воспринимается как рудимент абсолютной монархии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-05-2004
Людмила Петровна Евстигнеева, Рубен Николаевич Евстигнеев Общественные науки и современность. 2004.  № 1. С. 114-125. 
Авторы анализируют тенденции, развивающиеся в глобализирующейся экономике последних десятилетий, особо подчеркивая роль финансового капитала в создании системной целостности экономики. Отмечается качественный поворот от неолиберальной глобализации к нелинейной синергетической, определившей существенные изменения в социально- экономических компонентах этого процесса. Представлены параметры неолиберального и синергетического типов глобализации. Подчеркивается, что в новых условиях принципиально изменяются и международное, и внутригосударственное экономические пространства. Злободневной становится проблема взаимодействия рыночной либерализации с системой цивилизованных (национальных) ценностей. Отсюда – новое представление о роли регионов в процессе глобализации, а также и о роли территорий в российской трансформации. В этих проблемах авторы особо выделяют вопрос о замещении дилеммы “рынок – государство” дилеммой “капитализация – государство” и показывают объективные барьеры, возникшие на стыке этих двух дилемм. Рассматривая вопрос о позиционировании России в глобальной экономике, авторы особо акцентируют внимание на его региональном аспекте, на важности превращения России в центр экономического притяжения сопредельных государств, прежде всего стран–членов СНГ, с перспективой превращения их в одну из мощных открытых мировых группировок типа ЕС.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-09-2004
Г.В. Пушкарева Общественные науки и современность. 1997.  № 5. С. 77-86. 
В статье приводится аналитический обзор некоторых теоретико-методологических концепций, объясняющих феномен государственной бюрократии в современном обществе. Дается определение термина “ бюрократия ’ как социальной группы и системы организаций, создаваемых органами публичной власти для максимизации своих функций. В историческом аспекте рассматриваются теории государственной бюрократии, воздействие на нее социальной окружающей среды. Автор считает, что современная бюрократия не является монолитным иерархическим образованием, а состоит из множества учреждений, агентств, ведомств, каждое из которых зависит от ресурсов, поступающих как из госбюджета, так и от заинтересованных групп. Государственная бюрократия выработала внутренние механизмы интеграции, саморегуляции и адаптации к окружающей среде. Почти во всех странах существует система нормативных актов, обеспечивающих поддержку и защиту ее социального статуса в обществе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-06-2006
Станислав Генрихович Туронок Общественные науки и современность. 2006.  № 4. С. 32-38. 
В статье дается сравнительный анализ проблем реформирования административно-государственного управления в разных странах. Общей проблемой для большинства стран автор считает резкое падение доверия со стороны общественности к государственной службе и гражданским служащим. Поэтому административная реформа предполагает формирование качественно новых отношений между государством и гражданским обществом. В России повышение доверия граждан органам государственной власти – одно из приоритетных направлений реформирования системы государственной службы. По мнению автора, существенную пользу в решении этой задачи может принести изучение опыта зарубежных стран с учетом национальной специфики России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-04-2004
Е.В. Белокурова Общественные науки и современность. 1999.  № 2. С. 45-54. 
В статье рассматривается взаимодействие государства и заинтересованных групп на примере Германии, характеристики этого взаимодействия, факторы, под воздействием которых оно трансформируется. Для этого используются плюралистическая и неокорпоратистская модели. Автор дает определение “третьего сектора” как заинтересованных групп в области социальной политики, описывает формы взаимодействия государства и организаций “третьего сектора” в парламенте. Систему взаимодействия, сложившуюся в последние годы в Германии, автор характеризует как смешанную, с новыми плюралистическими элементами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-01-2004
Ирина Львовна Тимонина Общественные науки и современность. 2000.  № 3. С. 32-45. 
В тексте рассматривается взаимосвязь процессов регионализации японской экономики и трансформации иерархической модели взаимодействия центра и периферии. Показано, что эволюция региональной экономической политики в период после Второй мировой войны осуществлялась путем поэтапного отхода от норм и практики жесткой системы регулирования хозяйственного развития территорий «сверху». Подчеркивается недостаточность модернизации в этой сфере: реформы местного самоуправления 1980-х гг. не затронули вопросы бюджета и налогообложение, права муниципалитетов распоряжаться землей и выпускать местные займы и т.п. Автор убеждена, что иерархическая вертикаль власти в Японии постепенно утратит свою жесткость, и отношения между муниципалитетами и государством приобретут черты равноправного партнерства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-03-2004
Общественные науки и современность. 1999.  № 1. С. 5-17. 
Ученые, собравшиеся за “круглым столом” журнала (Н. Симония, А. Эльянов, В. Гельбрас, А. Солоницкий, А. Федоровский), анализируют типы взаимодействия государства и экономики в странах, вставших на путь рыночной трансформации, прежде всего в странах Юго-Восточной Азии. Рассматривается роль государства в процессе становления новой экономики, причем акцент делается на том, что рыночная трансформация требует не устранения государства из хозяйственной жизни, а радикальной модификации его функций. Уточняются положения об особенностях “догоняющего развития”. Специально анализируется феномен “азиатских драконов” и “экономического чуда” в Юго-Восточной Азии, взаимодействия государства и бизнеса в Южной Корее, на Тайване, в Таиланде и Индонезии. Ставится вопрос об использовании азиатского опыта в ходе российских реформ. При этом сравнение азиатских и российских реалий, прежде всего поведения элит, делается не в пользу России, отмечаются и схожие черты в формировании там и тут бюрократического капитала, и отечественная специфика. В частности, В. Гельбрас делает вывод о схожести отношений государства и бизнеса в России и КНР.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-02-2007
Виталий Леонидович Тамбовцев Общественные науки и современность. 2007.  № 2. С. 69-77. 
В статье анализируются направления влияния гражданского общества на экономику. Отмечается существенный вклад в ВВП неправительственных организаций (НПО) США и других развитых стран и рассматриваются варианты взаимоотношений власти, бизнеса и гражданского общества, при которых может быть достигнут максимальный эффект для всего общества. Исследуются способы воздействия государства на развитие гражданского общества. С этих позиций рассматривается готовящееся законодательство о стандартах государственных услуг в России и делается вывод о его серьезных изъянах, способных поставить преграды на пути эффективного развития гражданских инициатив в стране.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-06-2004
Леонид Соломонович Мамут Общественные науки и современность. 1996.  № 4. С. 45-54. 
В статье рассматриваются две группы представлений о государстве: сфокусированные на внешний облик государства, его композицию; соображения относительно его функциональных свойств, роли, выполняемой в жизни людей. Автор для их анализа избрал историко-теоретический подход, полагая, что именно он позволяет раскрыть идейное происхождение конструкций современного политического сознания, обнаружить изначальную разнородность представлений о государстве. Автор приходит к выводу, что ошибочно объявлять только права и свободы индивида единственной высшей ценностью в обществе, равно как и лишь права и свободы “коллективного гражданина”. Уровень цивилизационной зрелости государства, характер его устройства и деятельности детерминируются социальными качествами, политико-правовой культурой, гражданско-нравственной позицией членов государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2004
Алексей Валентинович Улюкаев Общественные науки и современность. 1998.  № 5. С. 5-18. 
Автор характеризует процесс выхода из социализма прежде всего как сокращение государственного патернализма, рассматривая отдельные его аспекты: приватизацию, снижение доли государственных изъятий, реформирование социальной сферы, развитие контрактного права. Ставится вопрос не только о том, как выходить из социализма, но и куда выходить. При этом Россия сравнивается со странами Запада, отнюдь не одинаковыми по доле государственных расходов в ВВП. Исследуются социальные и политические ограничения переходного процесса в разных странах, рассматриваются ситуации, когда открываются “окна возможностей”, либо случаи, когда сложившийся в обществе социальный баланс не готов принять ужесточение макроэкономической политики. Выделяются 4 параметра, по которым можно судить об открытии “окна возможностей”: наличие кризиса в системе; глубокого экономического кризиса; отсутствие близко расположенных политических ограничений (избирательные кампании); наличие программы преобразований и способной ее реализовывать команды. Отмечается, что к началу 1997 г. “окно возможностей” в России было открыто, но к концу года оно закрылось.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-08-2004
Андрей Николаевич Нестеренко Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 49-54. 
В статье анализируются различные концепции субъекта власти в демократическом государстве. Ставится вопрос: кто является реальным субъектом власти? Приводятся два варианта ответа на этот вопрос. Первый – пример политической системы СССР и иных социалистических государств, где демократия строилась на идее диктатуры пролетариата и крестьянства. В этой системе гражданин – не субъект политико-правовых отношений, а объект. Второй вариант – либеральная демократия, основанная на правлении большинства свободных граждан. Здесь гражданин – самостоятельный субъект политической системы, первичный по отношению к самому государству. Автор считает такую модель ближе всего подходящей к “идеальному” пониманию демократии как формы правления всего народа.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-06-2004
Евгений Иванович Шохин Общественные науки и современность. 1995.  № 6. С. 5-17. 
Поводом для интервью А.Шохина стала подготовка к парламентским выборам 1995 г., в ходе которой он выступил как один из авторов программных документов избирательного блока “Наш дом — Россия”. Дается краткая характеристика реформирования страны в 1992—1995 гг., отмечаются как успехи, так и неудачи прошедших лет, обрисовывается ситуация, сложившаяся в экономике к середине 1995 г. Автор предлагает свои ответы на вопросы, находившиеся в то время в центре дискуссий, затрагивая различные темы от социальной политики до проблем интеграции. Кратко излагаются основные принципы экономической программы НДР, отмечается, что она шире правительственной программы; дается характеристика избирательной ситуации лета – осени 1995 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-02-2005
Ю. Монич Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 15-18. 
Статья предваряет следующую за ней публикацию венгерского классика экономической мысли. Отмечены проблемы, с которыми столкнулись при переходе от государственно-плановой к рыночной экономике как в странах Центральной и Восточной Европы, так и в России, и их интерпретация в работах Я.Корнаи. Прежде всего акцентируется внимание на финансовых и бюджетных проблемах, в частности рассматриваются вопросы, связанные с процессом формирования российского бюджета на 1994 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2004
Виктор Владимирович Сумский Общественные науки и современность. 1998.  № 6. С. 64-70. 
В статье анализируется взаимоотношения военно-бюрократического режима Индонезии и ее финансовых элит. Показано, что оживление финансового и фондового рынка страны, произошедшее в последние десятилетия ХХ в., было достигнуто за счет серии мер авторитарного правительства по либерализации экономики, отказу от протекционизма в торговле и поощрению иностранных инвестиций. Однако по мере накопления ресурсов отдельные опекаемые государством бизнес-группы (включая состоявшие из домочадцев президента Сухарто) предпочли дистанцироваться от носителей власти. В условиях экономических потрясений, охвативших Восточную Азию в 1990-е гг. (обвал фондового рынка и курса рупии), нарушение симбиоза «бюрократия – крупный бизнес» привело к кризису индонезийской политической системы и отставке главы государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 14-05-2004
Виталий Леонидович Тамбовцев Общественные науки и современность. 1999.  № 4. С. 44-53. 
Автор рассматривает институциональные изменения, произошедшие в российской экономике в 1990-е гг. Анализу предшествует описание основополагающих принципов в этой сфере, вытекающих из работ зарубежных ученых — Д. Норта, Б. Вира, Т. Эггертссона, Дж. Найта и др. В нашей ситуации, по мнению автора, особое значение приобретает рынок институтов (и экономических, и политических), на котором конкурируют институты как способные принести ту или иную выгоду либо хозяйствующим субъектам, либо политическим игрокам. Причем, на этом рынке присутствует и государство, принуждая игроков следовать тем или иным правилам. На основе такого теоретического анализа автор пытается ответить на вопрос: какие институты исчезли, а какие появились у нас за последние 10 лет, какие возникли принципиально новые правила хозяйственного поведения. В целом, считает автор, ныне в стране сложился рынок разнотипных институтов обмена, и причина этого положения в том, что оно выгодно (а значит эффективно) тем социальным силам, от которых зависит как введение новых формальных правил, так и формализация бытующих неформальных практик.
ресурс содержит прикрепленный файл