Эксоцман
на главную поиск contacts
Что такое экономическая социология? Это не "междисциплинарные исследования". Это не "изучение социальных проблем в экономике". Это не проведение опросов населения. Это не маркетинговые исследования. Что же это? (подробнее...)

Статьи

Всего статей в данном разделе : 218

Опубликовано на портале: 28-01-2006
Марат Алексадрович Чешков Социологические исследования. 1991.  № 3. С. 123-131. 
В статье речь идет об управляющих государственным сектором, местных частных предпринимателях и высшем персонале отдельных мировых экономических организаций. Даются краткие характеристики этих трех групп. Проводятся межгрупповые сопоставления, выявляются личностные характеристики типичных представителей каждой из групп, в том числе на уровне генотипов.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-10-2004
Тамара Моисеевна Дридзе Социологические исследования. 1998.  № 2. С. 94-98. 
В статье поднимается вопрос о социальном познании, в том числе познании особенностей социально-территориального развития городов. Специфическая особенность городского пространства все более разрушается. Среди многих причин происходящего, с одной стороны – бессистемный отвод земель под застройку в историческом центре города, беспорядочное вторжение административной, офисной и частной жилой застройки, а также бездумная стандартная «дешевая» в экономическом и очень дорогая в социально-экологическом отношении застройка городской периферии. С другой стороны – очевидна сомнительность социальных и экологических приоритетов в сознании лиц, принимающих решения, связанные с организацией и реабилитацией городского пространства.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-11-2004
Вячеслав Николаевич Келасьев Журнал социологии и социальной антропологии. 1999.  Т. 2. № 2. С. 80-89. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 20-11-2004
Игорь Анатольевич Голосенко Журнал социологии и социальной антропологии. 2000.  Т. 3. № 3. С. 129-141. 

ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 08-08-2003
Nicole Woolsey Biggart
Ред.: Вадим Валерьевич Радаев
Перев.: Мария Сергеевна Добрякова (ориг.: Русский) Экономическая социология. 2001.  Т. 2. № 5. С. 49-58. 
В данной работе делается попытку опровергнуть неоклассическую посылку о том, что все рынки должны быть похожими друг на друга, а отличия между ними свидетельствуют об их несовершенстве. Вместо того, чтобы говорить о "модели" рынка, принятой в экономической теории, предлагается альтернативный взгляд на рынки и рыночное действие, основывающийся на четырех исходных посылках. Автор утверждает, что эта точка зрения подтверждается результатами наблюдений, а выстроенная на ее основе политика оказывается более верной.
ресурс содержит гиперссылку на сайт, на котором можно найти дополнительную информацию
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Сергей Николаевич Смирнов Мир России. 2001.  Т. 10. № 2. С. 36-49. 
Социальные последствия экономических реформ в России в 1990-е гг. не во всех случаях могут быть оценены количественно, поскольку в этот период в стране формировалась принципиально новая социальная структура общества. Поэтому важно определить немонетарные социальные последствия реформ, в числе которых — формирование нормального рынка потребительских товаров и услуг, появление экономически независимых от государства домохозяйств, наконец, развитие демократических процедур. Закрепление положительных сдвигов возможно на основе разделения социальной ответственности между государством и домохозяйствами. Содержательное наполнение понятия социальной ответственности будет дифференцироваться по группам домохозяйств.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 12-04-2006
Владимир Трофимович Кривошеев Социологические исследования. 2004.  № 6. С. 38-44. 
Одной из форм управления социальными процессами выступает политика социального партнерства в сфере регулирования рынка труда. Cуть социального партнерства автор видит в наличии механизма, через который предприниматели, трудящиеся и правительство компромиссным путем решают вопросы экономической и социальной политики в национальном масштабе. Корпоративизм же принято определять как форму социальной организации, при которой ключевые экономические, политические и социальные решения принимаются корпоративными группами или совместно этими группами и государством. В российских условиях большую популярность получила идея социального партнерства, чаще всего под этим названием понимают и то, что в другой стране обозначалось бы термином "корпоративизм". Причины такого соединения понятий и раскрываются в данной статье.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 05-08-2005
Галина Сергеевна Широкалова Социологические исследования. 2005.  № 1. С. 82-91. 
Рассмотрено содержание законодательных актов по аграрной сфере, таких, как Закон РФ «О земельной реформе» (от 23.11.1990 г.); Земельный кодекс РФ (от 25.10.2001 г.); Указ Президента РФ «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (от 27.10.1993 г.). Отмечается, что Земельный кодекс обеспечил правовую базу для включения в рыночный оборот значительной части земель России. Исключения – земли, занятые Вооруженными Силами, стратегическими объектами, АЭС, природными заповедниками, национальными парками и др. По подсчетам специалистов это менее 3% земель России. Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (принят 24.07.2002 г.) разрешает юридическим лицам с участием зарубежного капитала покупать в России земли сельскохозяйственного назначения, если доля иностранного капитала менее 50% (ст. 3). По мнению автора, этот закон «разрабатывался под определенных заказчиков» (с. 84). Выводы: Нынешняя аграрная политика направлена на искусственное разорение крестьянства. Под угрозой оказалась продовольственная безопасность России. Предлагая программу-минимум и имея в виду современную геополитическую ситуацию, автор считает особо важным ужесточение ограничений на аренду земель иностранцами. Следует предотвратить спекуляцию землей, выделив в бюджетах всех уровней защиенной статьи расходов на выкуп у крестьян земельных долей. Кардинальная мера состояла бы, на ее взгляд, в отмене ст. 9 Конституции, фактически провозгласившей право частной собственности на природные ресурсы.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 03-06-2004
И.С. Синицина, Н.А. Чудакова Общественные науки и современность. 1996.  № 2. С. 24-34. 
Системные преобразования в Польше осуществлялись в русле монетарной политики, которая на пике жесткости, пришедшемся на 1990 г., получила название шоковой терапии («шок» был связан в основном с либерализацией цен, ликвидации дотаций и льготного кредитования). Статья убедительно показывает, что, хотя с самого начала целью польских реформ было выведение государства из экономической сферы, на практике, вопреки декларациям, основные регулятивные рычаги продолжали оставаться государственными. Только в новых условиях ими стали деньги, кредиты, процентные ставки и т.п. Благодаря такому гибкому подходу польская экономика сохранила жизнеспособность в переходный период, когда саморегулирующийся рынок в силу объективных причин не мог сложиться. И в этом и состоит главная ценность польского опыта для других стран, включая Россию.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Рустем Махмутович Нуреев Мир России. 2001.  Т. 10. № 3. С. 3-66. 
Рассматриваются социальные субъекты постсоветской России (домохозяйства, фирмы, государство, показываются институциональные особенности их формирования в условиях догоняющего развития. Раскрываются содержание и формы нерыночного приспособления к рынку домохозяйств, показывается, как в постсоветской России сформировалась экономика физических лиц, патернализма, бартера и рэкета. Особое внимание уделено анализу власти-собственности в досоветский по советский периоды и тенденциям ее развития в современной России. Намечаются два пути депривации (государственно-бюрократический и демократический) и указываются возможности выхода из институциональной ловушки, в которой оказалось постсоветское общество.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 21-04-2004
Н.С. Волостнов Общественные науки и современность. 2003.  № 5. С. 23-32. 
Анализируя права собственности применительно к конкретным организационно-правовым формам государственных предприятий, исходя из степени их “государственности” автор статьи приходит к выводу о необходимости не только реализовывать соответствующие интересы государства, но и обеспечивать наиболее эффективное использование государственного имущества, устранив тем самым трагедию его “общедоступности”. На сегодняшний день, подчеркивается в статье, нет соответствия между федеральным законодательством и внутренними регулирующими нормами самих предприятий, что мешает четко и однозначно специфицировать права государственной собственности.
Опубликовано на портале: 15-09-2003
Андрей Александрович Яковлев Вопросы экономики. 2003.  № 4. С. 37-49. 
В статье выделены основные группы влиятельных агентов, вовлеченных в процессы корпоративного управления в России со стороны как бизнеса, так и государства. Проанализированы интересы этих групп, а также эволюция стратегий их поведения в отношении корпоративного законодательства. На этой основе предложены возможные алгоритмы прикладного анализа спроса на право в сфере корпоративного управления.
Опубликовано на портале: 31-12-2010
Светлана Юрьевна Барсукова Мир России. 2006.  Т. 15. № 3. С. 158-179. 
В современной России теневая экономика и теневая политика неразрывно связаны. Они воспроизводят друг друга. Экономические агенты делают политику теневой, покупая места во властной иерархии, продвигая своих людей на выборах и финансируя политические партии. В свою очередь, политика делает теневой экономику, используя ее в качестве финансового источника реализации политических проектов. При этом речь идет не о сращивании теневой экономики и теневой политики как двух негативных, но автономных явлений, а об их взаимообусловленности. Теневая экономика и теневая политика не существуют в России порознь; они представляют собой две стороны единого процесса восстановления властной иерархии как основного принципа распределения экономических возможностей. В центре внимания данной статьи проблема вовлечения теневых капиталов в избирательные кампании. База данных – экспертные интервью с политтехнологами, представителями власти и бизнеса, с теми, кто в силу занимаемой должности или профессионального опыта посвящен в теневые конфигурации интересов участников политического процесса, знаком со схемами сращивания теневой экономики и теневой политики. Статья состоит из трех частей. Сначала мы рассмотрим баланс интересов бизнеса власти в условиях их теневизации, а именно проанализируем, в чем состоит зависимость бизнеса от теневой политики и почему власть заинтересована в теневом бизнесе. Далее обсудим вопрос, какие стратегии использует бизнес для «захвата власти»? Наконец, расскажем про то, как теневые капиталы вовлекаются в избирательные кампании.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 29-06-2006
Виталий Леонидович Тамбовцев Общественные науки и современность. 2006.  № 4. С. 5-20. 
В статье ставится проблема использования экономической теории применения стандартов качества к реалиям государственной службы. Речь идет об общем контексте ее реформирования, целью которого провозглашается повышение качества услуг, оказываемых государственными институтами населению. Анализируется проблема оценки стандартов качества услуг в экономической теории, функции этих стандартов и их роль как для производителя услуг, так и для потребителя услуг. Сквозь призму выявленных закономерностей рассматривается идущая в России административная реформа, Подробно исследуются различные варианты текстов, разрабатываемых в рамках подготовки Федерального закона «О стандартах оказания государственных услуг». Показаны моменты, которые могут на практике существенно снизить действенность и эффективность положений готовящегося закона.
ресурс содержит прикрепленный файл
Опубликовано на портале: 25-05-2005
Наталья Анатольевна Шматко Социологические исследования. 1995.  № 6. С. 24-36. 
Автор исследует генезис патроната как новой социальной группы, а также процессов, посредством которых он конституируется. Делается вывод о том, что социальная группа предпринимателей существует пока только как "в-себе-группа", как объективация определенного социального пространства. Статья основана на материалах контент-анализа специализированной экономической прессы, данных госстатистики и анализе полуформализованных интервью предпринимателей различных уровней.