Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Социологические исследования

Опубликовано на портале: 19-06-2006
Олег Михайлович Барбаков Социологические исследования. 2002.  № 7. С. 96-100. 
Регион рассматривается в статье как социальная система со всеми входными, выходными характеристиками и функциями, обеспечивающими его жизнедеятельность. К исследованию этой системы автор обращается в плане тех возможностей, которые предоставляет концепция информационной регионологии. Речь идет об освещении таких аспектов, как определение субъекта и объекта регионального управления; формулирование основных принципов создания системы управления регионом; создание схемы организации информационных технологий регионального управления. Это позволяет создать информационно-социологический полигон, на базе которого проводится социальное проектирование, выбирается оптимальная модель системы регионального управления и разрабатывается механизм ее реализации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-01-2005
Г А Родионова Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 71-74. 
В ожесточенных спорах о частной собственности на землю полемизирующие стороны сплошь и рядом уходят от реального опыта российских предприятий, основанных на частной собственности. Земельная карта разыгрывается, чтобы набрать очки в предвыборной борьбе. В массовом сознании образ сельского предпринимателя тесно увязан с фигурой фермера-одиночки, да еще и без мотора. Между тем предприятия, использующие частную собственность на землю, могут иметь иную организационно-правовую форму, например, общество с ограниченной ответственностью или товарищество «на вере». На базе первых пяти хозяйств, реформированных по Нижегородской модели, образовались и действуют 17 товариществ. Они работают около полутора лет.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-06-2005
Алла Евгеньевна Чирикова Социологические исследования. 2001.  № 11. С. 35-46. 
В ходе рыночных реформ в стране проблема взаимоотношений власти и директорского корпуса постепенно смещалась из экономической сферы в сферу политическую. При постоянном возрастании роли местных властей в хозяйственной деятельности директора предприятий пытались формализовать систему взаимных обязательств, определить виды и размеры возможных отчислений. Позиция директоров сводится к необходимости выработки четких законодательных ограничений возможностей давления и спонтанных действий властных органов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Россия [статья]
Опубликовано на портале: 11-05-2006
Дж. Кейнс Социологические исследования. 1991.  № 7. С. 146-148. 
Перевод статьи Кейнса, опубликованной в «Manchester Guardian Commercial» в 1922 г. Основная мысль текста – в ходе октябрьского переворота власть в России захватили фанатики разрушения, для которых революционный коммунизм был удобным инструментом смещения царизма. Этим людям неизвестна природа экономических сил, проявляющаяся во всех обществах, поэтому они не смогли использовать то постоянное и надежное, что было в старой системе. Поскольку им теперь подходят любые рецепты восстановления рухнувшей экономики, страны Запада могут проводить в отношении Советов прагматический курс.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 28-01-2006
Марат Алексадрович Чешков Социологические исследования. 1991.  № 3. С. 123-131. 
В статье речь идет об управляющих государственным сектором, местных частных предпринимателях и высшем персонале отдельных мировых экономических организаций. Даются краткие характеристики этих трех групп. Проводятся межгрупповые сопоставления, выявляются личностные характеристики типичных представителей каждой из групп, в том числе на уровне генотипов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2004
Тамара Моисеевна Дридзе Социологические исследования. 1998.  № 2. С. 94-98. 
В статье поднимается вопрос о социальном познании, в том числе познании особенностей социально-территориального развития городов. Специфическая особенность городского пространства все более разрушается. Среди многих причин происходящего, с одной стороны – бессистемный отвод земель под застройку в историческом центре города, беспорядочное вторжение административной, офисной и частной жилой застройки, а также бездумная стандартная «дешевая» в экономическом и очень дорогая в социально-экологическом отношении застройка городской периферии. С другой стороны – очевидна сомнительность социальных и экологических приоритетов в сознании лиц, принимающих решения, связанные с организацией и реабилитацией городского пространства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-04-2006
Владимир Трофимович Кривошеев Социологические исследования. 2004.  № 6. С. 38-44. 
Одной из форм управления социальными процессами выступает политика социального партнерства в сфере регулирования рынка труда. Cуть социального партнерства автор видит в наличии механизма, через который предприниматели, трудящиеся и правительство компромиссным путем решают вопросы экономической и социальной политики в национальном масштабе. Корпоративизм же принято определять как форму социальной организации, при которой ключевые экономические, политические и социальные решения принимаются корпоративными группами или совместно этими группами и государством. В российских условиях большую популярность получила идея социального партнерства, чаще всего под этим названием понимают и то, что в другой стране обозначалось бы термином "корпоративизм". Причины такого соединения понятий и раскрываются в данной статье.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-08-2005
Галина Сергеевна Широкалова Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 82-91. 
Рассмотрено содержание законодательных актов по аграрной сфере, таких, как Закон РФ «О земельной реформе» (от 23.11.1990 г.); Земельный кодекс РФ (от 25.10.2001 г.); Указ Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (от 27.10.1993 г.). Отмечается, что Земельный кодекс обеспечил правовую базу для включения в рыночный оборот значительной части земель России. Исключения – земли, занятые Вооруженными Силами, стратегическими объектами, АЭС, природными заповедниками, национальными парками и др. По подсчетам специалистов это менее 3% земель России. Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (принят 24.07.2002 г.) разрешает юридическим лицам с участием зарубежного капитала покупать в России земли сельскохозяйственного назначения, если доля иностранного капитала менее 50% (ст. 3). По мнению автора, этот закон «разрабатывался под определенных заказчиков» (с. 84). Выводы: Нынешняя аграрная политика направлена на искусственное разорение крестьянства. Под угрозой оказалась продовольственная безопасность России. Предлагая программу-минимум и имея в виду современную геополитическую ситуацию, автор считает особо важным ужесточение ограничений на аренду земель иностранцами. Следует предотвратить спекуляцию землей, выделив в бюджетах всех уровней защиенной статьи расходов на выкуп у крестьян земельных долей. Кардинальная мера состояла бы, на ее взгляд, в отмене ст. 9 Конституции, фактически провозгласившей право частной собственности на природные ресурсы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2005
Наталья Анатольевна Шматко Социологические исследования. 1995.  № 6. С. 24-36. 
Автор исследует генезис патроната как новой социальной группы, а также процессов, посредством которых он конституируется. Делается вывод о том, что социальная группа предпринимателей существует пока только как "в-себе-группа", как объективация определенного социального пространства. Статья основана на материалах контент-анализа специализированной экономической прессы, данных госстатистики и анализе полуформализованных интервью предпринимателей различных уровней.
Опубликовано на портале: 25-03-2006
Виктор Павлович Макаренко Социологические исследования. 2001.  № 3. С. 33-43. 
Статья знакомит читателей с идеями книги польского исследователя А. Хиршмана (Hirschman A. Namietnosсi i interesy: u intelektualnych zrodel kapitalizmu. - Krakow, 1997). Вслед за польским коллегой автор считает весьма вредным и для науки, и для общества представление о существовании "нормального" капитализма как эталона для иных социально-экономических систем. Поскольку познавательные концепции современных школ социальной мысли возведены на базе нормативных, аксиологических постулатов, оценки предшествуют выделению предмета теоретического исследования. Поэтому ни "рыночная", ни "управляемая сверху", ни "смешанная" экономика не являются эффективными средствами решения социальных проблем и не могут считаться образцами для подражания.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 13-05-2004
Ольга Викторовна Крыштановская Социологические исследования. 2002.  № 8. С. 17-49. 
Экономический кризис 1998 г. «подкосил» ряды крупных бизнесменов. С приходом В. Путина была объявлена политика «равного удаления» бизнеса от политики. Означало ли это начало борьбы государства с олигархией или олигархами и какова роль современной бизнес-элиты России? Под бизнес-элитой в данной статье понимается верхушка крупных предпринимателей, которая в силу обладания финансовым могуществом и экономическими ресурсами оказывает существенное влияние на принятие общегосударственных решений. Бизнес-элита не тождественна крупным бизнесменам. Ключевой критерий принадлежности к данной группе - политическое влияние. Олигархией является такой тип государственного устройства, в котором крупные собственники имеют не только экономическую власть, но и политическое влияние. Олигархия основана на взаимодействии двух элитных групп: истэблишмента (политического субститута) и собственно бизнесменов. Взаимопроникновение власти и собственности выражается в постоянном торге и обмене ресурсами между обоими акторами. Постулируемый О.В. Крыштановской подход состоит в безличном (деперсонализированном) понимании бизнес-элиты. Привлекаемые оригинальные данные исследований сектора изучения элит Института социологии РАН позволяют автору ярко и интересно описать процесс восхождения российских элит, применяемые ими способы конвертации капиталов (политического в экономический, и, наоборот, экономического в политический), а также этап кризиса и падения олигархов формации ельцинской эпохи. Весьма важный вывод статьи заключается в том, что нынешняя бизнес-элита, вопреки бытующему мнению, по-прежнему оказывает весьма существенное, а как тенденция возрастающее влияние на политические процессы. Основой этого влияния являются специфические практики бизнес-элиты 1) пересаживания, 2) делегирования и 3) приватизации. Апогея эти практики достигают в российских регионах, где все отчетливее проступают черты автократии. Экономический проект новой власти - дальнейшая концентрация капитала в руках 20-25 финансово-промышленных групп полностью лояльных государству.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-08-2005
Святослав Иванович Григорьев Социологические исследования. 1997.  № 7. С. 30-43. 
В основу статьи положены данные трех всероссийских опросов населения 1993,1995 и 1996 гг. в рамках российско-американского проекта под руководством Дж.Хаффа, С.Леман, М.Губогло и С.Туманова (автор статьи руководил региональной исследовательской группой на Алтае). Рассматриваются изменения, произошедшие в массовом сознании в первой половине 90-х гг. Приводятся данные об эволюции представлений населения о роли государства в ограничении доходов; о взаимосвязи ориентаций респондентов 1995 г. на то или иное участие государства в ограничении доходов богатых граждан и характере отношения к лидеру, который во имя восстановления порядка в России ввел бы в стране диктаторский режим. В динамике исследуются данные об отношении россиян к приватизации, о взаимосвязи отношения к демократии и к ограничению богатства. Рассматривается дифференциация отношения к деятельности Б.Ельцина в зависимости от оценки справедливости ограничения доходов богатых. Сравниваются показатели отношения к ограничению доходов у русского и нерусского населения, а также возрастные и должностные отличия респондентов по отношению к этому вопросу. На основе проведенного анализа выделяется доля «государственников» в различных должностных группах по состоянию на 1995 г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 26-06-2006
Борис Иванович Зеленко Социологические исследования. 2004.  № 5. С. 108-112. 
Политическое влияние большинству финансово-промышленных групп необходимо для достижения ряда стратегических целей, главная из которых - преуспеть в конкурентной борьбе и за счет этого обеспечить надежное развитие своего бизнеса. В то же время расширение экономического влияния ведет к появлению у ФПГ более широкого круга политических интересов. Непременными условиями достижения как экономических, так и политических целей является при этом доступ к государственным ресурсам.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-01-2007
Евгения Сергеевна Балабанова Социологические исследования. 2006.  № 1. С. 54-64. 
В статье анализируются отношения социально-экономической зависимости в их связи с властными отношениями. Автор рассматривает взаимодействие находящихся в неравных условиях участников обмена с помощью теоретической модели отношений «зависимого» и «провайдера». «Зависимый» испытывает высокую потребность в конкретном благе или ресурсе. Монопольно владеющий ими или обладающий контролем доступа к ним «провайдер» выступает как безальтернативный поставщик. «Зависимый» не является уникальным поставщиком необходимых «провайдеру» ресурсов; в большей степени он заинтересован в «провайдере», чем «провайдер» – в нем. В роли «зависимых» могут выступать как отдельные индивиды, так и социальные группы, регионы, государства. "Провайдерами" могут быть индивиды и надындивидуальные образования: работодатели, благотворительные организации, государства, транснациональные корпорации. Выделены два класса причин неравного доступа к экономическим ресурсам: 1. Внешние причины (естественные факторы среды, искусственные ограничения прав собственности); 2.Причины, обусловленные характеристиками зависимых. Рассмотрен ряд примеров внешних причин такого неравенства. Это правовые нормы патриархального общества, запрещавшие женщине получать образование и работать, что "привязывало" ее к единственному источнику средств существования - мужчине - главе семьи. Показано, что искусственные ограничения доступа граждан к экономическим ресурсам известны из недавней советской истории. Это запрет на занятие предпринимательской деятельностью, невозможность владеть средствами производства и, за небольшими исключениями, недвижимостью, ограничение трудовой мобильности. "Экономика дефицита" лишала советских граждан выбирать поставщиков, подчиняя их потребности диктату производителей-монополистов. Далее рассматриваются вызывающие неравенство характеристики зависимых. Таковы, в частности, индивидуальные качества человека, ограничивающие его шансы успешного трудоустройства. Исследуются формы социальной власти и контроля "провайдера" над поведением и сознанием "зависимого".
ресурс содержит прикрепленный файл