Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 218

Опубликовано на портале: 18-06-2004
Елена Михайловна Авраамова, Игорь Борисович Гурков, Г.К. Булычкина Общественные науки и современность. 1995.  № 6. С. 18-28. 
Авторы оценивают итоги первого этапа приватизации в связи с процессами социальной адаптации. В основу анализа легли данные специального социологического исследования Института социально-экономических проблем народонаселения РАН и мониторинга общественного мнения ВЦИОМ. Приводятся оценки, даваемые населением результатам приватизации, а также оценки изменениям в уровне жизни. Исследуются надежды и разочарования людей, связанные с акционированием промышленных предприятий, приводятся данные о реальных и желаемых владельцах предприятий. Особо рассматриваются перспективы совершенствования культуры управления, приводятся данные исследования о сравнительной значимости оценок необходимости совершенствования знаний и умений в различных сферах жизни. В частности, для рабочих приоритетной оказалась сфера отстаивания собственных прав и групповых интересов, а также лучшего понимания дел предприятия и рационализации бюджета семьи. Для управленцев приоритетны сферы лучшего понимания дел предприятия, выполнения производственных требований, поиска работы и отстаивания своих прав. Дается общая характеристика культуры управления, сложившейся к середине 90-х гг.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-06-2005
Н.С. Мирошниченко, В.И. Максимов Социологические исследования. 1994.  № 11. С. 30-38. 
В 1992 г. в числе первых предприятий Петербурга Кировский завод стал акционерным обществом. Далее была проведена закрытая подписка на акции в трудовом коллективе, состоялся всероссийский чековый аукцион; в начале 1994 г. предприятие полностью становится самостоятельным. Анализируя этот период, авторы делают вывод о том, что приватизация представляет собою не одноразовый акт, а процесс, имеющий свои этапы и определенную логику развития. Он не заканчивается получением свидетельства, распродажей акций и первым собранием акционеров. По реальным изменениям этот процесс имеет более раннее начало и долгосрочное продолжение, разные смыслы на различных этапах, особенно если учитывать его субъективное восприятие.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 15-05-2005
Олег Сергеевич Пчелинцев Общественные науки и современность. 1991.  № 4. С. 13-23. 
Автор подвергает критике популярные в 90-91 гг. подходы к разгосударствлению экономики. Критикуя П.Бунича, Л.Пияшеву, Г.Попова, предлагавших варианты ускоренной раздачи государственного имущества, автор подчеркивает, что ускоренный переход к рынку может быть успешным только в той мере, в какой удастся развить отношение к государственной собственности как священной и неприкосновенной. Подвергается сомнению тезис о необходимости для реформ “большой” приватизации. Наиболее адекватным путем автор считает путь долгосрочной аренды, предлагается концепция национальной арендной системы. Акцентируется внимание на том, что функции собственника и предпринимателя в экономике различны.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-11-2004
Александр Яковлевич Рубинштейн, Руслан Семенович Гринберг Экономическая наука современной России. 1998.  № 2. С. 34-56. 
В статье представлены основные положения разрабатываемой авторами общей теории социальной экономии и дается развернутая критика атомарного экономического мировоззрения. Предпринята попытка объединения классических рыночных аксиом с парадигмой социализации и разработана концепция экономической социодинамики, являющаяся ядром новой экономической теории. В рамках этой концепции обосновывается ключевое теоретическое положение о существовании несводимых общественных потребностей и вводится категорию «социальной полезности», носителем которой является государство. В работе выдвигается гипотеза о государстве как о полноправном субъекте рыночных отношений и новом понимании рыночного равновесия. Предлагается расширительная трактовка Парето-оптимума и дается характеристика основных принципов рационального поведения государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-08-2010
В.В. Сорокожердьев TERRA ECONOMICUS. 2010.  Т. 8. № 2. С. 79-84. 
В работе рассмотрены и проанализированы основные проблемы формирования и реализации экономической политики России на основе применения альтернативного и системного подхода в условиях нестабильности. Предложены меры по совершенствованию экономической политики в рамках стратегии модернизации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 17-04-2004
Erik Olin Wright
Перев.: О.В. Екатеринчева (ориг.: Русский) Рубеж (альманах социальных исследований). 1996.  № 8-9. С. 49-59. 
Лекция, прочитанная 5 февраля 1992г.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 02-06-2004
Наталия Андреевна Макашева, Лев Ильич Якобсон Общественные науки и современность. 1996.  № 1. С. 5-14. 
Авторы анализируют воздействие влиятельных групп, обладающих собственными специфическими интересами, на ход российских реформ и связанные с ним специфические институциональные изменения. Рассматриваются особенности позднесоветской экономики, обусловившие формы ее дальнейших преобразований. Выделяются распределительные коалиции в переходной экономике, блокирующие развитие рыночных отношений и утверждающих доминирование в ней перераспределительных процессов, исследуются группы влияния и кластеры связей. Делается вывод, что для успеха реформ не менее, а может быть и более важным, чем расширение частного сектора экономики, является преодоление “рыхлости” государственного сектора, являющейся одновременно и важным результатом деятельности распределительных коалиций, и существенной предпосылкой их дальнейшей активности.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 23-07-2005
Виктор Антонович Ковалев, Павел Петрович Кротов Социологические исследования. 2004.  № 7. С. 95-104. 
В статье предсталены итоги обсуждения проблем экономического положения Республики Коми, взаимодействия бизнеса и власти на примере этого региона. В ходе дискуссии было затронуто несколько ключевых вопросов: 1) настолько сильна в мире тенденция усиления власти корпораций и ослабления национальных государств в связи с глобализацией; 2) какие социально-экономические и политические последствия принесла России и ее регионам приватизация? Есть ли надежды на повышение эффективности российской экономики; 3) можно ли говорить о существенном ослаблении влияния региональных властей по сравнению с федеральным Центром и крупными компаниями, приходящими в регионы; 4) какие последствия будет иметь образование в субъектах федерации, практически мало зависимых от местной власти и населения "бизнес-графств"; 5) что ждать населению провинции от новой волны экспансии большого бизнеса; 6) каковы перспективы и условия усиления формальных практик (и сокращения теневых) в деятельности политических акторов и государственных органов в регионах России?
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 10-07-2005
Марина Викторовна Карелина Социологические исследования. 2005.  № 3. С. 62-70. 
Внимание автора направлено на изучение феномена социального партнерства в сфере трудовых отношений в России. В отличие от западной модели развития, где социальный диалог формировался в ходе борьбы, в России он был "навязан со стороны правительства преимущественно формальным социальным партнерам", следствием чего стало неравенство сторон. В подтверждение этого тезиса представлена история реализации Указа Президента РФ "О социальном партнерстве в разрешении трудовых споров" (вышедшего в конце 1991 г.), приводятся результаты анализа сообщений прессы, профсоюзных документов и иных материалов, собранных в рамках проекта "Деятельность профсоюзных структур в современной России: трудовые отношения, социальное партнерство и политическое представительство". Вывод: на местах имеет место доминирование региональной власти при слабости профсоюзов и отсутствии ответственного представительства работодателей, в чем нередко заинтересованы лидеры профсоюзов, неспособные оказывать реальное воздействие на руководителей предприятий. При соблюдении внешних атрибутов демократии местная власть навязывает бюрократические правила игры. Подобная практика подтверждается опытом Самарской и Кемеровской федераций профсоюзов. В отчетности профсоюзов и администрации превалирует казуистика и формально-количественный подход, маскирующие их слабую роль в решении социальных проблем. Одна из причин – отсутствие массовой поддержки профсоюзам со стороны низовых организаций. Объективно просматривается роль трехсторонних комиссий – "гасить" периодически вспыхивающие трудовые конфликты, отказываясь от массовых форм противодействия неправомерным действиям администрации предприятий.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-10-2011
Анна Александровна Сурцева Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2011.  Т. 3. № 3. С. 94-102. 
Автор обосновывает необходимость учета многоуровневости социального контракта при оценке содержания и перспектив формирования горизонтального социального контракта в России, так как контрактные практики, складывающиеся на региональном уровне, во многом будут определять вероятные параметры общероссийского горизонтального социального контракта. Анализ практики регионально социального контракта власти и бизнеса в России привел к выводу о наличии элементов двух типов социального контракта («вертикального» и «горизонтального»). Однако возникающие на региональном уровне специфические контрактные взаимосвязи (квазиналоговые сборы и организованное спонсорство) можно рассматривать как проявление объективной тенденции к формированию неклассического варианта горизонтального социального контракта.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 19-06-2006
Олег Михайлович Барбаков Социологические исследования. 2002.  № 7. С. 96-100. 
Регион рассматривается в статье как социальная система со всеми входными, выходными характеристиками и функциями, обеспечивающими его жизнедеятельность. К исследованию этой системы автор обращается в плане тех возможностей, которые предоставляет концепция информационной регионологии. Речь идет об освещении таких аспектов, как определение субъекта и объекта регионального управления; формулирование основных принципов создания системы управления регионом; создание схемы организации информационных технологий регионального управления. Это позволяет создать информационно-социологический полигон, на базе которого проводится социальное проектирование, выбирается оптимальная модель системы регионального управления и разрабатывается механизм ее реализации.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 06-01-2005
Г А Родионова Социологические исследования. 1996.  № 3. С. 71-74. 
В ожесточенных спорах о частной собственности на землю полемизирующие стороны сплошь и рядом уходят от реального опыта российских предприятий, основанных на частной собственности. Земельная карта разыгрывается, чтобы набрать очки в предвыборной борьбе. В массовом сознании образ сельского предпринимателя тесно увязан с фигурой фермера-одиночки, да еще и без мотора. Между тем предприятия, использующие частную собственность на землю, могут иметь иную организационно-правовую форму, например, общество с ограниченной ответственностью или товарищество «на вере». На базе первых пяти хозяйств, реформированных по Нижегородской модели, образовались и действуют 17 товариществ. Они работают около полутора лет.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 09-09-2004
В. Тихонов Общественные науки и современность. 1994.  № 2. С. 5-14. 
Последнее интервью, данное видным деятелем эпохи перестройки и начала рыночных реформ президентом Лиги кооператоров и предпринимателей России академиком РАСХН В.Тихоновым. Ученый критикует преобразования начала 90-х, превалирование тенденций монополизма, лишь спустившихся с государственного уровня на уровень субъектов Федерации и крупных предприятий, показывает, какие выгоды от реформ получили госпредприятия в ущерб лишь развивающемуся сектору свободной экономики. Отмечается появление обособленных от государственного аппарата монопольных группировок, которые ученый считает даже более опасными, чем государственные. Ставятся проблемы малого и среднего бизнеса, идеологии и методологии проведения преобразований, в частности тревогу вызывает невостребованность реформаторами-практиками имеющихся отечественных научных разработок.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 18-06-2004
Иосиф Евгеньевич Дискин Общественные науки и современность. 1995.  № 6. С. 29-41. 
Автор рассматривает социокультурную среду российских преобразований, способную стать источником институциональной дисфункции. Анализ опирается на данные социологических обследований Института социально-экономических проблем народонаселения РАН. Особое внимание Дискина привлекает конфликт между номинальными установлениями и реальными институциональными регуляторами, имеющими явное социокультурное отображение. Характеризуется субъект российских реформ, рассматривается проблема институциализирующей роли элит. В целом ситуация в стране характеризуется как институциональный кризис, предлагаются пути его преодоления. Ставятся проблемы нарождающейся олигархии, а также неравновесия между новой структурой социополитических и социоэкономических ресурсов, с одной стороны, и властным центром – с другой. Предлагаются два сценария выхода из кризиса российской элиты и, соответственно, государства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 24-04-2004
Аркадий Ильич Пригожин Общественные науки и современность. 2001.  № 4. С. 55-61. 
Ключевая проблема современного менеджмента, которая детерминирует несоответствие исходных посылок и проявившихся в реальности плодов реформаторских усилий, заключается в тотальной управленческой некомпетентности российских руководителей. Сбои проявляются уже на стадии выработки решений, а еще больше при их реализации. Как утверждает автор, данная ситуация обусловливается влиянием моделей управления, характерных для советской системы. Укорененность так называемых родительско-детских отношений (при которых подданные обладают статусом детей (Д), а власть берет на себя обязанности родителей (Р)) свидетельствуют о том, что реформа есть проблема не столько экономическая или политическая, сколько социокультурная. В либеральной традиции менеджмента, напротив, все люди рассматриваются как социально взрослые (В). Если первая модель предполагает одобряемый социальным большинством патернализм, то вторая ориентируется на независимого, рационального, преследующего собственные интересы, но готового принять ответственность за последствия своих действий человека. Согласно исследованиям Э. Берна, которому и принадлежит открытие формулы РДВ, самое ресурсное состояние - взрослый. Между тем на предприятиях и в учреждениях страны до сих предпочитают родительствовать над подчиненными, загоняя их в деловое детство. Этот стиль управления, определяемый А.И. Пригожиным, как самоцентризм характеризуется стягиванием на себя максимального объема связей, решений, ответственности и пошаговым контролем. Доминирование схем оперативного управления (ведущее, в конечном счете, к демотивированию труда подчиненных) удерживает организацию в режиме функционирования без способности к развитию. Одним из факторов изменения качества руководства организациями разного масштаба и профиля может стать управленческое консультирование.
ресурс содержит прикрепленный файл