Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Социологические исследования

Выпуски:
Опубликовано на портале: 27-07-2005
Владимир Олегович Рукавишников Социологические исследования. 2005.  № 2. С. 3-15. 
По показателям качества демократии, конкурентоспособности экономики, развитости гражданского общества, электоральной активности граждан и некоторым другим характеристикам проведено сравнение семи стран – Финляндии, США, Германии, Италии, Южной Кореи, Бразилии и Российской Федерации. Рассмотрены статистические связи между значениями соответствующих показателей (по индексам и рейтингам стран, рассчитанным по опросам экспертов в 2000-2004 гг. в рамках реализации исследовательских проектов Программы развития ООН, Всемирного банка, Центра Фридом Хаус и др.). По большинству из них лидирует Финляндия; Россия значительно отстает от стран Запада и находится на уровне, близком к Бразилии, не имевшей до последнего времени устойчивых демократических традиций. Выявлена латентная зависимость между «качеством демократии» и «глобальной конкурентоспособностью» национальной экономики: в более конкурентоспособных обществах в целом лучше обеспечены гражданские и политические свободы, «больше прозрачности в принятии общественнозначимых решений и возможностей для выражения мнений бизнесменов, чем в обществах менее конкурентоспособных» (с. 7). Чем ниже оценивают эксперты влияние профсоюзов в стране, тем ниже рейтинг конкурентоспособности ее экономики. Между ВВП на душу населения и значениями индексов демократичности политического устройства имеется слабая положительная корреляция. В странах с невысоким жизненным стандартом низок индекс соблюдения законности, велик показатель коррумпированности, значительна разочарованность населения в отношении функционирования демократии. В заключительной части автор отмечает, что демократические институты препятствуют узурпации государства бизнесом и криминалом. Подчеркивается, что в условиях экономической глобализации необходима перманентная модернизация национальной экономики как условие, препятствующее смене роста спадом с превращением страны в неконкурентоспособную.
Опубликовано на портале: 23-07-2005
Василий Иванович Жуков Социологические исследования. 2005.  № 6. С. 25-34. 
Автор полагает, что объективная оценка политики «перестройки» и последовавших за ней радикальных реформ может быть дана только по прошествии значительного времени. Однако уже сейчас можно выявить некоторые тенденции. С 2000 г. наметились позитивные явления в экономике (продолжается экономический рост; несколько снизилась доля населения за чертой бедности) при сохранении груза нерешенных проблем. Социальная ответственность в мире бизнеса низка, что проявляется в финансовом эгоизме, хищническом отношении к наследству (производственные мощности, недра, леса и т.д.). Присущие нынешнему социально-экономическому положению черты драматизма обусловлены, в первую очередь, неудачами реформ. Опросы показывают, что рейтинг Президента В.В. Путина остается высоким, чего нельзя сказать о многих властных структурах. Среди целей внутренней политики правительство М. Фрадкова объявило ускорение экономического роста, удвоение к 2010 г. ВВП и сокращение к 2007 г бедности в 2 раза. Автор сомневается в осуществимости этих планов. Для этого требуется ежегодный прирост ВВП не менее чем на 7,8 %, но сейчас представляется проблематичным даже простое сохранение темпов экономического роста, характерных для 2000-2003 г. Одна из причин их замедления в 2004 г. – усиление разрыва между импортными и отечественными товарами на внутреннем рынке. Отмечается опасность и бесперспективность для реальной экономики делать ставку на увеличение экспорта сырья, прежде всего нефти. Основную роль в возрождении экономики должно играть опережающее развитие наукоемких отраслей. Среди важнейших задач автор выделяет реформу заработной платы, установление справедливой ренты на невосполнимые природные богатства, развитие фундаментальной и прикладной науки. В заключительном разделе статьи рассмотрено изменение положения России в «глобальной системе социальных координат». При наличии политической воли и обоснованной стратегии развития возможно создание в России сильного, социально ориентированного государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Марина Викторовна Карелина Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 62-70. 
Внимание автора направлено на изучение феномена социального партнерства в сфере трудовых отношений в России. В отличие от западной модели развития, где социальный диалог формировался в ходе борьбы, в России он был "навязан со стороны правительства преимущественно формальным социальным партнерам", следствием чего стало неравенство сторон. В подтверждение этого тезиса представлена история реализации Указа Президента РФ "О социальном партнерстве в разрешении трудовых споров" (вышедшего в конце 1991 г.), приводятся результаты анализа сообщений прессы, профсоюзных документов и иных материалов, собранных в рамках проекта "Деятельность профсоюзных структур в современной России: трудовые отношения, социальное партнерство и политическое представительство". Вывод: на местах имеет место доминирование региональной власти при слабости профсоюзов и отсутствии ответственного представительства работодателей, в чем нередко заинтересованы лидеры профсоюзов, неспособные оказывать реальное воздействие на руководителей предприятий. При соблюдении внешних атрибутов демократии местная власть навязывает бюрократические правила игры. Подобная практика подтверждается опытом Самарской и Кемеровской федераций профсоюзов. В отчетности профсоюзов и администрации превалирует казуистика и формально-количественный подход, маскирующие их слабую роль в решении социальных проблем. Одна из причин – отсутствие массовой поддержки профсоюзам со стороны низовых организаций. Объективно просматривается роль трехсторонних комиссий – "гасить" периодически вспыхивающие трудовые конфликты, отказываясь от массовых форм противодействия неправомерным действиям администрации предприятий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-08-2005
Галина Сергеевна Широкалова Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 82-91. 
Рассмотрено содержание законодательных актов по аграрной сфере, таких, как Закон РФ «О земельной реформе» (от 23.11.1990 г.); Земельный кодекс РФ (от 25.10.2001 г.); Указ Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (от 27.10.1993 г.). Отмечается, что Земельный кодекс обеспечил правовую базу для включения в рыночный оборот значительной части земель России. Исключения – земли, занятые Вооруженными Силами, стратегическими объектами, АЭС, природными заповедниками, национальными парками и др. По подсчетам специалистов это менее 3% земель России. Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (принят 24.07.2002 г.) разрешает юридическим лицам с участием зарубежного капитала покупать в России земли сельскохозяйственного назначения, если доля иностранного капитала менее 50% (ст. 3). По мнению автора, этот закон «разрабатывался под определенных заказчиков» (с. 84). Выводы: Нынешняя аграрная политика направлена на искусственное разорение крестьянства. Под угрозой оказалась продовольственная безопасность России. Предлагая программу-минимум и имея в виду современную геополитическую ситуацию, автор считает особо важным ужесточение ограничений на аренду земель иностранцами. Следует предотвратить спекуляцию землей, выделив в бюджетах всех уровней защиенной статьи расходов на выкуп у крестьян земельных долей. Кардинальная мера состояла бы, на ее взгляд, в отмене ст. 9 Конституции, фактически провозгласившей право частной собственности на природные ресурсы.
ресурс содержит прикрепленный файл