Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 27-07-2005
Владимир Олегович Рукавишников Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 3-15. 
По показателям качества демократии, конкурентоспособности экономики, развитости гражданского общества, электоральной активности граждан и некоторым другим характеристикам проведено сравнение семи стран – Финляндии, США, Германии, Италии, Южной Кореи, Бразилии и Российской Федерации. Рассмотрены статистические связи между значениями соответствующих показателей (по индексам и рейтингам стран, рассчитанным по опросам экспертов в 2000-2004 гг. в рамках реализации исследовательских проектов Программы развития ООН, Всемирного банка, Центра Фридом Хаус и др.). По большинству из них лидирует Финляндия; Россия значительно отстает от стран Запада и находится на уровне, близком к Бразилии, не имевшей до последнего времени устойчивых демократических традиций. Выявлена латентная зависимость между «качеством демократии» и «глобальной конкурентоспособностью» национальной экономики: в более конкурентоспособных обществах в целом лучше обеспечены гражданские и политические свободы, «больше прозрачности в принятии общественнозначимых решений и возможностей для выражения мнений бизнесменов, чем в обществах менее конкурентоспособных» (с. 7). Чем ниже оценивают эксперты влияние профсоюзов в стране, тем ниже рейтинг конкурентоспособности ее экономики. Между ВВП на душу населения и значениями индексов демократичности политического устройства имеется слабая положительная корреляция. В странах с невысоким жизненным стандартом низок индекс соблюдения законности, велик показатель коррумпированности, значительна разочарованность населения в отношении функционирования демократии. В заключительной части автор отмечает, что демократические институты препятствуют узурпации государства бизнесом и криминалом. Подчеркивается, что в условиях экономической глобализации необходима перманентная модернизация национальной экономики как условие, препятствующее смене роста спадом с превращением страны в неконкурентоспособную.
Опубликовано на портале: 19-07-2005
Динара Кайрбековна Казымбетова Социологические исследования. 2004.  № 8. С. 145-146. 
По мнению автора, коррупция - преступление политическое, представляющее повышенную общественную опасность. Любой коррупционный акт, означающий незаконный обмен должностных, административных, политических услуг на материальные или денежные выгоды, содействует разрушению легитимности правового порядка, государственной власти, управленческих прерогатив. В качестве массовидного явления коррупция подрывает формирование цивилизованного правосознания, способствует криминализации общества.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-07-2005
Василий Иванович Жуков Социологические исследования. 2005.  № 6. С. 25-34. 
Автор полагает, что объективная оценка политики «перестройки» и последовавших за ней радикальных реформ может быть дана только по прошествии значительного времени. Однако уже сейчас можно выявить некоторые тенденции. С 2000 г. наметились позитивные явления в экономике (продолжается экономический рост; несколько снизилась доля населения за чертой бедности) при сохранении груза нерешенных проблем. Социальная ответственность в мире бизнеса низка, что проявляется в финансовом эгоизме, хищническом отношении к наследству (производственные мощности, недра, леса и т.д.). Присущие нынешнему социально-экономическому положению черты драматизма обусловлены, в первую очередь, неудачами реформ. Опросы показывают, что рейтинг Президента В.В. Путина остается высоким, чего нельзя сказать о многих властных структурах. Среди целей внутренней политики правительство М. Фрадкова объявило ускорение экономического роста, удвоение к 2010 г. ВВП и сокращение к 2007 г бедности в 2 раза. Автор сомневается в осуществимости этих планов. Для этого требуется ежегодный прирост ВВП не менее чем на 7,8 %, но сейчас представляется проблематичным даже простое сохранение темпов экономического роста, характерных для 2000-2003 г. Одна из причин их замедления в 2004 г. – усиление разрыва между импортными и отечественными товарами на внутреннем рынке. Отмечается опасность и бесперспективность для реальной экономики делать ставку на увеличение экспорта сырья, прежде всего нефти. Основную роль в возрождении экономики должно играть опережающее развитие наукоемких отраслей. Среди важнейших задач автор выделяет реформу заработной платы, установление справедливой ренты на невосполнимые природные богатства, развитие фундаментальной и прикладной науки. В заключительном разделе статьи рассмотрено изменение положения России в «глобальной системе социальных координат». При наличии политической воли и обоснованной стратегии развития возможно создание в России сильного, социально ориентированного государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-09-2007
Лиля Викторовна Бозрикова, Людмила Дмитриевна Докторова, Павел Николаевич Лебедев Социологические исследования. 1990.  № 1. С. 34-41. 
В исследованиях системы госуправления долгие годы доминировало структурно-функциональное направление. Человеческий фактор этой системы затрагивался только с формальной стороны: при рассмотрении вопросов, касающихся правового статуса должностных лиц госаппарата, порядка выполнения служебных обязанностей, характера юридической ответственности. Данная статья посвящена анализу специфики деятельности госслужащих, их ценностными ориентациями и мотивацией в плане карьерного роста. Анализ типов карьеры и продолжительности пребывания на своих постах руководящих должностных лиц союзных министерств и ведомств дает основания считать, что кадровая политика 80-х годов на вершине государственной иерархии определялась устоявшимся механизмом функционирования госаппарата.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-04-2004
Ольга Владимировна Нечипоренко, Алексей Николаевич Вольский Социологические исследования. 2001.  № 9. С. 55-57. 
Весьма сжато представлены некоторые результаты исследований сельских локальных сообществ Республики Алтай (2000 г.). Сделаны выводы о характеристиках, роли и перспективах ренатурализации хозяйства в селах и деревнях, специфической роли в этом государственной инфраструктуры.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-09-2004
Теодор Ильич Ойзерман Социологические исследования. 2004.  № 4. С. 3-14. 
Автор, раскрывая особенности теории К. Маркса в историко-научном контексте эпохи (XIX век), как важнейший принцип учения основоположников марксизма выделяет детерминацию ими исторического процесса на основе решающей роли в нем способа производства. Вместе с тем, принцип детерминизма в работах Маркса и Энгельса не имел абсолютизированной формы, что аргументируется автором статьи рядом примеров. Так, в 1856 г. на основе обобщения опыта революции 1848 г. и изучения развития экономической жизни Маркс указывает на большее значение в буржуазном преобразовании технического прогресса. Ф. Энгельс в работах и письмах 80-х и начала 90-х гг. отмечал влияние на исход исторической борьбы различных элементов надстройки. Вывод автора на основе анализа теории марксизма в ее развитии: в своих исследованиях основоположники марксизма нередко отступали от однозначного понимания причинно-следственной связи между базисом и надстройкой (определяющая роль способа производства) и фактически склонялись к теории факторов. Этот вывод аргументирован примерами из интеллектуальной биографии Маркса и Энгельса и дополнен данными о развитии их положений последователями Маркса. Особое значение, по мнению автора, имели работы Г.В. Плеханова. В современном видении этой проблемы представляет интерес высказывание чл.-корр. РАН Г.Х. Шахназарова, который выступил против одностороннего толкования государства, политики и права лишь как надстроечных феноменов. Представлены также работы по этой тематики российского логика Д.В. Горского и зарубежных ученых, а также политических деятелей.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-11-2003
Михаил Федорович Черныш Социологические исследования. 2002.  № 11. С. 61-68. 
На основе данных общероссийского исследования социальной структуры, проведённого в 1999 г. Институтом социологии РАН, выделяется группа работников, связанных с информационными технологиями. На примере этой группы осуществляется попытка концептуализации отношений господства/подчинения в рамках новых видов производства. Социальное неравенство между полами определяется в форматах производственного процесса и характера разделения домашнего труда в группе "информационных" работников. Делается вывод о том, что внедрение информационных технологий в современное российское общество не устраняет социальные различия между мужчинами и женщинами.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-02-2005
Алим Ахатович Ахмадеев, Анвар Ахатович Ахмадеев Социологические исследования. 1995.  № 2. С. 19-25. 
Исследования закономерностей развития и функционирования регионального АПК в условиях экономической реформы представляют собой единую систему методов, состоящую из програмы конкретного социологического исследования, формулировки гипотез, организации и техники проведения исследования. Настоящая статья опирается на данные, полученные в ходе социологических исследований в сельских административных районах республики. Они носили многоуровневый характер: проводились в деревне, сельском административном районе, на предприятии перерабатывающей промышленности и в регионе в целом. Все это вместе взятое создает возможность комплексного изучения социологических проблем региона, начиная с его техноструктуры, социальной демографии и экологии.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Игорь Иванович Кальной, Михаил Борисович Сапунов, Эдуард Николаевич Фетисов Социологические исследования. 1991.  № 5. С. 18-25. 
Нужно признать, что для анализа негативных общественных явлений существует лишь один разработанный аппарат - марксистская концепция отчуждения. Статья посвящена выявлению условий и пределов применимости этой концепции к объяснению реалий советского общества. Авторы приходят к выводу, что в строгом смысле категория отчуждения применима лишь в рамках формационного подхода.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-12-2007
Владимир Иванович Якунин Социологические исследования. 2007.  № 2. С. 58-68. 
В статье рассматриваются пути развития взаимоотношений между государством и бизнесом, государственными учреждениями и частными фирмами и корпорациями как в России, так и за ее пределами. Под государственно-частным партнерством понимается сотрудничество между предприятиями, организациями бизнеса и государственными учреждениями, а также между региональными корпорациями и государственными предприятиями, направленное на достижение общих экономических целей, на решение актуальных социально-экономических задач. Представлены две концепции, от которых, как полагает автор, непосредственно зависят формы государственно-частного партнерства в современной России. Автор выделил две формы, условно обозначенные как "либеральная" и "дирижистская". В первом случае непосредственное участие государства производственной и хозяйственной в сфере минимизируется, во втором оно оказывается доминирующим. Рассмотрен случай США, где действует либеральная модель, но государство доминирует в экономической жизни и формирует мотивы поведения бизнеса с тем, чтобы он брал на себя казалось бы ему несвойственные и противоречащие его интересу доходности обязательства и ответственности. В России же пока не выработано правовых механизмов, которые позволяли бы государству обеспечивать мотивацию бизнес-сообщества к обеспечению роста экономики. Более того, российское государство отменило стимулирующую инвестиционную льготу по налогообложению в случае инвестирования в развитие основных средств. Рассматриваются первые шаги государства, направленные на налаживание партнерских отношений с бизнесом. Приведен также ряд примеров такого партнерства на региональном уровне.
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Lynn D. Nelson, Лилия Васильевна Бабаева, Руфат Октаевич Бабаев Социологические исследования. 1993.  № 1. С. 7-18. 
В 1991 г. в силу вступил целый ряд законов, одобривших предпринимательство и определивших положения программы вывода большого числа предприятий из-под контроля государства. Научные исследования, однако, выявляли потенциальное препятствие на пути осуществления первой стадии перехода к рыночной экономике — общественное мнение. В настоящем исследовании ставилась задача больше узнать об уровне общественной поддержки реформаторского законодательства 1991 г. основными слоями населения России, в частности опрашивались работники государственных, промышленных и строительных предприятий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-04-2006
Эдуард Николаевич Фетисов, Игорь Георгиевич Яковлев Социологические исследования. 1994.  № 2. С. 33-38. 
Исследования по программе НИР (1992–1993 гг.) позволили уточнить условия, способствующие как возрождению среди россиян духа инициативы и предпринимательства, так и максимальному раскрытию его социальных функций. Это – стабильная и последовательная государственная политика поддержки бизнеса: принятие соответствующей законодательной базы, установление разумной налоговой системы, формирование элементов рыночной инфраструктуры и т.д. Эти меры должны дополняться специальными механизмами стимулирования малого бизнеса – системой налоговых (кредитных) льгот для объектов, производящих наиболее нужные обществу товары и услуги.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-06-2005
Н.С. Мирошниченко, В.И. Максимов Социологические исследования. 1994.  № 11. С. 30-38. 
В 1992 г. в числе первых предприятий Петербурга Кировский завод стал акционерным обществом. Далее была проведена закрытая подписка на акции в трудовом коллективе, состоялся всероссийский чековый аукцион; в начале 1994 г. предприятие полностью становится самостоятельным. Анализируя этот период, авторы делают вывод о том, что приватизация представляет собою не одноразовый акт, а процесс, имеющий свои этапы и определенную логику развития. Он не заканчивается получением свидетельства, распродажей акций и первым собранием акционеров. По реальным изменениям этот процесс имеет более раннее начало и долгосрочное продолжение, разные смыслы на различных этапах, особенно если учитывать его субъективное восприятие.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-07-2005
Виктор Антонович Ковалев, Павел Петрович Кротов Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 95-104. 
В статье предсталены итоги обсуждения проблем экономического положения Республики Коми, взаимодействия бизнеса и власти на примере этого региона. В ходе дискуссии было затронуто несколько ключевых вопросов: 1) настолько сильна в мире тенденция усиления власти корпораций и ослабления национальных государств в связи с глобализацией; 2) какие социально-экономические и политические последствия принесла России и ее регионам приватизация? Есть ли надежды на повышение эффективности российской экономики; 3) можно ли говорить о существенном ослаблении влияния региональных властей по сравнению с федеральным Центром и крупными компаниями, приходящими в регионы; 4) какие последствия будет иметь образование в субъектах федерации, практически мало зависимых от местной власти и населения "бизнес-графств"; 5) что ждать населению провинции от новой волны экспансии большого бизнеса; 6) каковы перспективы и условия усиления формальных практик (и сокращения теневых) в деятельности политических акторов и государственных органов в регионах России?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Марина Викторовна Карелина Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 62-70. 
Внимание автора направлено на изучение феномена социального партнерства в сфере трудовых отношений в России. В отличие от западной модели развития, где социальный диалог формировался в ходе борьбы, в России он был "навязан со стороны правительства преимущественно формальным социальным партнерам", следствием чего стало неравенство сторон. В подтверждение этого тезиса представлена история реализации Указа Президента РФ "О социальном партнерстве в разрешении трудовых споров" (вышедшего в конце 1991 г.), приводятся результаты анализа сообщений прессы, профсоюзных документов и иных материалов, собранных в рамках проекта "Деятельность профсоюзных структур в современной России: трудовые отношения, социальное партнерство и политическое представительство". Вывод: на местах имеет место доминирование региональной власти при слабости профсоюзов и отсутствии ответственного представительства работодателей, в чем нередко заинтересованы лидеры профсоюзов, неспособные оказывать реальное воздействие на руководителей предприятий. При соблюдении внешних атрибутов демократии местная власть навязывает бюрократические правила игры. Подобная практика подтверждается опытом Самарской и Кемеровской федераций профсоюзов. В отчетности профсоюзов и администрации превалирует казуистика и формально-количественный подход, маскирующие их слабую роль в решении социальных проблем. Одна из причин – отсутствие массовой поддержки профсоюзам со стороны низовых организаций. Объективно просматривается роль трехсторонних комиссий – "гасить" периодически вспыхивающие трудовые конфликты, отказываясь от массовых форм противодействия неправомерным действиям администрации предприятий.
ресурс содержит прикрепленный файл