Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Общественные науки и современность

Опубликовано на портале: 11-12-2004
В. Фролов Общественные науки и современность. 1993.  № 5. С. 33-38. 
Среди бывших социалистических стран самых значительных результатов в приватизации добилась Чехословакия. Без социальных потрясений и при поддержке основных политических сил в течение года в рамках так называемой "первой волны" (всего их должно быть две) в частное владение перешло свыше 1400 объектов, чья стоимость составляла не менее 1/5 всего госимущества. При этом 96% граждан страны воспользовались правом приобрести их акции за приватизационные купоны. Причины этого успеха автор статьи связывает с качественным правовым и структурным обеспечением акции, с удобной формой купонного метода (именная купонная книжка, предотвращающая махинации и спекуляции с приватизационными документами), созданием прозрачных инвестиционных фондов, принимавших от населения купоны в доверительное управление.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-08-2004
Ярослав Иванович Кузьминов, Владимир Владимирович Преображенский, Евгений Григорьевич Ясин Общественные науки и современность. 2002.  № 4. С. 12-29. 
За “круглым столом” фонда “Либеральная миссия” (президент ­ Е. Ясин) собралась группа экспертов ­ разработчиков концепции реформы государственной службы. Среди них ­ заместители министров М.Дмитриев, В. Январев, К. Янков, ректор ГУ ВШЭ Я. Кузьминов, проректор ГУ ВШЭ Л. Якобсон, П. Кудюкин, В. Преображенский и С. Хабиров. Участники обсуждения дают свои варианты ответов на вопрос о том, кому и зачем нужна реформа государственного управления, предлагают свой сценарий проведения реформы с рядом конкретных сроков. (Концепции реформы посвящена и статья Л. Якобсона ­ ОНС. 2002. № 3.)
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-02-2005
Janos Kornai Общественные науки и современность. 1994.  № 4. С. 19-31. 
Статья действительного члена Венгерской академии наук , одного из теоретиков венгерской хозяйственной реформы представляет собой перевод части исследования “Переход Венгрии к рыночной экономике”. Для переходного периода финансовую дисциплину автор понимает как некий новый договор между государством и предприятием. В этом процессе важную дисциплинирующую роль автор отводит процедуре банкротства. Приводятся данные о количестве банкротств в Венгрии в 1992 г. и количестве ликвидированных предприятий. Важно, по мнению автора, чтобы государство изменило свое поведение в отношениях с государственными предприятиями: от мотивации, основанной на политической воле, надо перейти к отношениям, основанным на экономическом соотношении выгод и потерь, т.е. к критериям эффективности производства. Отмечаются сложности в венгерской экономике переходного периода, связанные, в частности, с крахом СЭВ. Фиксируются социальные потери, вытекающие из ужесточения финансовой дисциплины и выражающиеся в закрытии целых производств и росте безработицы. Важной проблемой автор считает необходимость доверия к правительству и важность четкого выполнения им взятых на себя обязательств. Рассматриваются механизмы введения финансовой дисциплины на предприятиях, а также особенности поведения предприятий в новых условиях (принадлежащих как к старому государственному сектору, так и к новому).
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-04-2004
Георгий Борисович Клейнер Общественные науки и современность. 1999.  № 2. С. 5-19. 
Автор отмечает важную черту социально-экономического развития России — динамическое “самоотрицание” общественных идеалов, постоянное резкое отрицание общепризнанных на предыдущем этапе развития ориентиров, целей, идеалов. Эта доминанта реализуется в виде особого движения страны, которое можно охарактеризовать как кризисное. Описываются черты кризисного стиля развития, включая примеры, связанные с кризисом августа 1998 г. и его последствиями. В этой среде особую роль приобретают система взаимных ожиданий (СВО) и ее подсистемы — взаимной ответственности и взаимного доверия. Действие этих систем рассматривается на примере функционирования производственного предприятия. Показано, как кризисный стиль развития воздействует на СВО, ведет к деинституционализации общества, в ходе которой периоды гиперинституционализации сменяются периодами гиперлиберализации. Даются рекомендации по поддержанию СВО как на общегосударственном уровне, так и на уровне предприятий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-06-2004
Светлана Павловна Глинкина Общественные науки и современность. 1995.  № 3. С. 47-59. 
В статье обобщаются результаты пяти лет постсоциалистического реформирования в странах Центральной и Восточной Европы. Анализ структурирован по нескольким направлениям. В разделе “либерализация и государство” рассматриваются примеры государственного регулирования экономики, прежде всего в сфере ценообразования и внешнеэкономической деятельности. Анализируются способы приватизации государственной собственности, их специфика – в таких странах, как Польша, Болгария, ЧСФР, Румыния и т.д. Особый раздел посвящен проблемам эффективности производства в зависимости от форм собственности, акцентируются проблемы, возникшие в достижении целей приватизации, также рассматриваются социальные аспекты приватизации. Заключает статью раздел о финансовых рынках, отмечается, что их неразвитость (за исключением Венгрии) вносит свои коррективы в порядок финансирования дефицита бюджета. Рассматривается ситуация, связанная с коммерческими банками. В целом констатируется неразвитость финансовых институтов большинства стран ЦВЕ. Автор делает вывод, что ни одна из стран ЦВЕ не смогла в течение 5 лет последовательно проводить политику макроэкономической финансовой стабилизации, причем заметные отступления наблюдались и по монетарному, и по фискальному направлениям. При этом политика “шоковой терапии” была наиболее комплексной и последовательной.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2004
А.И. Соловьев Общественные науки и современность. 1995.  № 4. С. 48-57. 
В статье анализируются этические воззрения бюрократии, которые не столько направляют, сколько оправдывают действия чиновников, формируют их корпоративный дух. Рассматриваются этические соображения, определяющие границы профессиональной деятельности чиновников, порождающие конфликтные линии, влияющие на процесс принятия и реализации решений. Отмечаются ощущение чиновниками самодостаточности их норм и правил поведения, слабая их восприимчивость к типичным массовым настроениям. Рассматриваются традиционные российские причины усиления роли бюрократии, а также факторы личной заинтересованности бюрократов в повышении своих репутации и статуса, причем за счет общества. Отмечается, что в сложившихся условиях и в общественном мнении начинает складываться превратное представление о роли в жизни общества государственного аппарата вообще и чиновничества всех уровней в частности. Важной задачей общества автор считает введение объективных нравственно-правовых критериев оценки деятельности бюрократии.
ресурс содержит прикрепленный файл