Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 11-05-2004
Алла Евгеньевна Чирикова Общественные науки и современность. 2004.  № 3. С. 71-80. 
На основе исследования, проведенного в рамках проекта “Молодые специалисты на государственной и муниципальной службе” (руководители: В.Магун – Россия; Р.Брим – Канада), автор анализирует формальные и неформальные практики при отборе и продвижении кадров в региональных и муниципальных органах власти. Показаны принципы формирования региональных кланов бюрократии. Отмечается значительная роль неформальных практик управления политической ситуацией в регионах, выявляются основные инструменты, используемые для этого бюрократией.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2004
Галина Алексеевна Монусова Общественные науки и современность. 2004.  № 3. С. 61-70. 
В статье рассматривается одна из наиболее острых проблем – политика приема на государственную службу и обеспечение карьерного роста. Анализируется процесс найма и закрепления молодежи в федеральных органах исполнительной власти. В основе статьи – структурированные интервью с руководителями среднего звена ряда федеральных министерств и и комитетов. Описывается технология поиска и отбора кадров на государственную службу, требования предъявляемые к кандидатам, каналы поиска. В ходе интервью выяснились мотивы, которые привлекают и задерживают молодежь на государственной службе. Автор приходит к выводу, что влияние старой советской культуры чиновничества остается достаточно сильным.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-02-2005
Виталий Аркадьевич Найшуль Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 5-14. 
В интервью директора Института национальной модели экономики В.Найшуля излагаются взгляда на экономические реформы с позиций теории бюрократического торга, или экономики согласований. Ученый отмечает, с одной стороны, органичность либерализации экономики для России, а с другой – проблемы, связанные с политическими процессами вообще и спецификой деятельности государственных служб в частности. Отмечается, что ситуация бюрократического рынка перетекла из советского времени в постсоветское, то же можно сказать и о сложностях, связанных с распространением в стране псевдоколлективизма и т.п. Акцентируется необходимость предельной либерализации экономической жизни; команда реформаторов обвиняется в недостаточном либерализме.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2004
Георгий Александрович Сатаров Общественные науки и современность. 2004.  № 2. С. 60-69. 
Статья в некоторой степени продолжает предшествующую публикацию автора в “ОНС” (2002, № 6), развивая идею редукции отношений от более сложных к более простым. Даются характеристики определений коррупции и модели агентских отношений. Рассматриваются признаки коррупционного поведения в ситуации агентских отношений, причем в анализ вводится понятие “отношения услуги”, а также “дарения” и “обмена”, проанализированные в предыдущей статье. Характеризуются нормативная модель услуги и отношения к ней. На основе проведенного анализа исследуются рутинные коррупционные взаимодействия. Отмечается значение ситуаций неопределенности и негативной аффективности для развития коррупции. Делается вывод, что именно ненормативный характер реализации отношений услуги приводит к их редукции к отношениям обмена и дарения, сопряженным с коррупцией. Следовательно, важно повышать определенность взаимодействий в рамках отношений услуги, лишать их негативной аффективности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-10-2008
Владимир Львович Римский Общественные науки и современность. 2008.  № 5. С. 59-67. 
В статье анализируются особенности взаимодействия граждан и государственных служащих, выделяются универсалистские и партикулярные способы его осуществления. Подчеркивается, что в России и граждане, и государственные служащие в большинстве случаев строят свои взаимоотношения на партикулярных принципах, чему способствует неравенство статусов чиновника и гражданина как просителя. Отсюда – рациональность участия во взяточничестве не только государственных служащих, но и граждан, которые считают, что только так они могут решить свои проблемы. Взятка рассматривается и как способ уравнивания социальных статусов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-10-2008
Светлана Юрьевна Барсукова Общественные науки и современность. 2008.  № 5. С. 36-47. 
В статье излагаются различные подходы к исследованию коррупции, особенности анализа этой проблемы экономистами и экономсоциологами. Анализируются влияние коррупции на развитие общества, а также изменения в российской коррупции в связи с переходом от олигархического к государственно-корпоративному капитализму.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-08-2004
В.А. Козлов Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 68-79. 
В статье характеризуется обострение «крамольных» настроений в советском обществе эпохи идеологического кризиса коммунизма. Особое внимание уделяется интерпретации событий середины 1960-х и конца 1970-х годов. Свертывание критики И.Сталина в 1965 году было уступкой власти «народному сталинизму», являвшемуся идеологической оболочкой выражения недовольства условиями жизни. Однако это вызвало резкое недовольство интеллигенции и появление диссидентского движения. Отказавшись от «подпольщины» и сделав ставку на гласность, диссидентское движение облегчило работу политического сыска. Оно страдало от недостатка формальных связей и идеологической сплоченности. В то же время запросы населения были частично удовлетворены властями. Поэтому стыковки интеллигентского и народного движений не произошло. Власти, хотя и шли на неконституционные меры, прибегали к тонкому регулированию активности репрессий, все чаще ограничиваясь «профилактированием», то есть запугиванием менее активных участников движения и сочувствующих. Новые выступления начались в 1977 и 1981 годах увязываются с националистическими движениями, которые имеют не только пропагандистский, но порой и террористический характер.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-10-2004
Александр Александрович Аузан Общественные науки и современность. 2004.  № 5. С. 16-23. 
Автор отмечает, что в стране нет ни экономического, ни политического, ни социального кризиса, а есть кризис ожиданий. В своих ожиданиях оказались обмануты все – и власть, и бизнес, и население. Отсюда – необходимость заключения нового общественного договора. Анализируются проблемы тории социального контракта и их приложение к современной России. Отмечается, что ныне общество и власть созрели для его заключения. Главный вопрос – каков будет этот контракт – гоббсовский, где все диктует государство, или локковский, предполагающий диалог между сторонами. По мнению автора, события 2003 г. свидетельствуют о том, что власть приняла гоббсовский вариант. Однако в нем есть лакуны, и надо работать, чтобы по возможности расширять их.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-04-2004
Алексей Васильевич Кива Общественные науки и современность. 1999.  № 3. С. 25-37. 
Произошедшие в России в 1990-х перемены автор характеризует как буржуазно-демократическую революцию. Криминализацию общественных отношений он рассматривает не только как неизбежное последствие глубоких социальных потрясений, но и как результат плохо продуманных реформ, связанный с разрывом между идеями разрушения старого строя и построения нового. Отмечаются объективные и субъективные причины слабости власти 90-х гг., не способной противостоять криминалу. Сравниваются ситуации в России, с одной стороны, и в Китае, Японии, Индии — с другой. Делается вывод, что в России можно было бы избежать криминализации демократической революции, основная вина за которую возлагается на Ельцина и команду реформаторов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 11-05-2004
Анатолий Николаевич Баранов Общественные науки и современность. 2004.  № 2. С. 70-79. 
Автор представляет результаты лингвистического анализа высказываний о коррупции. Объектом исследования стали, с одной стороны, материалы углубленных интервью с экспертами, с другой — тексты, опубликованные в периодической печати. В материалах выявляются метафоры, которыми пользуются при рассуждениях о коррупции. Проведенный анализ позволил автору сделать ряд выводов о том бессознательном, которое свойственно отечественному отношению к коррупционным процессам. В частности, из исследования следует, что на бессознательном уровне люди относятся к коррупции не столь нетерпимо, как то нередко декларируется.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-06-2004
Александр Валентинович Оболонский Общественные науки и современность. 1997.  № 5. С. 63-76. 
В статье анализируются некоторые принципиальные черты российского чиновничества и его исторической эволюции. Описывается Табель о рангах, введенная Петром I с целью поставить подданных под контроль государства. Это нововведение и породило одно из основных зол и характерную черту русской жизни – бюрократизацию. В результате к началу ХIХ в. в России сформировался особый социальный класс низшего и среднего чиновничества. Автор прослеживает историю развития этого класса вплоть до октября 1917 г., отмечая низкую эффективность государственного аппарата, неразвитое чувство ответственности чиновников за выполняемую работу, крайнюю медлительность “вращения бюрократических колес”. Он рассматривает также причины коррупции в среде российского чиновничества, видя их в тотальной отчужденности власти не только от общества, но и от подавляющей части своих собственных слуг. В заключение автор приходит к выводу, что современная российская государственная служба получила неоднозначное наследие и требует серьезной модернизации в соответствии с требованиями рыночного и демократического общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-12-2003
Н.С. Волостнов Общественные науки и современность. 2002.  № 1. С. 34-41. 
К национализации автор подходит как к одному из средств, обеспечивающих естественный процесс взаимосуществования частной и государственной собственности ­ переток первой во вторую. Рассматриваются ситуации, в которых такой процесс оказывается обусловленным объективными потребностями, а национализация становится лишь одним из способов (причем менее предпочтительным) эффективного удовлетворения потребностей общества. Среди причин, требующих чрезвычайной национализации выделяются природные катаклизмы, необходимость обеспечения острых социально-экономических потребностей (в экологической безопасности, регулировании естественных монополий и т.п.) или поддержания конкурентоспособности национальной продукции, реализации структурной перестройки экономики, защиты национальных интересов от разного рода внешних угроз и т. п. Рассматриваются основания для эксклюзивно-компенсаторной национализации с целью рационализации имущественной структуры, выделяются как добровольная национализация, так и принудительная, основаниями для которой могут быть природные катастрофы, антикриминальные меры либо меры, связанные с оздоровлением структуры экономики страны. Причем весь комплекс ситуаций и мер должен быть четко прописан в законодательстве, в частности соответствовать принципам, заложенным в действующем Гражданском кодексе.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-06-2004
Наталья Николаевна Седова Общественные науки и современность. 2002.  № 3. С. 49-58. 
Анализируются ключевые теоретические подходы к анализу неформальной экономики. Выдвигаются три гипотезы, описывающие соотношение неформального сектора с уровнем и качеством регулирования экономики и с соответствующей ему институциональной средой. Во-первых, неформальная деятельность имеет место и может быть определена там и тогда, где и когда появляются ее формальные ограничители, способствующие разграничению формального и неформального. Во-вторых, стабилизация институциональной среды рано или поздно, с большими или меньшими экономическими, социальными и иными издержками постепенно приводит к взаимной адаптации экономической реальности и ее институциональных рамок. Такая «притирка» подразумевает определенный уровень стабильности и экономической эффективности модели, обеспечивающей возможность консенсуса реального и формального. В-третьих, сама система государственного регулирования может оказаться дополнительным фактором усиления неформальных отношений в экономике. Гипотезы тестируется на примере развития неформальных отношений в России.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-07-2006
Р. Елемесов Общественные науки и современность. 1992.  № 2. С. 189-191. 
Отклик на статью известного американского экономиста М. Фридмана (ОНС, 1991, №3-6). По мнению автора отклика искать в его рекомендациях классовую и идеологическую подоплеку непродуктивно: Фридман не претендует на безукоснительное их исполнение. Он спокойно и доброжелательно делится своими взглядами исключительно как ученый и умудренный жизненным опытом человек. О качестве же его советов, в действительности адресованных любой переходной экономике, свидетельствует тот факт, что текст статьи Фридмана был опубликован задолго до событий августа 1991 г. в СССР. И повалившаяся попытка государственного переворота продемонстрировала правильность оценки американским исследователем социальных сил «за» и «против» реформирования централизованно-командной экономики.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-05-2005
Рубен Николаевич Евстигнеев Общественные науки и современность. 1991.  № 5. С. 78-79. 
Реплика посвящена анализу статьи М.Фридмана (ОНС,№3). Акцентируя внимание на проблемах приватизации, автор высказывает несогласие с тезисом о раздаче всем членам общества их долей в государственной собственности, полагая, что такая процедура только отсрочит обретение собственностью настоящего хозяина. Также рассматривается вопрос о скорости рыночных преобразований.
ресурс содержит прикрепленный файл