Общественные науки и современность
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
Выпуски:
Государство: полюсы представлений [статья]
Опубликовано на портале: 05-06-2004
Леонид Соломонович Мамут
Общественные науки и современность.
1996.
№ 4.
С. 45-54.
В статье рассматриваются две группы представлений о государстве: сфокусированные на внешний облик государства, его композицию; соображения относительно его функциональных свойств, роли, выполняемой в жизни людей. Автор для их анализа избрал историко-теоретический подход, полагая, что именно он позволяет раскрыть идейное происхождение конструкций современного политического сознания, обнаружить изначальную разнородность представлений о государстве. Автор приходит к выводу, что ошибочно объявлять только права и свободы индивида единственной высшей ценностью в обществе, равно как и лишь права и свободы “коллективного гражданина”. Уровень цивилизационной зрелости государства, характер его устройства и деятельности детерминируются социальными качествами, политико-правовой культурой, гражданско-нравственной позицией членов государства.


Опубликовано на портале: 07-06-2004
Александр Валентинович Оболонский
Общественные науки и современность.
1996.
№ 5.
С. 5-15.
В статье рассматривается роль чиновничества в эпоху политической трансформации. Автор читает, что номенклатура, т.е. высший и средний слои чиновничества, оказывает непосредственное влияние на разные аспекты жизни и на уклад нашего общества. Даются различные трактовки понятия “бюрократия”: веберовская, марксова, имперская (восточная) и реалистическая (современная). Автор приходит к выводу, что применительно к нашим условиям адаптация и развитие реалистической концепции бюрократии – основной резерв совершенствования, модернизации института российской государственной службы. Отмечаются две тенденции в ее развитии: продвижение к демократической модернизации с учетом мирового опыта и стремление к оформлению независимой от общественного контроля бюрократической корпорации с ее особым миром и системой ценностей. По мнению автора, создание современной государственной службы должно идти параллельно с формированием гражданского общества.


Опубликовано на портале: 02-06-2004
А.С. Головин
Общественные науки и современность.
1996.
№ 1.
С. 28-34.
Ставится проблема, как в обществе, привыкшем к госрегулированию мобилизационной экономики, по сути, к перманентной “чрезвычайной ситуации”, выработать системы регулирования социально-экономической жизни. Автор исходит из принципов теории рациональности экономических свобод и нахождения действенных пределов допустимого вмешательства государства в экономику. В основе его подхода лежит четырехфакторная модель распределения совокупного дохода от реализованной продукции экономического субъекта. Выделяются внешние (рыночные) и внутренние ограничители экономической деятельности государства.


Опубликовано на портале: 02-06-2004
Наталия Андреевна Макашева, Лев Ильич Якобсон
Общественные науки и современность.
1996.
№ 1.
С. 5-14.
Авторы анализируют воздействие влиятельных групп, обладающих собственными специфическими
интересами, на ход российских реформ и связанные с ним специфические институциональные
изменения. Рассматриваются особенности позднесоветской экономики, обусловившие формы
ее дальнейших преобразований. Выделяются распределительные коалиции в переходной
экономике, блокирующие развитие рыночных отношений и утверждающих доминирование в
ней перераспределительных процессов, исследуются группы влияния и кластеры связей.
Делается вывод, что для успеха реформ не менее, а может быть и более важным, чем
расширение частного сектора экономики, является преодоление “рыхлости”
государственного сектора, являющейся одновременно и важным результатом деятельности
распределительных коалиций, и существенной предпосылкой их дальнейшей активности.


Опубликовано на портале: 03-06-2004
И.С. Синицина, Н.А. Чудакова
Общественные науки и современность.
1996.
№ 2.
С. 24-34.
Системные преобразования в Польше осуществлялись в русле монетарной политики, которая на пике жесткости, пришедшемся на 1990 г., получила название шоковой терапии («шок» был связан в основном с либерализацией цен, ликвидации дотаций и льготного кредитования). Статья убедительно показывает, что, хотя с самого начала целью польских реформ было выведение государства из экономической сферы, на практике, вопреки декларациям, основные регулятивные рычаги продолжали оставаться государственными. Только в новых условиях ими стали деньги, кредиты, процентные ставки и т.п. Благодаря такому гибкому подходу польская экономика сохранила жизнеспособность в переходный период, когда саморегулирующийся рынок в силу объективных причин не мог сложиться. И в этом и состоит главная ценность польского опыта для других стран, включая Россию.

