Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 24-03-2004
Алексей Юрьевич Зудин Общественные науки и современность. 1999.  № 1. С. 45-65. 
Автор ставит вопросы: применим ли термин “олигархия” к российской бизнес-элите или правящему классу в целом; в каких отношениях с существующим политическим режимом находится элита бизнеса; действительно ли мы стоим перед дилеммой “демократия или олигархия”? Описывается процесс подключения бизнес-элиты к принятию важных политических решений, оцениваемый общественным мнением как нелегитимный. Делается вывод: как особое политическое образование внутри сообщества бизнеса “олигархия” не существует; бизнес-элита — лишь составная часть нового истеблишмента. Автор анализирует генезис взаимоотношений посткоммунистического режима с новыми и старыми элитами, процесс сближения государства и капитала по линии установления связей с крупными финансовыми структурами, способными взять на себя функцию агентов государства. Отмечаются внеинституционные отношения в этой сфере и направления их эволюции. Следующий этап, наступивший после президентских выборов 1996 г., связан с исчезновением принципа иерархии во взаимоотношениях политической и экономической элит и вызванным им конфликтом в новом истеблишменте. Рассматриваются идеологическое размежевание между “молодыми реформаторами” и большей частью бизнес-элиты, ликвидация политической автономии правительства, попытки институционализации новых взаимоотношений и эскалация конфликта в 1998 г., рост претензий бизнес-элиты к президенту. Ставится вопрос о том, кто правит в России, делаются прогнозы на 2000-й год — год президентских выборов, предлагаются три сценария развития событий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-06-2006
Полина Викторовна Крючкова, Андрей Евгеньевич Шаститко Общественные науки и современность. 2006.  № 4. С. 21-31. 
Целью авторов является показ содержания и направлений реформирования системы государственного регулирования в контексте проектируемых институциональных изменений. Такие изменения позволили бы использовать сравнительные преимущества различных механизмов координации экономической деятельности с минимальным риском допущения ошибок, связанных как с чрезмерной зарегулированностью процессов, так и с отсутствием государственного регулирования там, где оно необходимо. Описывается методология оценки регулирующего воздействия (ОВР), международный опыт ее использования и возможности применения ОВР в России. Исследуются риски, связанные с применением рассматриваемой методологии в нашей стране.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-12-2004
М. Пискотин Общественные науки и современность. 1993.  № 4. С. 14-25. 
Рассматривая процесс перехода от тоталитаризма к демократии в разных странах, автор с тревогой отмечает проявляющуюся у нас тенденцию перехода от всевластия к безвластию. Отмечается неготовность общества, прежде всего элиты, к глубоким реформам, выражающаяся, в частности, в неопределенности горбачевского курса, в абстрактных представлениях о желаемых переменах. Раскрывается социальная база рыночных реформ и демократии, показаны особая роль государства в переходный период, важность государственного регулирования экономических преобразований.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2004
Сергей Павлович Аукуционек Общественные науки и современность. 1995.  № 4. С. 5-9. 
Анализируя опыт реформирования постсоциалистических экономик, автор приходит к выводу, что преобразование планового хозяйства в рыночное сопровождается особым видом экономического кризиса – переходным кризисом, ранее не изучавшимся наукой. Китайский опыт, на первый взгляд, выступающий как исключение, лишь подтверждает общую закономерность. Исследуются объективные и субъективные моменты, позволяющие говорить о кризисе переходного периода как об особом явлении, прежде всего связанные с процессами адаптации и изменениями в поведении хозяйственных единиц.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-01-2004
Ирина Викторовна Ефимчук Общественные науки и современность. 2004.  № 2. С. 131-142. 
В статье ставится под сомнение окончательный характер победы либеральных ценностей. По мнению автора, ограниченность глобальных естественных ресурсов актуализует задачи не поступательного развития, прогресса, а сохранения, и соответствующие ей перспективы развития закрытого, а не открытого общества, а также власти-собственности, то есть такой социально-экономической системы, которая была характерна для древнего и средневекового Востока. Пирамидальная структура и патернализм власти-собственности воспроизводятся в таких современных институтах, как системе «перекрестных прав» собственности, воплощенной в политике европейской социал-демократии по контролю над распределением доходов, создании в США «общества участия» и формированию «интегрального собственника» в Японии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 07-06-2004
Александр Валентинович Оболонский Общественные науки и современность. 1996.  № 5. С. 5-15. 
В статье рассматривается роль чиновничества в эпоху политической трансформации. Автор читает, что номенклатура, т.е. высший и средний слои чиновничества, оказывает непосредственное влияние на разные аспекты жизни и на уклад нашего общества. Даются различные трактовки понятия “бюрократия”: веберовская, марксова, имперская (восточная) и реалистическая (современная). Автор приходит к выводу, что применительно к нашим условиям адаптация и развитие реалистической концепции бюрократии – основной резерв совершенствования, модернизации института российской государственной службы. Отмечаются две тенденции в ее развитии: продвижение к демократической модернизации с учетом мирового опыта и стремление к оформлению независимой от общественного контроля бюрократической корпорации с ее особым миром и системой ценностей. По мнению автора, создание современной государственной службы должно идти параллельно с формированием гражданского общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-10-2008
Андрей Александрович Яковлев Общественные науки и современность. 2008.  № 4. С. 21-37. 
Автор ставит вопрос об эффективности работы российской судебной системы и востребованности правовых институтов экономическими агентами. При его решении он опирается на данные двух специальных исследований 2000 и 2007 гг., направленных на выявление результатов усилий по реформированию российской судебной системы, а также влияния государства вообще и правоохранительных органов в частности на ведение бизнеса. Констатируется, что за прошедшие годы суды и система правоприменения в России улучшились. Однако проблемными по-прежнему остаются коррупция в системе правосудия и неоперативность в принятии решений, а также неравноправие государства и частных фирм при рассмотрении их споров в суде.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-06-2004
А.С. Головин Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 28-34. 
Ставится проблема, как в обществе, привыкшем к госрегулированию мобилизационной экономики, по сути, к перманентной “чрезвычайной ситуации”, выработать системы регулирования социально-экономической жизни. Автор исходит из принципов теории рациональности экономических свобод и нахождения действенных пределов допустимого вмешательства государства в экономику. В основе его подхода лежит четырехфакторная модель распределения совокупного дохода от реализованной продукции экономического субъекта. Выделяются внешние (рыночные) и внутренние ограничители экономической деятельности государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-06-2004
Елена Михайловна Авраамова, Игорь Борисович Гурков, Г.К. Булычкина Общественные науки и современность. 1995.  № 6. С. 18-28. 
Авторы оценивают итоги первого этапа приватизации в связи с процессами социальной адаптации. В основу анализа легли данные специального социологического исследования Института социально-экономических проблем народонаселения РАН и мониторинга общественного мнения ВЦИОМ. Приводятся оценки, даваемые населением результатам приватизации, а также оценки изменениям в уровне жизни. Исследуются надежды и разочарования людей, связанные с акционированием промышленных предприятий, приводятся данные о реальных и желаемых владельцах предприятий. Особо рассматриваются перспективы совершенствования культуры управления, приводятся данные исследования о сравнительной значимости оценок необходимости совершенствования знаний и умений в различных сферах жизни. В частности, для рабочих приоритетной оказалась сфера отстаивания собственных прав и групповых интересов, а также лучшего понимания дел предприятия и рационализации бюджета семьи. Для управленцев приоритетны сферы лучшего понимания дел предприятия, выполнения производственных требований, поиска работы и отстаивания своих прав. Дается общая характеристика культуры управления, сложившейся к середине 90-х гг.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-05-2005
Олег Сергеевич Пчелинцев Общественные науки и современность. 1991.  № 4. С. 13-23. 
Автор подвергает критике популярные в 90-91 гг. подходы к разгосударствлению экономики. Критикуя П.Бунича, Л.Пияшеву, Г.Попова, предлагавших варианты ускоренной раздачи государственного имущества, автор подчеркивает, что ускоренный переход к рынку может быть успешным только в той мере, в какой удастся развить отношение к государственной собственности как священной и неприкосновенной. Подвергается сомнению тезис о необходимости для реформ “большой” приватизации. Наиболее адекватным путем автор считает путь долгосрочной аренды, предлагается концепция национальной арендной системы. Акцентируется внимание на том, что функции собственника и предпринимателя в экономике различны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-06-2004
Наталия Андреевна Макашева, Лев Ильич Якобсон Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 5-14. 
Авторы анализируют воздействие влиятельных групп, обладающих собственными специфическими интересами, на ход российских реформ и связанные с ним специфические институциональные изменения. Рассматриваются особенности позднесоветской экономики, обусловившие формы ее дальнейших преобразований. Выделяются распределительные коалиции в переходной экономике, блокирующие развитие рыночных отношений и утверждающих доминирование в ней перераспределительных процессов, исследуются группы влияния и кластеры связей. Делается вывод, что для успеха реформ не менее, а может быть и более важным, чем расширение частного сектора экономики, является преодоление “рыхлости” государственного сектора, являющейся одновременно и важным результатом деятельности распределительных коалиций, и существенной предпосылкой их дальнейшей активности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-09-2004
В. Тихонов Общественные науки и современность. 1994.  № 2. С. 5-14. 
Последнее интервью, данное видным деятелем эпохи перестройки и начала рыночных реформ президентом Лиги кооператоров и предпринимателей России академиком РАСХН В.Тихоновым. Ученый критикует преобразования начала 90-х, превалирование тенденций монополизма, лишь спустившихся с государственного уровня на уровень субъектов Федерации и крупных предприятий, показывает, какие выгоды от реформ получили госпредприятия в ущерб лишь развивающемуся сектору свободной экономики. Отмечается появление обособленных от государственного аппарата монопольных группировок, которые ученый считает даже более опасными, чем государственные. Ставятся проблемы малого и среднего бизнеса, идеологии и методологии проведения преобразований, в частности тревогу вызывает невостребованность реформаторами-практиками имеющихся отечественных научных разработок.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-06-2004
Иосиф Евгеньевич Дискин Общественные науки и современность. 1995.  № 6. С. 29-41. 
Автор рассматривает социокультурную среду российских преобразований, способную стать источником институциональной дисфункции. Анализ опирается на данные социологических обследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН. Особое внимание Дискина привлекает конфликт между номинальными установлениями и реальными институциональными регуляторами, имеющими явное социокультурное отображение. Характеризуется субъект российских реформ, рассматривается проблема институциализирующей роли элит. В целом ситуация в стране характеризуется как институциональный кризис, предлагаются пути его преодоления. Ставятся проблемы нарождающейся олигархии, а также неравновесия между новой структурой социополитических и социоэкономических ресурсов, с одной стороны, и властным центром – с другой. Предлагаются два сценария выхода из кризиса российской элиты и, соответственно, государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-04-2004
Аркадий Ильич Пригожин Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 55-61. 
Ключевая проблема современного менеджмента, которая детерминирует несоответствие исходных посылок и проявившихся в реальности плодов реформаторских усилий, заключается в тотальной управленческой некомпетентности российских руководителей. Сбои проявляются уже на стадии выработки решений, а еще больше при их реализации. Как утверждает автор, данная ситуация обусловливается влиянием моделей управления, характерных для советской системы. Укорененность так называемых родительско-детских отношений (при которых подданные обладают статусом детей (Д), а власть берет на себя обязанности родителей (Р)) свидетельствуют о том, что реформа есть проблема не столько экономическая или политическая, сколько социокультурная. В либеральной традиции менеджмента, напротив, все люди рассматриваются как социально взрослые (В). Если первая модель предполагает одобряемый социальным большинством патернализм, то вторая ориентируется на независимого, рационального, преследующего собственные интересы, но готового принять ответственность за последствия своих действий человека. Согласно исследованиям Э. Берна, которому и принадлежит открытие формулы РДВ, самое ресурсное состояние - взрослый. Между тем на предприятиях и в учреждениях страны до сих предпочитают родительствовать над подчиненными, загоняя их в деловое детство. Этот стиль управления, определяемый А.И. Пригожиным, как самоцентризм характеризуется стягиванием на себя максимального объема связей, решений, ответственности и пошаговым контролем. Доминирование схем оперативного управления (ведущее, в конечном счете, к демотивированию труда подчиненных) удерживает организацию в режиме функционирования без способности к развитию. Одним из факторов изменения качества руководства организациями разного масштаба и профиля может стать управленческое консультирование.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 27-12-2003
Алексей Васильевич Кива Общественные науки и современность. 2000.  № 2. С. 18-27. 
Чтобы определить правомерность применения понятий “олигархия”, “олигархический режим” к российским реалиям, автор сравнивает отечественную ситуацию с классическими вариантами олигархических режимов в Азии и Латинской Америке. Кратко приводятся результаты обсуждения темы в Институте востоковедения РАН, опиравшееся, в частности, на примеры Индонезии, Филиппин, Заира. Рассматриваются процесс становления и развития олигархии в России, в частности роль в этом процессе кризиса 1998 г., ситуации, связанные с экономической и политической активностью так называемой “семьи” Ельцина. Российская олигархия характеризуется как уникальное по своей уродливости явление, причем автор связывает его именно с ельцинской “семьей”, надеясь, что вместе с ней исчезнет и само явление.
ресурс содержит прикрепленный файл