Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 14-05-2004
Наталья Михайловна Плискевич Общественные науки и современность. 1999.  № 4. С. 29-43. 
Особенности российской приватизации автор связывает прежде всего со спецификой советской собственности — не государственной, а особой формы собственности, связанной с сущностью советской системы и парной к категории партия-государство. При этом в сфере управления этой собственностью просматривались закономерности, присущие управлению акционерным обществом; сформировались две вертикали управления — партийная (от ЦК КПСС до парткома предприятия), выполнявшая функции собственника, и государственная (от Совета Министров СССР до директора завода), занятая текущим управлением. Показано, как сначала деформация, а затем и распад этой системы в конце 1980-х годов породили процессы, объективно приведшие к той форме приватизации, которая произошла, какую роль в этом сыграла эксплуатация мифологемы “народной приватизации”. Вновь появившееся образование характеризуется как менеджерский суррогат собственности, для которого характерно использование выгод от положения собственника узким кругом непосредственных управленцев или стоящих за ними лиц при перекладывании всех издержек неэффективного управления на плечи государства и трудовых коллективов. Выход из ситуации видится во внедрении обязательного и четко законодательно прописанного принципа экономической ответственности управленца за свои действия (или бездействие), включая принцип его личной материальной ответственности.
Опубликовано на портале: 15-03-2004
Вадим Валерьевич Радаев Общественные науки и современность. 1999.  № 6. С. 5-19. 
В статье на основе эмпирических данных, полученных в ходе опросов предпринимателей, исследуется состояние российской предпринимательской среды, институциональных условий, в которых создаются и действуют предприятия. Выясняется, что нужно относить к трансакционным издержкам, которые подразделяются на легальные платежи и нелегальные выплаты. Рассматриваются издержки, связанные с выходом на рынок, с открытием предприятия. Даются типология издержек по оплате бюрократических услуг, группировка предприятий по числу ежемесячных административных проверок. Особо рассматривается тема коррупции чиновников, бюрократических вымогательств, государственного патронажа и связанных с этим издержек. Выделяются издержки, связанные с поощрением деловых партнеров, с безопасностью бизнеса и рекламированием своей деятельности. Специально выделяются издержки, связанные с такими услугами инфраструктуры, как помощь в уходе от уплаты налогов, “черная растаможка”, взаимозачеты и бартерные обмены, аудиторское и юридическое сопровождение хозяйственной деятельности. Делается вывод о значительности трансакционных издержек в России и их тенденции к росту, а также о том, что не все издержки подвержены прямой калькуляции. Кроме того, масштаб и структура издержек сильно варьируются в зависимости от сферы деятельности и избранной предпринимателем деловой стратегии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-05-2005
Эдвард Николаевич Ожиганов Общественные науки и современность. 1991.  № 4. С. 24-31. 
Анализируя ситуацию с кризисом властных структур советского образца и некоторые характерные идеологемы постсоветского реформизма, автор статьи приходит к парадоксальному выводу. Падение легитимности и эффективности «постимперского» федерального центра и институтов его бюрократической структуры сами по себе не создают благоприятной ситуации для развития на каком бы то ни было уровне самоуправления. Напротив, такая социально-политическая среда способствует формированию самонастраивающейся сети латентного авторитаризма: создания системы неявного воздействия властной элиты на принятие решений (предварительное, без «аутсайдеров согласование на уровне неформального общения; подбор «своих» административных кадров в ключевых структурах; практика скрытых вознаграждений и наказаний и т.п.).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-04-2004
Валентин Михайлович Кудров Общественные науки и современность. 1999.  № 3. С. 100-113. 
В статье даются основные характеристики советской модели экономики как модели экстенсивного развития, показано, как формировались ее диспропорции. Специальный раздел посвящен анализу советской экономической науки с выделением ее прикладной и теоретической ветвей. Первая характеризуется как истинно научная. Среди ее примеров и работы Л. Канторовича, В. Немчинова, Н. Новожилова, Т. Хачатурова, и предложения группы “товарников” первой половины 1960-х гг., и закрытые докладные записки 1960—1980-х гг., и др. Им противопоставляются идеологически окрашенные сочинения, обслуживающие интересы “реального социализма”, обосновывающие его претензии на высшую эффективность даже мировое господство. Особо рассматриваются работы экономико-математического направления в рамках СОФЭ, труды экономистов-международников и др. Делается вывод, что советская экономическая наука не смогла и не захотела создать действительно научную основу для своевременного и радикального изменения советской модели экономики. И в конце 1980-х гг. она смогла предложить обществу лишь идею “рыночного социализма”, от которой как от непродуктивной, уже отказались в странах Центральной и Восточной Европы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-10-2004
Татьяна Ивановна Заславская Общественные науки и современность. 2004.  № 5. С. 5-15. 
В статье дается всесторонняя характеристика современного российского социума, вытекающая из анализа 2-х типообразующих черт: того, что это общество – постсоветское и трансформирующееся, переживающее период качественных изменений основных социальных характеристик. Анализируется зрелое советское общество и причины кризиса советской системы. Рассматриваются разные аспекты социетальной трансформации как особого типа социальных изменений. Исследуется трансформация институциональной системы России. Отмечается, что до сих пор она находится в неустойчивом, переходном состоянии, выявляются факторы как способствующие, так и препятствующие позитивным преобразованиям. Констатируется, что в стране сложилась новая институциональная структура, значительная часть которой носит неформальный характер. Окончание статьи – в следующем номере.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-06-2004
И.С. Синицина, Н.А. Чудакова Общественные науки и современность. 1996.  № 2. С. 24-34. 
Системные преобразования в Польше осуществлялись в русле монетарной политики, которая на пике жесткости, пришедшемся на 1990 г., получила название шоковой терапии («шок» был связан в основном с либерализацией цен, ликвидации дотаций и льготного кредитования). Статья убедительно показывает, что, хотя с самого начала целью польских реформ было выведение государства из экономической сферы, на практике, вопреки декларациям, основные регулятивные рычаги продолжали оставаться государственными. Только в новых условиях ими стали деньги, кредиты, процентные ставки и т.п. Благодаря такому гибкому подходу польская экономика сохранила жизнеспособность в переходный период, когда саморегулирующийся рынок в силу объективных причин не мог сложиться. И в этом и состоит главная ценность польского опыта для других стран, включая Россию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2004
Н.С. Волостнов Общественные науки и современность. 2003.  № 5. С. 23-32. 
Анализируя права собственности применительно к конкретным организационно-правовым формам государственных предприятий, исходя из степени их “государственности” автор статьи приходит к выводу о необходимости не только реализовывать соответствующие интересы государства, но и обеспечивать наиболее эффективное использование государственного имущества, устранив тем самым трагедию его “общедоступности”. На сегодняшний день, подчеркивается в статье, нет соответствия между федеральным законодательством и внутренними регулирующими нормами самих предприятий, что мешает четко и однозначно специфицировать права государственной собственности.
Опубликовано на портале: 29-06-2006
Виталий Леонидович Тамбовцев Общественные науки и современность. 2006.  № 4. С. 5-20. 
В статье ставится проблема использования экономической теории применения стандартов качества к реалиям государственной службы. Речь идет об общем контексте ее реформирования, целью которого провозглашается повышение качества услуг, оказываемых государственными институтами населению. Анализируется проблема оценки стандартов качества услуг в экономической теории, функции этих стандартов и их роль как для производителя услуг, так и для потребителя услуг. Сквозь призму выявленных закономерностей рассматривается идущая в России административная реформа, Подробно исследуются различные варианты текстов, разрабатываемых в рамках подготовки Федерального закона «О стандартах оказания государственных услуг». Показаны моменты, которые могут на практике существенно снизить действенность и эффективность положений готовящегося закона.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-04-2004
Георгий Александрович Сатаров Общественные науки и современность. 2002.  № 6. С. 18-27. 
В статье вниманию читателей предлагаются результаты исследования Фонда ИНДЕМ по коррупции. Автор выделяет три возможных уровня исследования данного коррупции. Первый из них связан с анализом причин, порождающих коррупцию (историко-культурных, политических, административных, экономических и т.п.), второй требует рассмотрения коррупции, как разновидности социальных отношений, третий предполагает изучение психологии коррупционных отношений. Рассматривая отношения дарения и обмена, Г.А. Сатаров соотносит их с двумя типами коррупции, условно называя их «западным» и «восточным». Первый тип может трактоваться как нелегальный рынок теневых услуг, который регулируется отношениями обмена. Для восточной коррупции характерно вплетение коррупционных отношений в ткань других, фактически легитимных социальных отношений, и здесь нередко размыта грань между коррупционными отношениями и отношениями дарения. Третий тип коррупционных отношений (услуга), связан с развитием государства и осознания того факта, что государство является институтом оказания определенных услуг его гражданам. Между тремя указанными типами отношений, безусловно, существуют различия, но объединяет их наличие третьей стороны, сопровождающей двусторонние по форме отношения. В случае с дарением – это группа, влияющая на отношения посредством моральных установлений, в случае обмена – это процедуры, регулирующие обмен, и институты, обеспечивающие их единообразное исполнение, в случае услуги – это государство, нанимающее чиновника и вменяющее ему в обязанность оказание этих услуг и контроль за взаимодействием между гражданами и должностными лицами, а также гражданское общество, выполняющее в действительности те же функции. Далее автор выдвигает гипотезу о том, что указанные выше отношения образуют иерархию, в соответствии с которой люди стремятся преобразовать одни отношения к другим. Данная иерархия образуется некоторым общим параметром, описывающим все три типа отношений, который условно именуется комфортностью.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 04-08-2004
Светлана Борисовна Авдашева Общественные науки и современность. 1993.  № 3. С. 45-58. 
Опыт либерализации и политической стабилизации Турецкой Республики важен с точки зрения взаимодействия закрытого социально-экономического комплекса и традиционалистского общества, существовавшего в условиях относительной изоляции от мирового хозяйства, с экспансией западной экономической модели. Анализ модернизационных циклов (девальвация лиры, дебюрократизация финансового рынка, ослабление государственного контроля над ценами и т.п.), осуществлявшихся в Турции в 1980-е годы на базе сугубо либеральных рецептов, демонстрирует не только их потенциал, но и неизбежность коррекции крайних форм монетаристской политики («дойти до дна и всплыть обновленными»). Ибо ее социальные издержки перерастают в политическую угрозу реформаторскому курсу: либеральное правительство может не сохраниться в течении срока, необходимого для обновления.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-07-2006
Т. В. Кашанина Общественные науки и современность. 1991.  № 3. С. 59-67. 
Для социума централизация в области права столь же вредна, как и монополизм в экономике: она препятствует учету интересов субъектов права, гасит их инициативу, сковывая возможность решать проблемы соответствующего уровня посредством местных ресурсов. Автор статьи считает, что централизованное правовое регулирование не должно быть столь всеобъемлющим, как в советскую эпоху. Федеральная власть должна не только частично уступить некоторые свои законотворческие функции властным структурам более низкого уровня (республиканским, краевым/областным и муниципальным), но, что не менее важно, вернуть обществу (трудовым, семейным коллективам и самим гражданам) ранее изъятые у него полномочия. За государством же должны сохраниться исключительно его имманентные прерогативы (эмиссия денег, охрана границ и т.п.).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-10-2008
Георгий Александрович Сатаров Общественные науки и современность. 2008.  № 5. С. 48-58. 
Автор ставит вопрос о взаимосвязи между установками и поведением людей в коррупционной ситуации. Формулируются методологические проблемы выявления у респондентов "установки на коррупцию" и способы их решения в проведенном исследовании. Проведенное индицирование коррупционного поведения респондентов позволяет выявить зависимость между установкой на коррупцию и спросом на нее: чем более явна антикоррупционная установка, тем реже респонденты дают взятку в коррупционной ситуации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-03-2004
А.Г. Механик Общественные науки и современность. 1999.  № 1. С. 39-44. 
Автор ставит вопрос, какие группы элиты или контрэлиты в России сегодня способны претендовать на власть, в какой форме и кто проявил себя подобным образом. Выделяется финансовая олигархия как порождение близости к госчиновникам и госказне, как порождение бюрократии. Уточняется место военной и гражданской бюрократии в российской политике, отмечается, что сущность демократии — в стремлении к приватизации государства, при котором государственный интерес становится частным интересом бюрократии, а частный интерес бюрократии возводится в ранг государственного.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-06-2004
Людмила Петровна Евстигнеева, Рубен Николаевич Евстигнеев Общественные науки и современность. 1998.  № 6. С. 5-26. 
В процессе рыночной трансформации авторы первостепенное место отводят проблеме формирования и функционирования национального капитала, создания механизмов системного взаимодействия микро- и макроэкономики, без чего не может обходиться рынок, если в нем сложилось мощное индустриальное ядро. В реформировании выделяются проблемы объекта как сложной системы кругооборотов и оборотов капитала, продукта и доходов, проблема субъекта как сложной многоуровневой институциональной системы экономики и проблема синергетического развития экономики на принципах самоорганизации. Тем самым получаем проблему рынка с встроенными вертикальными структурами. Рассматривается понятие капитала и его эволюция, анализируются капитал и структурно-уровневая экономическая система, взаимоотношения капитала и государства (с привлечением концепций Хикса, Кейнса, Минского). Рыночное преобразование бюджетно-денежных оборотов, характерных для социализма, предполагает, по мнению авторов, осмысление соответствий (несоответствий) устройства социалистической экономики рыночному равновесию по Кейнсу.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-07-2006
Иосиф Евгеньевич Дискин Общественные науки и современность. 1991.  № 3. С. 26-28. 
Статья в рамках дискуссии по материалу Фридмана (1991,№3), Автор подходит к нему с социокультурных позиций, отмечая, что большинство населения СССР сегодня не составляют сторонники экономического активизма, что нужна сила, способная противостоять традиционализму. Такую силу он видит в государстве, а потому критикует тезисы об ограничении его роли. Автор считает, что, очевидно, придется отдать значительную долю общенародной собственности ее сегодняшним распорядителям, чтобы заручиться их поддержкой в реформировании страны.
ресурс содержит прикрепленный файл